Соловьева Е.А. Анализ субъективного благополучия личности как компонента психологическогоздоровья российских и китайских студентов

Молодежь. Образование. Общество:  материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017  г.)

Анализ субъективного благополучия личности как компонента психологическогоздоровья российских и китайских студентов

Analysis of the subjective well-being of the individual as a component of the psychological health of Russian and Chinese students

 

Соловьева Елена Александровна

Soloveva Elena Aleksandrovna

Ст. преподаватель ФГБОУВО ИГУ, г. Иркутск

elena_s2002@rambler.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается субъективное благополучие личности, как компонент психологического здоровья. Приведены результаты и анализ исследования субъективного благополучия личности российских и китайских студентов.

Annotation. The article considers the subjective well-being of the individual as a component of psychological health. The results and analysis of the study of the subjective well-being of the personality of Russian and Chinese students are presented.

Ключевые слова: психологическое здоровье личности, субъективное благополучие личности, российские и китайские студенты.

Keywords: Psychological health of the individual, subjective well-being of the individual, Russian and Chinese students.

Проблема психологического здоровья личности в последние десятилетия приобретает особую остроту, это связано с усилением динамики жизни в целом, изменениями в обществе и относится к числу актуальных как в теоретическом, так и в практическом плане социально-психологических проблем. Актуализируется потребность в знании этнонациональных особенностей поведения и в навыках эффективной межкультурной коммуникации. Психологическое здоровье личности является существенным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.

Л.Р. Кашкарева составила психологический портрет человека, обладающего психологическим здоровьем, выглядит примерно следующим образом. Это спонтанная, творческая, жизнерадостная, веселая, открытая личность, которая познает окружающий мир и себя не только умом, но и чувствами, интуицией, принимает саму себя и признает ценность и уникальность окружающих ее людей, несет личную ответственность за свою жизнь, извлекает опыт из неблагоприятных ситуаций. Жизнь такого человека наполнена смыслом. Основные его свойства: благополучие, оптимизм, эмоциональное спокойствие, умение радоваться, самодостаточность, умение адаптироваться к благоприятным и неблагоприятным ситуациям. [3]. А. Погорская утверждает, что «психологическое здоровье личности, … отражается в субъективном благополучии личности». [4]  Ранее в наших исследованиях было показано, что «счастье и психологическое здоровье… интуитивно воспринимаются как близкие понятия», а также было выявлено, что «психологическое здоровье и счастье респонденты воспринимают как очень близкие состояния». [1, 2].

Исследование проводились на базе Евразийского лингвистического института МГЛУ (филиал в г. Иркутске) в 2016г. В исследовании приняли участие 108 студентов-переводчиков очного отделения, 2 и 3 курсов: 64 российских студента (43 девушки и 21 юноша) и 44 китайских студента (33 девушки и 11 юношей). Возраст студентов от 18 до 22 лет. Для  исследования у представленной выборки  субъективного благополучия, как одного из компонентов, характеризующих психологическое здоровье, мы использовали «Шкалу субъективного благополучия» (адаптация А.А. Рукавишникова)[5]. Шкала субъективного благополучия была создана в 1988 году французскими психологами Perrudet-Badoux, Mendelsohn и Chiche. Поводом для ее создания послужило расширение исследований в области психологии стресса и его влияния на здоровье индивида. Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами.

Анализ результатов оценки субъективного благополучия китайских и российских студентов девушек. Средние значения двух выборок, китайских и российских студентов девушек  4,6 и 5,8 соответственно, относятся к средним результатам 4-7 стенов, что свидетельствует о низкой выраженности качества в каждой из этих выборок: лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные  проблемы у них отсутствуют,  но  и полном эмоциональном  комфорте говорить нельзя.

У российских студентов это значение выше, чем у китайских. Применяя U – критерием Манна-Уитни получаем, что выборки китайских студентов девушек и российских студентов девушек относятся к разным генеральным совокупностям. Различие между значениями этих двух выборок статистически значимо.

Рисунок 1 Шкала субъективного благополучия

Крайне низкие оценки по шкале СБ (1 стен) свидетельствующие о полном эмоциональном благополучии респондентов и отрицании у них серьезных психологических проблем, не получила ни одна из девушек, ни в китайской ни в российской выборке. Оценки отклоняющиеся в сторону субъективного благополучия (низкие оценки 2-3 стена) говорящие об умеренном эмоциональном комфорте, имеют 27,3% китайских респондента и 14,0% российских респондента.

Средние оценки (4-7 стена) свидетельствующие о низкой выраженности качества: это лица с умеренным субъективным благополучием — серьезные проблемы у них отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя, имеют 66,7% китайских студентов девушек и 60,5% российских студентов девушек. Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (высокие оценки 8-9 стенов) имеют 6,1% китайских респондентов и 23,3% российских. Крайне высокие оценки (10 стенов) свидетельствующие о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте, имеют 2,3% российских студентов девушек, китайские студенты девушки не имеют таких оценок.

Анализ результатов оценки субъективного благополучия китайских и российских студентов юношей. Средние значения двух выборок,  китайских и российских студентов юношей, 5,5 и 4,0  соответственно, относятся к средним результатам 4-7 стенов, что свидетельствует о низкой выраженности качества: лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные  проблемы у них отсутствуют,  но  и полном эмоциональном  комфорте говорить нельзя.

У российских студентов это значение ниже, чем у китайских. Используя  U – критерий Манна-Уитни, получаем, что выборки китайских студентов юношей и российских студентов юношей относятся к разным генеральным совокупностям. Различие статистически значимо.

Рассмотрим более подробно распределение полученных результатов по шкале субъективного благополучия (представлено на рисунке 2)

Крайне низкие оценки по шкале СБ (1 стен) свидетельствующие о полном эмоциональном благополучии респондентов и отрицании у них серьезных психологических проблем, не получил ни один  из китайских студентов юношей, и имеют 14,3% российских студентов юношей. Оценки отклоняющиеся в сторону субъективного благополучия (низкие оценки 2-3 стена) говорящие об умеренном эмоциональном комфорте, не имеют ни один из китайских респондентов и имеют 38,1% российских респондента.

Средние оценки (4-7 стена) свидетельствующие о низкой выраженности качества: это лица с умеренным субъективным благополучием — серьезные проблемы у них отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя, имеют 90,9% китайских студентов юношей и 42,9% российских студентов юношей. Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (высокие оценки 8-9 стенов) имеют 9,1% китайских респондентов и 4,3% российских. Крайне высокие оценки (10 стенов) свидетельствующие о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте, респонденты не имеют.

Уровень субъективного благополучия российских и китайских студентов девушек и юношей относятся к средним результатам, что свидетельствует о низкой выраженности качества в каждой из этих выборок: лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя. Субъективное благополучие у китайских студентов девушек выше, чем у российских, а субъективное благополучие у российских студентов юношей выше, чем у китайских.

Список источников:

  1. Бандурка Т.Н., Соловьева Е.А. Исследование особенностей полимодального восприятия содержания понятий «психологическое здоровье» и «счастье» у студентов // ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 4 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. – М.: Когито-Центр, 2015. – 462 с. 7-9c.
  2. Кашкарёва Л.Р. Диалектическая взаимосвязь между психическим и психологическим здоровьем человека как условиями его самореализации субъекта жизни [Текст] //Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского. Том 2 // Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2013. — 502 с.
  3. Погорская В.А. Характер взаимосвязи субъективного благополучия [Текст] /Вектор науки ТГУ. 4(7). 2011
  4. Соловьева Е. А. Исследование восприятия психологического здоровья как состояния полимодального счастья у студентов// Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля в 2-х частях Ч. 1 / отв. редактор Н.В. Уварина –  Прага, Чешская Республика, Изд-во WORLDPRESSs.r.o.,   2015г — с.430-434
  5. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. С.467-470