Проект «Здоровые дети» как условие целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни


Проект «Здоровые дети» как условие целенаправленного формирования  

ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни

«The project «Healthy children» as a condition of purposeful formation of values

relations of children to health and healthy lifestyle»

 

Слепцова Алёна Сергеевна

Sleptsova Alena Sergeevna

 Методист физкультурно-спортивной направленности

МКУ ДО ЦДО, г. Усть-Кут

Alena2277@list.ru

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы по проекту «Здоровые дети», направленный  на популяризацию и повышение престижа здорового образа жизни, использование педагогических технологий, построенных на интегративной основе дополнительного и общего образования. Проект предполагает охват школьников и молодежи г. Усть-Кут, имеет  долгосрочную перспективу.

Annotation. The article presents the experience of the project «Healthy children» aimed at popularizing and increasing the prestige of a healthy lifestyle, the use of pedagogical technologies, built on an integrative basis additional General education. The project involves coverage of schoolchildren and youth of the city of Ust-Kut and has long term.

Ключевые слова: Здоровье, дети, учащиеся, образовательные организации, Центр дополнительного образования, муниципалитет.

Keywords:  Health, children, students, educational organizations, continuing education Centre, municipality.

В  современных  условиях    возрастает  социальная,  психологическая  и  педагогическая  значимость формирования  у  учащихся  в  процессе  образовательной  деятельности  ценностного  отношения к  здоровью  как  к  ресурсу,  определяющему  в  дальнейшем  полноту  реализации  жизненных целей и смыслов, качество будущей жизни.

Актуальность воспитания здорового образа жизни детей подчеркивается на государственном уровне. Президент РФ В.В. Путин отметил: «Мы вместе обязаны преодолеть безответственное отношение общества к вопросам здорового образа жизни…  Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных мер, особенно для детей младшего возраста, именно в этом возрасте закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать».

Поддержка здорового образа жизни  должна строиться на государственных, научных методических документов, таких как, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [2] и ФГОС провозглашают необходимость перестройки сложившегося в образовании подхода и перехода от здоровьесохранения к здоровьесозиданию школьников, поиску новых, более эффективных форм управления этой работой  в обучении и  воспитании [4].

С 2016 года по настоящее время в  Муниципальном казенном учреждении дополнительного образования Центр дополнительного образования Усть-Кутского муниципального образования  (МКУ ДО ЦДО УКМО) реализуется проект «Здоровые дети»

Цель проекта:

Способствовать сохранению здоровья детей через формирование и пропаганды основ здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и зависимостей среди учащихся УКМО.

Задачи  проекта:

—  популяризация здорового образа жизни;

— повышение эффективности мероприятий по пропаганде здоровья и здорового образа жизни, поиск новых форм работы;

— привлечение внимания родителей, педагогов и учащихся школ, общественности города и СМИ к вопросам создания в городе и районе благоприятной среды для укрепления и сохранения  здоровья.

Ежегодно, начиная с   сентября, по данным направлениям проводятся самые разнообразные  мероприятия, в том числе  анкетирование всех участников образовательных отношений.

Участниками анкетирования «Здоровый образ жизни», проведённой с целью определения уровня осведомленности о здоровом образе жизни учащихся и родителей ЦДО, стали  учащиеся (5-11кл) и родители. По результатам анкетирования выяснилось, что большинство родителей (73,6%) частично ведут ЗОЖ, 47% процентов считают, что успех в жизни зависит от образа жизни. Наиболее важными условиями для сохранения здоровья ребята поставили «регулярные занятия спортом» и «отказ от вредных привычек» — 76%, на 2 –м – «хорошие природные условия» — 54%, 3 – «возможность лечиться  у хорошего врача» — 50%. Приятен тот факт, что 68% учащихся узнают полезную информацию о своем здоровье от родителей, 43% из книг и журналов.

Полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, о правилах личной гигиены, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.

Педагогами ЦДО в системе создаются наглядные пособия, обеспечивающие всем участникам образовательных отношений уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о своем здоровье, способствующий формированию культуры здоровья.

С этой целью выпускаются тематические стенгазеты: «Осторожно грипп», «Витаминная», «После каникул», «Зимние виды спорта», «Великие люди о спорте», а также буклеты: «Курить! Не модно; «Избавляемся от вредных привычек»; «Витамины с огорода»; «Выбираем спорт осенью»; «Здоровые дети»; «Почему детям нужно заниматься спортом»; «Сбалансированное питание спортсменов»; и др.

Следует отметить, что  вопросы здорового образа жизни 1 раз в месяц освещаются и в телепередаче «Росток» в разделе «Здоровье детей – будущее России». В съёмках передачи принимают участие учащиеся, родители  и педагоги Центра дополнительного образования.

С целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка проводятся профилактические мероприятия [3].

Тема здорового образа жизни постоянно поднимаются в молодёжной среде УКМО. Во время Фестиваля органов ученического самоуправления «Время выбрало нас, молодых: вечер идей!» на базе Центра дополнительного образования, на одной из проектных площадок  «Здоровое поколение» учащиеся образовательных организаций города презентовали проект «Здоровое поколение», пропагандирующий отказ от вредных привычек.

Впервые в районе в 2016-2017 учебном году был проведен  муниципальный конкурс «Самый здоровый класс». Конкурс проходил в 2 этапа. На 1 этапе (заочном)  в течение полугода в ОО  проходил отбор лучших классов для участия в финальном очном этапе.

2 этап (очный) прошел  в рамках детского форума «Экологическая безопасность глазами детей». В финале  прошла квест- игра «Самый здоровый класс» для старшего и среднего звена и эстафета «Веселые старты» для младшего звена.

По итогам общих результатов были определены победители в 3 возрастных категориях. На торжественном празднике участникам конкурса вручили грамоты и ценные призы от крупных предпринимателей города. В качестве призов классы-победители получили и «Сертификаты здоровья» на коллективное посещение бассейна и тренажёрных залов.

Проведённый конкурс наглядно показал и взрослым, и детям, что выбранная форма работы с учащимися ОО города всех уровней способствует не только пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных зависимостей, но сплочению классных коллективов, установлению дружественных отношений между школами в целом.

В  сентябре этого года прошло открытие II муниципального конкурса «Самый здоровый класс!», где всем участникам конкурса в торжественной обстановке были выданы конверты с положением о проведении муниципального конкурса «Самый здоровый класс 2018 года».

Проект «Здоровые дети» рассчитан и на дошкольников. Всем  известно, что большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр [1]. В объединениях ЦДО занимаются более 70 детей дошкольного возраста. С данной категорией детей в Центре проходят спортивные квест-игры, весёлые эстафеты и др.

В   рамках проекта «Здоровые дети» 2 год реализуется подпрограммы «Выходи играть во двор», основной целью которой является возрождение русских народных игр.  В течение года такие игры проходили  на свежем воздухе, на открытой площадке ЦДО с учащимися объединения «АБВГДейка» и др. Такие игры служат хорошим  средством развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста, а кроме этого они способствуют приобщению детей к русским традициям и культуре.

Проект «Здоровые дети» действует круглогодично, в т.ч. летом. Известно, что период летних каникул – это особый период в школьной жизни каждого ребёнка. Центр дополнительного образования принял активное непосредственное участие в организации летнего отдыха детей разных категорий:

— с одарёнными детьми, которым в течение года не хватает времени на занятия физкультурой и спортом (профильные лагеря: «Усть-Кутские жемчужинки», «Перезвон талантов»);

— с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию; состоящими на разных видах учёта (профильный лагерь «Время открытий»);

— с детьми, занимающимися в спортивных секциях, которым летом необходимо не только отдохнуть, но и усиленно потренироваться для достижения в дальнейшем успехов в определённом виде спорта («Спортивная подготовка боксу» и «Школа тенниса»).

Минувшим летом для учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и требующих особого педагогического внимания, впервые на базе Центра дополнительного образования  был организован профильный лагерь «Время открытий». Подростки получили правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми, умению владеть собой, приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.

Всеми формами летнего организованного отдыха педагогами ЦДО в 2017 году было  охвачено более 300 детей города Усть-Кут.

Реализуя проект «Здоровые дети», педагогический коллектив ЦДО пришёл к выводу, что только совместными усилиями образовательных учреждений, администрации города и района и общественных организаций возможно привлечь внимание молодежи к пропаганде здорового образа жизни и профилактике негативных явлений. Мы уверены, что здоровое поколение – залог будущего процветания города, района и страны в целом.

Библиографический список:

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — №6. с. 32-33.
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования -2009. — №8 – С.18-13.
  3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : уч. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издат. центр «Академия», 2008. – 192 с.
  4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». –М.: Аркти, 2003.- с.45.