Скрипченко Ю. А. Общесоциальные меры предупреждения экономических преступлений

Общесоциальные меры предупреждения экономических преступлений
General social measures to prevent economic crime

 

Скрипченко Юлия Андреевна

Skripchenko Yulia Andreevna

Магистрант  ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

skripchenko1805@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются общесоциальные меры предупреждения экономических преступлений, рассматриваются меры применяемые ко всем преступлениям, и особенность их применения к экономическим преступлениям, с учетом специфика объекта посягательств, субъектного состава.

Abstract. The article examines general social measures to prevent economic crimes, examines the measures applied to all crimes, and specifies their application to economic crimes, taking into account the specific nature of the object of encroachment, the subject composition.

Ключевые слова: уголовное право, преступление, предупреждение, общесоцильные меры, право, экономические преступления.

Keywords: criminal law, crime, prevention, general sociological measures, law, economic crimes.

Общесоциальные меры определяются законами развития общества. Они реализуют антикриминальный потенциал общества в целом, всех его институтов. Это происходит благодаря неориентированному влиянию на криминологические детерминанты, вкладу в позитивное прогрессивное развитие общества, в результате которого достигнуты противозаконные цели, в частности, противоречия и кризисы, которые питают и воспроизводят преступность.  [1] К примеру, не ради борьбы с преступностью увеличивается моральный и духовный потенциал общества, развитие духовной культуры прогрессирует, но прогресс в этой области, несомненно, сказывается на морали, взглядах, интересах, мотивах людей и многом другом, от чего зависит их выбор добра и зла, законопослушного и противоправного поведения.

Меры по предупреждению преступности рассматриваются как крупные, долгосрочные процессы в общественной жизни. Например, в сфере экономики концепция национальной безопасности Российской Федерации достоверно снижает уровень преступности устранением деформаций в структуре российской экономики, преодолением спада производства, поддержкой его различных секторов и обеспечением занятости населения.  [2]

В сфере социального (в узком смысле слова) меры, направленные на сглаживание острой стратификации людей, адресную поддержку малообеспеченных граждан, укрепление семейных традиций, улучшение культуры жизни, обеспечение надлежащих условий для социализации индивидуумов, ограничение, блокирование, нейтрализация причин и условий преступности способствуют устранению негативных последствий безработицы, вынужденной миграции, безнадзорности детей и т. д.

С точки зрения преодоления криминогенных факторов в духовно-нравственной сфере очень важно продолжать поиски национальной идеи, объединяющей общество, возрождения лучших национальных традиций, заботы о богатом культурном наследии страны, стремления к ее умножению, в сочетании с осознанием опасности девальвации моральных ценностей, связанных с агрессией худших зарубежных примеров так называемой массовой культуры.

Общие социальные меры по предупреждению преступности также действуют в правовой сфере, что, например, отражается в совершенствовании законодательства, непосредственно не направленного на борьбу с преступностью, ее предотвращении, но имеющем другие виды социальных отношений (собственность, жилье, семья, труд и т. д.), которые, будучи нормально неупорядоченными, могут играть криминогенную роль. Криминологи говорят о необходимости введения криминологической экспертизы проектов нормативных актов в России сегодня с точки зрения их действительности и последствий в изменении преступности.  [3]  К сожалению, это остается лишь желанием.

Общий социальный уровень предупреждения преступности — это, на наш взгляд, основа, основа для специальной криминологической профилактики. Специальные криминологические меры осуществляются государственными организациями и общественными организациями и специально направлены на предотвращение и пресечение преступлений. Они строго ориентированы, специализированы и как-то локализованы во времени и пространстве по отношению к определенным объектам и предметам, времени.

Общие социальные меры профилактики предполагают, что государство проводит экономическую политику, свободную от криминальных издержек, сужение возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на решение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность. В этом случае, как считает А.И. Алексеева, необходимо обеспечить разумное расстояние между государственным и частным секторами экономики, нейтрализовать условия, способствующие перекачке государственных средств в частно-предпринимательские структуры с корыстной целью; Стимулировать предпринимательское поведение, соответствующее интересам потребителей; установить строгие меры ответственности за использование недобросовестной конкуренции, дискредитировать экономических и финансовых партнеров, за клановые проявления монополизма, связанные с коррупцией; создать условия для постепенного вытеснения из сферы производства и распространения преступных методов регулирования экономических отношений. Усиление государственной и правовой защиты всех форм законно приобретенной собственности должно сочетаться с методами предотвращения незаконного получения сверхприбылей, увеличением ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдением финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины [4].

Таким образом, решающая роль в предотвращении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общенациональным мерам по ликвидации системного кризиса в обществе, в первую очередь для стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, разрешения их внутренних противоречий, обеспечения рост промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизировать экономику и формирование конкурентной среды, развитие рыночной инфраструктуры, укрепление гарантий частной собственности, социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения, совершенствование законодательства, программирование профилактики экономической преступности.

Система общих социальных мер включает криминологический прогноз, который предсказывает возможные критические последствия определенной экономической политики и разрабатывает стратегию их устранения, локализации или нейтрализации. Этот прогноз основан на экспертизе нормативных правовых актов, проводимых криминалистами с точки зрения их влияния на преступность, ее детерминанты и систему мер по борьбе с ними.

Не менее важны меры, способствующие улучшению отношений в духовно-нравственной сфере, т. Е. Меры, направленные на формирование культуры и моральных стандартов, чувства гражданства и позитивные интересы. Без этого вряд ли можно ожидать успеха профилактики.

Виктимологический аспект профилактической деятельности также имеет значительный потенциал. В этом случае подразумевается, что часть населения из-за низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других деловых операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, использование потенциальных жертв для предотвращения преступлений, совершенных против них, не использовалось так часто.

Осознавая важность и значение мер общего социального характера в предотвращении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии — чрезвычайно сложно говорить о широкомасштабном позитивном воздействии на социальные процессы.

Библиографический список:

  1. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы.-М.,2001.-с.26.
  2. Российская газета. 2000. 18 января — с.3.
  3. Лунеев В.В. К проекту закона о предупреждении преступности// Государство и право. 1996.№11.-с.45
  4. Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. М., 2001. С. 4