Ситникова Ю.Н. Деятельность современного учителя по формированию здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Деятельность современного учителя по    формированию здорового образа жизни

 The activities of the modern teacher to promote healthy lifestyles 

Ситникова Юлия Николаевна

Sitnikov Yulia Nikolaevna

учитель МБОУ «СОШ №26» г. Зимы

Россия, г. Зима

sitylia75@mail.ru

 

Аннотация. В статье приведен опыт работы учителя физической культуры по формированию здорового образа жизни с учетом современных требований и основных направлений работы образовательной организации. Представленный опыт работы можно использовать в деятельности учителей физической культуры.

Annotation. In the article the experience of the teacher of physical culture form-ing a healthy lifestyle in accordance with modern requirements and the main directions of work-tions of an educational organization. Introduced experience possible uses vat in the activities of physical education teachers.

Ключевые слова. здоровый образ жизни, двигательная активность детей, мониторинг состояния здоровья школьников, акции, соревнования.

Keywords. healthy lifestyle, children’s motor activity, health status monitoring of students, events, competitions.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и вос­питании уважительного отношения к своему здоровью необхо­димо начинать с раннего детства [1].

По данным Министерства образования и Министерства здраво­охранения РФ, НИИ педиатрии РАН, общая двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину и продолжает снижаться от младших классов к старшим. Даже у младших школь­ников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только пятую-шестую часть суток. Здоровыми являются 15% школьников, 50% имеют отклонения в здоровье и 35% страдают хроническими заболеваниями. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании.

Сложившаяся современная ситуация привела к тому, что проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) становится приоритетной для всех педагогов, а для учителей физической культуры особенно [2].

Педагогический коллектив нашей школы уже несколько лет работает над задачей сохранения и укрепления здоровья учащихся и имеет достаточный опыт работы в вопросе здоровье сбережения в процессе обучения и во внеурочное время.

Работу в данном направлении мы разделяем на несколько направлений:

– внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий и соблюдение СанПинов;

– реализация программы «Здоровье»;

–  планирование    учебной    нагрузки    учащихся с учетом здоровьесбережения;

– деятельность медико-психологической службы;

– усовершенствование материально-технической базы, позволяющей вести эффективную и целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни;

– совершенствование школьного питания;

– диагностика и мониторинг результатов работы по сохранению здоровья школьников;

– информационное и методическое сопровождение работы по сохранению здоровья школьников и формированию здорового образа жизни;

– повышение двигательной активности и усиление профилактической работы по формированию ЗОЖ.

Приведем примеры работы по вышеперечисленным направлениям.

Разрабатывая внеурочные мероприятия, которые являются составной частью системы воспитания здоровья и здорового образа жизни, мы основываемся на принципе «Большие дела начинаются с малого».

Для того чтобы сформировать навык здорового образа жизни, необходимо работу проводить в системе, начиная с приобретения необходимых знаний и умений, а только потом приобретается навык. При системной поэтапной работе школьники приобретают: знания о своем здоровье, опыт творческой деятельности по формированию культуры здоровья, умения, навыки, основанные на знаниях, способность по организации собственной деятельности по сохранению и укреплению здоровья, познавательный интерес, нравственные мотивы, социальные мотивы, мотивы взаимодействия школьника и социума [3].

Учителями физической культуры, планируется и проводится большое количество общешкольных спортивных мероприятий: различные турниры по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, многоборью, легкоатлетические кроссы, спартакиады, веселые старты, военно-спортивные игры.

Увеличение двигательной активности обеспечивается за счёт проведения мероприятий, ставших в школе традиционными: физкультурные минутки во время уроков; динамические паузы и подвижные игры во время перемен; Дни здоровья, семейные спортивно-оздоровительные праздники; экскурсии и походы по окрестностям г. Зимы; поездки на лыжную базу; поездки в бассейн в г. Саянске; туристические слеты, соревнования; военно-спортивная игра «Зарница»; «малые» олимпийские игры; спартакиада школьников.

На базе школы постоянно функционируют кружки и секции: в которых занимаются 43% обучающихся, учащиеся принимают активное участие во всероссийских олимпиадах по ОБЖ и физкультуре, где занимают призовые места.

Мониторинг состояния здоровья школьников, проводимый в школе, совместно с городской больницей, показывает, что дети, занимающиеся в спортивных секциях, практически не болеют, становятся крепче физически, закаляются мо­рально, становятся увереннее в своих силах, что положительно сказывает­ся на их успеваемости и дальнейшей социализации.

Система социального партнёрства обеспечивается тесным сотрудничеством с учреждениями дополнительного образования (детско-юношеская спортивная школа, дом детского творчества, детская художественная школа, детская музыкальная школа) и учреждениями культуры (культурно-досуговый центр «Горизонт»). Занятия в детских объединениях способствуют сохранению здоровья, повышая эмоциональную устойчивость организма к стрессовым ситуациям, снижая уровень тревожности детей.

Наша школа является общественно – активной школой (ОАШ) Иркутской области, мы тесно сотрудничаем со ОАШ Зиминского района. В рамках этого сотрудничества совместно проводятся спортивные соревнования не только среди обучающихся, но и совместные мероприятия детей и взрослых.

Укрепление и сохранение здоровья школьников невозможно без профилактической работы с педагогами, родителями.

Ведущая роль в этой работе отведена психологу, медицинскому работнику, учителям физической культуры.

Темы проводимых мероприятий разнообразны: 1-е классы – «Первые трудности обучения в школе. Знакомство с результатами диагностики»; 4-е классы – «Трудности перехода в среднее звено. Знакомство с результатами обследований»; 5-е классы – «Трудности перехода в среднее звено»; 11-й класс – «Рекомендации по подготовке к ЕГЭ». Будущие первоклассники – «Психологическая готовность к школе», «Учимся отдыхать», «К здоровью ученика через здоровье учителя», «Медико-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса».

Классными руководителями и медицинскими работниками, сотрудниками ГБДД совместно с детьми организуются и проводятся ежегодно: беседы о способах сохранения здоровья, выпускаются санбюллетни, по профилактике детских простудных заболеваний и травматизма, пропаганде здорового образа жизни.  Медико-психологическая служба проводит мониторинг уровня заболеваемости школьников. Стабильность результатов в нашей школе поддерживается в том числе и благодаря обучению по пятидневной рабочей неделе. В субботу школьники участвуют только во внеурочных мероприятиях. Каждая четвертая суббота месяца у нас «Спортивная», в различные мероприятия которой принимают участие абсолютно все классы. Такие мероприятия – в системе помогают формировать навыки здорового образа жизни.  Большое значение в субботних мероприятиях имеет форма их проведения. Педагог на таких мероприятиях – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений. Наряду с традиционными проводятся дебаты, спортивные калейдоскопы, квест-игры, турниры, тематические спортивные состязания. Наши обучающиеся активно участвуют в волонтёрском движении «Наш Город», проводят акции «Нет наркотикам!», «Бросай курить – вставай на лыжи», «За сохранение семейных ценностей».

Важным условием является побуждение ребенка к достижению цели – формирования собственного здоровья, достижения успеха в данной деятельности, что осуществляется через перечисленные активные формы и технологии.  Занятиями физической культурой охвачены все учащиеся, не имеющие противопоказаний. Уроки физкультуры максимально   возможно   проводятся на   свежем   воздухе.   Уровень   физического развития у 72% обучающихся можно оценить, как средний и 28% выше среднего.

При построении образовательного процесса, учителя учитывают особенности класса; соблюдаются  гигиенические и психолого-педагогические условия проведения урока, функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,  используются приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создаются  условия для самовыражения учащихся; используются  разнообразные виды деятельности, внедряются здоровьесберегающие образовательные технологии: личностно-ориентированные, педагогика сотрудничества, технологии развивающего обучения, уровневой дифференциации обучения.

Подводя итоги работы школы по пропаганде здорового образа жизни, обучению навыкам оздоровления, можно сказать – создание такой системы ведет к воспитанию адекватной ей системе отношений, активному участию обучающихся, их родителей не только к сохранению и совершенствованию собственного здоровья, здоровья окружающих, но и пониманию здоровья как ценности [4].

Библиографический список:

  1. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Вороно­ва. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 245, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
  2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья, 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004. -152 с. – (Мастерская учителя).
  3. Кузнецов, В. С., Колодннцкнй, Г. А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе; Метод, посо­бие. – М.; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 184 с. – (Портфель учителя).

4. Материалы областной межведомственной конференции «Формирование здорового образа жизни. Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей». Секция №4 «Формирование здорового образа жизни в системе дошкольного и школьного образования Московской области» (27 октября 2011 г.) / Под редакцией М.В. Панкратовой. –  Коломна: ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2011. – 19 с.