Социальный портрет современной молодежи

0 руб.

Социальный портрет современной молодежи

Social portrait of modern youth

 

Гантимурова Марина Гурамовна

Gantimurova Marina Guramovna

преподаватель ГБПОУ ИО ЧПК, г. Черемхово

gantimurova2015@mail.ru

 

Аннотация. В статье разработана структура социального портрета современной молодежи, выделены доминантные характеристики. Выявлены проблемные характеристики социального портрета современной молодежи, проведен их анализ.

Annotation. The article develops the structure of the social portrait of modern youth, highlights the dominant characteristics. The problematic characteristics of the social portrait of modern youth are revealed, their analysis is carried out.

Ключевые слова: Молодежь, социальный портрет, самоопределение молодежи.

Keyword: Youth, social portrait, youth self-determination.

 

Происходящие в России процессы реформирования всех сфер общественной жизнедеятельности в полной мере затрагивают и процессы социального развития молодежи. Это приводит к переосмыслению места и роли молодежи в общественном воспроизводстве, к необходимости анализа ее социального облика.

Вследствие выполнения воспроизводственной и инновационной функции молодежь одновременно является преемником социального опыта предыдущих поколений, носителем нового опыта. Сегодняшняя молодежь может характеризоваться тем общим, что присуще для россиян в целом и определяться тем особенным, свойственным только этому поколению молодых людей в соотнесении со спецификой исторического развития российского общества. Это особенное в значительной мере определяется социокультурными ориентациями современной российской молодежи.

Формирование качественно новых социокультурных условий жизнедеятельности обусловливает кардинальные изменения жизненных ценностей и ориентиров, норм социального поведения. Ценностно-нормативная система в новых общественных условиях подвержена существенным изменениям. Социокультурная ситуация в обществе переходного периода, каковым является Россия, привела к необходимой адаптации молодежи к быстро изменяющимся социальным условиям. Экономические, политические, социальные и культурные условия социального развития молодежи диктуют переосмысление ориентаций на цели в жизни, способы приспособления к среде. Именно в такой социокультурной ситуации особенно важно изучение изменений ценностно-нормативных систем молодежи, ориентаций на них как основного компонента социального портрета молодежи.

Молодежь – наиболее динамичная социальная группа во всех обществах. В ситуации значительно интенсифицирующихся межкультурных коммуникаций российская молодежь усваивает иные культурные образцы и стереотипы поведения, новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений.

Длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве.

Современная российская молодежь – это неутомимые оптимисты, довольные жизнью, с надеждой смотрящие вперед, лояльные к власти и не испытывающие выраженных протестных настроений. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции в экономике и политике. [1]

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности.

Исходя из определения молодежи как специфической социальной группы общества, поколения людей, проходящих стадию социализации, усваивающих общеобразовательные и профессиональные функции и подготавливаемые обществом к усвоению и выполнению социальных ролей гражданина, возможно, составить ее социальный портрет.

Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп: возрастные границы молодежного возраста; специфика социального статуса; ролевые функции и особенности поведения; характеристики социально-демографической группы; социально-психологические характеристики; процесс социализации в конкретный исторический период; самоидентификация и самоопределение молодежи.

С помощью анкетирования мы составили социальный портрет молодежи на примере студентов Черемховского педагогического колледжа. Средний возраст студентов – 17-18 лет.

Свое материальное положение студенты оценили, как среднеобеспеченное 68%, считают, что живут бедно или ниже черты бедности 10% и 7% соответственно, богато – также 7%, и 8% затруднились ответить.

Актуальной проблема жилья является для 80% опрошенных, 20% не испытывают с жильем никаких трудностей. При этом проживают в благоустроенной квартире своих родителей, других близких родственников 63%, в съемной квартире 13%, в собственной квартире, доме 12%, в общежитии 7% и в собственном неблагоустроенном жилье (в том числе с родителями или другими родственниками) проживают 5% опрошенных. [2]

Качеством получаемого образования полностью удовлетворены 65%, скорее да, чем нет 20%, скорее нет, чем да 10% и не удовлетворены 5% респондентов.

Выбрали данное учебное заведение, потому что их интересует будущая профессия 69% опрошенных, рекомендовали родственники и знакомые 5%, нужен документ об образовании 10%, данный колледж имеет государственную аккредитацию, т.е. выдает диплом государственного образца 5%, привлекла известность учебного заведения 5%, устраивает стоимость обучения 5%, было все равно, куда поступать 1% респондентов.

При этом особое значение для опрашиваемых студентов имеют образование, повышение профессиональной квалификации 89% респондентов, духовный рост, самосовершенствование 82%, семья 80%, работа, учеба 60%, карьера, статус 58%, комфорт, деньги 40%, развлечения и отдых 33%.

Свой досуг респонденты организуют в соответствии с собственными вкусами и предпочтениями: слушают музыку 20%, гуляют по городу 15%, занимаются домашними делами 15%, ходят в гости к друзьям, родственникам 10%, читают художественную литературу 15%, занимаются спортом 10%, проводят время в социальных сетях 5%, посещают музеи и библиотеки 2%, смотрят телевизор, видео 4%, посещают магазины и рынки 3%, играют в компьютерные игры 1%.

Свой досуг предпочитают проводить с семьей 40%, с друзьями 40%, одни 20%.

Из художественной литературы предпочтения отдают зарубежной классике 25%, русской классике 20%, фантастике 15%, приключениям 15%, детективам, боевикам 10%, мистике 10%, дамским романам 5% опрошенных.

Телевизионные передачи большинство респондентов смотрит не так часто, но если есть свободное время, то предпочитают музыкальные передачи 30%, новости 22%, программы о здоровье 10%, спортивные 10%, различные розыгрыши 2%, концерты 2%, 20% опрошенных вообще не смотрят телевизор.

На просьбу определить наиболее приоритетные для общества ценности ответы распределились следующим образом: нравственные ценности 30%, образованность 20%, материальные ценности 15%, культурные ценности 15%, политические 10% и идеи национального возрождения считают важными 10% опрошенных.

По мнению студентов, идеальный человек должен быть: целеустремлённым 20%, активным 13%, вежливым 10%, добросердечным 10%, заботливым 9%, умным 13%, открытым 5%, аккуратным 4%, хитрым 4%, храбрым 3%, бескорыстным 3%, амбициозным 3%, щедрым 1%, властным 1%, льстивым 1%.

Таким образом, социальный портрет молодежи складывается на основе совокупности характеристик, особенностей ее социального положения и обусловлен социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития и особенностями социализации.

Cписок источников:

  1. Антонова И.Ю., Аджиньязова А.А., Ермолаева Е.В. Демографические проблемы в современной России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1517.
  2. Власова П.О., Берюхова А.А., Ермолаева Е.В. Отношение студентов-медиков к здоровому образу жизни // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. – Т. 6. – № 1. – С. 82.