Современные педагогические технологии на занятиях общепрофессиональных дисциплин

  • Современные педагогические технологии на занятиях общепрофессиональных дисциплин
  • Modern pedagogical technologies in the classroom of General professional disciplines

Назарук Оксана Александровна

Oksana Nazaruk

Преподаватель ГАПОУ ИО  ИТТриС, Иркутск

nazaruk-danil2012@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы применения современных технологий  в образовательном процессе, которые дают возможность педагогическим работникам продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов качества знаний обучающихся, что является основным показателем подготовки востребованного специалиста на рынке труда.

Annotation. The article deals with the application of modern technologies in the educational process. The use of innovations in the field of education allows the teaching staff to use their academic time productively and achieve high results in the training of students, which is the main indicator of training a sought-after specialist in the labor market.

Ключевые слова: Технология обучения, образовательный процесс, квалифицированный специалист

Keyword: Training technology, educational process, qualified specialist

Современные тенденции, происходящие в образовании, диктуют изменение подходов к организации образовательного процесса.

В центре внимания педагогической науки лежит создание образовательных технологий, призванных помочь формированию и гармоничному развитию личности, ведь основной целью среднего профессионального образования на сегодняшний день является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. [1]

Преподавателю нужно четко понимать само понятие «современные педагогические технологии», а так же четко осознавать, где, когда и зачем возможно использовать данные технологии. Словарь трактует  понятие «педагогическая технология» (от др.-греч. τέχνη— искусство, мастерство, умение; λόγος— слово, учение) как специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Из представленного определения напрашивается вывод, что преподавателю необходимо в образовательном процессе уметь выбирать стратегию преподавания, уметь подобрать технологии обучения, которые наиболее целесообразны и направлены на подготовку специалистов востребованных на рынке труда, т. е применять технологический подход в образовательной деятельности.

В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. Признаками технологического подхода являются:

  1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора;
  2. Технологическая цепочка действий и операций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  3. Поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися. [2]

На сегодняшний день наиболее актуальными становятся  такие технологии, как информационно – коммуникационная, технология развития критического мышления, проектная, развивающего обучения, здоровье сберегающие,  проблемного обучения, игровая,  модульная, технология мастерских, кейс – технология, интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии.

Образовательными учреждениями среднего профессионального образования (далее СПО) используется широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. С одной стороны внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий  даст возможность преподавателю саморазвиваться,  воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий с другой стороны –  использование  педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований, так как сегодня востребованный специалист на рынке труда должен не только обладать багажом знаний, но и умело этот багаж применять на практике. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности.

Преимущества применения образовательных технологий в СПО состоят в том, что меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом, а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

Появление новых информационных технологий связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дает возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду.

Главной целью при использовании современных педагогических технологий является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Поэтому современные технологии способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения.

Запросы общества к техническому и профессиональному образованию сложившиеся на сегодняшний день заставляют преподавателя выбирать именно ту технологию обучения, которая в данный момент наиболее целесообразна. В каждой конкретной ситуации профессионального обучения перед преподавателем стоит проблема обеспечения оптимальности и эффективности решения профессионально-обучающей задачи. Автор данной статьи считает,  что  использование  технологии проблемного обучения на занятиях общепрофессиональных дисциплин неизбежно приведет к подготовке специалистов высокого уровня, ведь  учащегося ставят в проблемную ситуацию, для решения которой ему предстоит вовлечься в активный познавательный процесс изучения общепрофессиональных дисциплин.

Список источников:

  1. Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 161-164.
  2. Еркина С.Л. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://агасу.рф/files/documents/44-redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf , дата обращения 10.10.2020