Современное состояние и проблемы обществоведческого образования

«Методика» в переводе с древнегреческого языка – «способ познания», «путь исследования». Метод — это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи.

Методика преподавания обществознания — это отрасль педагогической науки, исследующая процесс обучения обществоведческим дисциплинам с целью повышения его эффективности и качества.

Она призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию, выявлять основные факторы, а также рассматривать вопросы: зачем учить? чему учить? как учить?

Предметом методики является педагогический процесс обучения, преподавание учителем и изучение учениками общественных дисциплин. Объектом изучения являются содержание, организация, формы и методы обучения.

Основными факторами обучения являются цели, определяемые государством и обществом: содержание и структура обществоведческого образования, закрепленные в стандартах, программах, учебниках; научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, приемы, средства преподавания и изучения); познавательные возможности учащихся; результаты обучения.

К задачам методики преподавания обществознания относятся:

— конкретизация целей предмета по классам, темам, урокам;

— отбор содержания в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся;

— выбор и использование наиболее эффективных методов, приемов и средств обучения;

— моделирование оптимальных способов и форм организации учебного процесса с учетом содержания и познавательных возможностей учащихся;

— разработка критериев оценки результатов в обучении;

— программирование и предъявление результатов обучения;

— установление межпредметных и внутрикурсовых связей для реализации целей обществознания и предупреждения дублирования образовательного содержания;

— ориентация на обеспечение самоопределения личности;

— создание условий для ее самореализации.

Начальные знания и представления обществоведческого характера формируются у учащихся в курсах начальной и средней школы. Это окружающий мир, обществознание, история, экономика, граждановедение и т.д.

Учебный предмет «Обществознание» формирует предпосылки для профессионального самоопределения учащихся через знакомство с системой общественных отношений: экономических, социальных, политических, национальных, культурно-мировоззренческих, духовно-нравственных. К таким предпосылкам относятся полные знания обо всех сферах жизни общества. Как известно, самореализация неосуществима без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих собственных качеств. Необходимые для этого знания и дает обществоведческое образование.

Содержащееся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требование способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений побуждает к созданию средствами обществознания важных условий такой свободы: представления о множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а также критичности мышления, формируемой при рассмотрении различных точек зрения на изучаемые в курсе общественные проблемы. Без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи, которая включает в себя политическую, правовую, экономическую и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе. Все они наиболее полно представлены в содержании обществоведческого образования.

Знания, полученные на уроках обществознания, помогут школьникам стать мыслящими, активными, самостоятельно действующими гражданами, творческой личностью, стремящейся преобразовать себя и окружающий мир.

Содержание курса постоянно обновляется. Это связано с процессами, которые происходят в развитии самого общества и общественных науках. Методика преподавания призвана осуществить оптимальный отбор содержания, методические пути его изучения в урочное время, а также на внеурочных, внешкольных занятиях.

Подбирая материал к уроку обществоведческого цикла, учителю необходимо руководствоваться следующими принципами:

— научности — требует от учителя подбора материала в соответствии с современными достижениями наук, нацеливает на использование в организации учебной деятельности проблемного содержания;

— доступности — обязывает педагога учитывать реальные возможности учащихся, их психологическую, физическую, интеллектуальную подготовленность к восприятию учебного материала;

— единства обучающего, развивающего, воспитывающего характера материала — предполагает всестороннее воздействие на личность учащегося;

— единства теории и практики — предусматривает использование учениками полученных знаний в обычной жизни;

— целесообразности — обязывает учителя при подборе материала учитывать его необходимость и достаточность при усвоении учениками в данный момент;

— актуальности — предусматривает включение в урок материала, который связан с реальными событиями, происходящими в городе, в стране, в мире ежедневно, что позволяет учителю и ученикам быть в курсе всех событий;

— значимости — предполагает важность обществоведческого материала для учащихся по тем или иным причинам, поэтому учителю важно учитывать особенности конкретного класса;

— последовательности и систематичности — предполагает определенный порядок и систему подбора материала не только к каждому уроку, но и в течение всего учебного года, на протяжении всех лет изучения курса. Выполнение этого принципа способствует сохранению преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения;

— положительного ориентирования требует от учителя найти материал таким образом, чтобы он решал задачи патриотического, гражданского, нравственного воспитания;

— стимулирования сознательности и активности — обязывает учителя подбирать материал так, чтобы учащиеся не только запоминали его, но и осознанно применяли, проявляли интерес к знаниям в данной области, самостоятельно искали решение появившихся проблем;

— интегрированность — учитывает межпредметные и внутри-курсовые связи и предупреждает дублирование материала.

Становление обществоведческого образования имеет длительную историю. Появлялись новые учебные предметы, отражающие различные аспекты общественных отношений, их сменяли другие учебные дисциплины под влиянием изменений в самом обществе. Современному предмету «Обществознание» более двух десятков лет.

Отечественной школой накоплен значительный опыт в развитии обществоведческого образования. История развития предмета может быть представлена следующей периодизацией: первый этап — 1917/1918 — середина 1930-х гг.;

II этап – середина 1930-х — начало 1960-х гг.;

 III этап — начало 1960-х — конец 1980-х гг.;

IV этап — конец 1980-х — до настоящего времени.

 Становление и развитие школьного обществоведения до середины 1980-х гг. целиком зависело от партийных установок, а содержание предмета строилось на основе теории марксизма-ленинизма, политики партии, отражало классовый подход в оценке явлений общественной жизни и отличалось идеологической направленностью.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. перестраивается система обществоведческого образования. Это было связано с изменениями, происходившими в обществе, законодательстве страны, новой оценкой истории, общественной жизни страны, иной методологией базовых наук, переходом на концентрическую структуру исторического и обществоведческого образования, его гуманизацией.

В 1989 г. объявлен конкурс новых программ, которые должны были быть рассчитаны па четыре года и носить интегративный характер. В 1991 г. варианты учебных программ были опубликованы. Проекты программы для 11-го класса были ориентированы на понимание места и роли человека в современном мире, раскрытие его социальных ролей, рассмотрение основных сфер жизни общества, проблем обновления социализма применительно к конкретной сфере общества. В большей части проектов программ учитывались цивилизационный и формационный подходы при формировании знаний учащихся, была ориентация на раскрытие общечеловеческих ценностей (особенно программы, подготовленные авторскими коллективами под руководством Л. Н. Боголюбова, Л. Т. Кинкулькиным и В. С. Овчинниковым). В этих проектах нашли отражение содержательные линии: человек — природа — общество; экономическая, социальная, политико-правовая, духовно-нравственная сферы общества

В начале 1990-х гг. происходят существенные изменения в общественных науках[1]. Это было связано с принятием новой Конституции РФ 1993 г.[2], становлением рыночной экономики, закреплением в ней свободы экономической деятельности, равноправия разных форм собственности, в том числе и частной. Немаловажное значение имело изменение форм и методов политической власти, демократизация государства, участие граждан в политической жизни страны, формирование социально-культурных ценностей.

Фундаментальные изменения в обществе не могли не отразиться па образовательной политике государства. Принятие Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», определившего сущность и новые подходы в образовательной политике, позволило создать новый обществоведческий курс, изменить его структуру и содержание. Его новая концепция была разработана в лаборатории обществоведческого образования Института содержания и методов образования Российской академии образования под руководством Л. Н. Боголюбова[3].

В 2008 г. педагогами-учеными этой лаборатории были созданы учебно-методические комплексы для основной и старшей школы. На основе проверенных на практике идей были созданы учебные пособия, отражающие новые реалии в современной России и мире, подготовлены хрестоматии, сборники заданий, методические руководства для учителей, нацеленные на оптимальное сочетание овладения научными знаниями, развития творческих способностей и воспитания учащихся. Сложилось несколько учебных комплексов, обеспечивающих преподавание курса как в основной, так и в старшей школе. В федеральный перечень учебников на 2014/15 гг. вошло несколько подготовленных разными авторскими коллективами комплектов учебников, в том числе комплекты под редакцией Л. П. Боголюбова, под общей редакцией Г. А. Бордовского, авторов А. И. Кравченко, Е . А. Певцовой; А. Ф. Никитина, Г. И. Грибановой, Д. С. Мартьянова и др. Все они прошли экспертизу Российской академии образования и Российской академии наук и рекомендованы для использования в школе. За последние годы около миллиона выпускников российских школ сдавали единый экзамен по обществознанию в качестве предмета по выбору[4].

В современной школе обществознание — учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии.

Школьное обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук с целью подготовить школьников к условиям жизни в обществе, к решению практических задач, возникающих в процессе их деятельности. В основе содержания курса «Обществознание» находится человек в его взаимодействии с окружающим миром и обществом, что подчеркивает его гуманистическую направленность.

Одна из основных целей преподавания обществознания — формирование на основе образовательной социально-коммуникативной компетентности учащихся их способности к усвоению новой информации, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции РФ основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков, а также системе современного образования. Достижение поставленной цели возможно на основе системно-деятельностного подхода, активного включения школьников в общественную жизнь, понимания своего внутреннего мира и индивидуальности, принятие правовых, культурных и моральных принципов, формирования правосознания, умения строить отношения в семье, установления социального взаимодействия на основе сотрудничества, ориентации в экономических отношениях, формирования активной гражданской позиции в политической области, осмысления реалий современного глобального мира. Эти основные требования и отражены в содержательной составляющей курса «Обществознание».

Преподавание курса «Обществознание» в школе ставит общей задачей создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. С ней неразрывно связаны следующие целевые установки: социализация, подготовка к жизни в обществе в XXI в.; воспитание патриотизма через осознание сопричастности к судьбам Родины; самостоятельность через формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни; коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата; уважение ценности социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия; умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам; конструктивность, выражающаяся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма.

Перечисленные целевые установки базируются на следующих ценностных ориентирах:

1) гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с его нуждами и потребностями;

2) здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности;

3) гражданская ответственность, проявляющаяся в принятии ценностей демократии, правового государства и гражданского общества, выработки активной гражданской позиции, преодолении социального иждивенчества и инфантилизма, освоении основных социальных ролей;

4) консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной справедливости, противодействие сепаратизму и экстремизму в любых его проявлениях;

5) толерантность, подразумевающая умение строить отношения с представителями других культур, принятие неодинаковости людей как условия существования человеческого сообщества, стремление к поиску согласия и взаимодействию на основе общечеловеческих ценностей;

6) информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять се объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, отделения главного от второстепенного, фактов от мнений; а также проявляющаяся в умении противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием;

7) независимость, показывающая не только стремление к внешнему государственному суверенитету, но и стремление к экономической, идеологической и геополитической самостоятельности;

8) легитимность власти, формирующая взаимодействие институтов управления с гражданами, общественную стабильность и видение мирных способов отстаивания своих интересов;

9) открытость, реализуемая через прозрачность механизмов принятия решений и существующих правил, доступность информации о принятых решениях.

Демократия, правовое государство, гражданское общество, разделение властей, парламентаризм, частная собственность и другие являются важнейшим условием реализации выделенных целевых установок и ценностных ориентиров. Перечисленные установки и ориентиры неразрывно связаны друг с другом, образуют общий контекст, и их выделение носит условный характер.

Исходя из заявленной цели, целевых установок и ценностных ориентации, можно определить следующие образовательные задачи преподавания курса обществознания:

— раскрытие закономерностей развития общества, общественной жизни;

— утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;

— выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;

— определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;

— ознакомление школьников с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;

— формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;

— создание условий для раскрытия творческих способностей личности;

— развитие аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;

— моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;

— выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;

— развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;

— понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию;

— передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) целями обществоведческого образования в старшей школе являются содействие:

— формированию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

— воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;

— развитию личности, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

— формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

— овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

— формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В школьном курсе «Обществознание» нет принципа» неодолимой силы», такого, как принцип хронологии в истории, который диктовал бы лишь одну последовательность построения курса. Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной и старшей школы.

При изучении содержания курса по обществознанию в старшей школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся старших классов вносит свой вклад в формируемые у них при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменении действительности, а также способствует выработке универсальных учебных действий. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных методов и средств обучения.

[1] Подробнее см.: Лазебникова А. Ю., Королькова Е. С. Поиски форм стандартизации содержания образования в 1990-е гг. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 5.

[2] Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. Х» 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ).

[3] Подробнее об истории обществоведческого образования см.: Методика преподавания обществознания в школе / под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Владос, 2002. Гл. 1.

[4] Федеральный перечень учебников на 2014/2015 гг. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 6.