Спиридонова И.М. Социокультурные объекты города Иркутска как средство позитивной социализации дошкольников

Социокультурные объекты города Иркутска как средство позитивной социализации дошкольников

Socio-cultural objects of the city of Irkutsk as a means of positive socialization of preschool children

 Спиридонова Ирина Михайловна

Spiridonova Irina Mikhailovna

магистрант ФГБОУ ВО ИГУ, г. Иркутск

pussi73@mail.ru

Аннотация. В  статье рассматривается проблема позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста, которая является одной из важных и традиционных в психолого-педагогической науке. Изучены взгляды авторов на данную проблему, где выделяется ряд направлений в изучении позитивной социализации. Это особенно значимо на современном этапе, когда происходят глубокие изменения в стремительно развивающемся мире, обусловленные значительным увеличением информационного потока, возрастанием требований к процессу переработки и усвоения информации, а также на фоне воздействия средств мультимедиа, которые формируют среди детей дошкольного возраста пассивных наблюдателей и в значительной степени приводят к снижению проявлений у них коммуникативных способностей и ответственности за свою деятельность.

Annotation.The article deals with the problem of positive socialization of children of senior preschool age, which is one of the most important and traditional in psychological and pedagogical science. The authors’ views on this problem are studied, where a number of directions in the study of positive socialization are highlighted. This is especially significant at the present stage, when there are profound changes in a rapidly developing world, due to a significant increase in the information flow, increasing requirements for the processing and assimilation of information, as well as against the background of the impact of multimedia that form passive observers among preschool children degrees lead to a decrease in their communicative abilities and responsibility for their activities.

Ключевые слова. вопросы, позитивной социализации, социокультурные объекты, структура позитивной социализации, когнитивный компонент, возрастные этапы социализации, старший дошкольный возраст.

Keywords. issues, positive socialization, sociocultural objects, structure of positive socialization, cognitive component, age stages of socialization, older preschool age.

Внимание педагогической современности обращено к проблеме вхождения в социум и повышению общей культуры воспитанников, что связано с изменением статуса всех потребительских рынков и запросами «заказчика» образовательных услуг, родителей и государства. С введением федеральных государственных стандартов социализация выделена в отдельную образовательную область и представляет приоритетные задачи дошкольного учреждения [5]. Общественность желает видеть современного человека творческим, предприимчивым, стеничным, мобильным к мировым преобразованиям. Заложить и сотворить желаемые качества требуется в начале жизненного пути. Детство сенситивно для овладения аксиологией и канонами социальной активности.

Интерпретация работ педагогических плеяд выказала высокий интерес к проблеме социализации и всевозможные грани её изучения. Новая цивилизация нуждается в уникальной личности. Общество заключено в вакуум духовности и никчемности происходящего. Современная социализация не учит опираться на опыт прошлого, поэтому необходимо развивать ответственность и самостоятельность ребенка уже в дошкольном возрасте.

К существенным признакам базовых категорий педагогики относятся прежде всего понятия «образование», «воспитание», «обучение», они позволяют сделать вывод о применении в образовательном процессе методологии культурологического подхода [2]. Следовательно, целью образования становится нравственность, инициатива, творчество, выбор профессии. Культурологический подход рассматривает обучение и воспитание в контексте культуры, опирается на характер и ценности культуры.

Таким образом, выявляются расхождения между запросами общественности в воспитании стеничной личности средствами изучения социокультурных объектов города Иркутска и слабой разработанностью теоретических баз интересующего процесса.

Знакомство с трудами просвещенных педагогических умов помогло найти определение социализации и понять зависимость её от действенных овладений гендерной ролью. Индивид узнает и переорганизует систему знаний, норм и ценностей, желая стать качественным членом общества и воспроизводить связи активного проникновения в социальную среду. Показателем продуктивности социализации выступают коммуникативный, познавательный, ценностный и поведенческий компоненты[4]. Различные виды коммуникации и умение использовать их в возникающих ситуациях, помогает самообразовываться по собственной потребности и инициативе, расширяя границы бытия. Знание становится не просто принятым, но ценностным, так как приобретено в действии.

Теперь делаем вывод, что социализация – это воспитание человека в обществе, приобретение им норм поведения и ценностей своего общества.

Процесс будет положительным, если индивид сможет быть счастливым, удовлетворять свои способности не принося вред другим людям. Малыш растет и открывает для себя окружающее его пространство. Происходящие изменения ведут к углублению, познавательных интересов, понимании связей и причин происходящего, изменению чувственных отношений. Такие метаморфозы приводят к тому, что на ребёнка обрушивается огромное множество объектов, фактов, явлений, и, стало быть, социальная действительность обосабливается в средство воспитания.

Таким образом, не всякая реалия может положительно воспитывать. А лишь та её часть, которая понята и принята ребёнком при условии адекватной методики.

Нынешние киндерята постоянно находятся в движении, их трудно заинтересовать, привлечь внимание, остановить и оглядеться. Загруженность и нервозность родителей приводит к тому, что часто дети остаются одни, их другом становится телевизор или компьютер. Дети перестают выдумывать, фантазировать, им проще бездумно нажимать кнопки. Растет поколение «жителей интернета» и «цифровых аборигенов» [1].

Посему, при грамотной подаче, средством получения информации должны стать социокультурные объекты города (театры, музеи, библиотеки), здесь, под воздействием многовекового пласта культурного опыта былых лет, ребёнок самраскроется и творчески реализуется, покажет внутренний резерв своих ценностей. Помощником реализации качественных идей социализации становится отлаженное социальное партнерство[3]. Последовательное и системное сотрудничество с объектами социокультурными объектами города влияет на положительную социализацию дошкольника, способствует развитию инициативного и конструктивного взаимодействия всех участников воспитательного процесса. Интеграция семьи, дошкольного учреждения и общественности в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов жизни, учет возраста обеспечат позитивную социализацию ребёнка и сформируют духовный мир человека. 

Таким образом, можно заключить, что процесс позитивной социализации — сложное явление, в ходе которого происходит принятие норм бытия, изобретение новых форм, утверждение себя как неотъемлемой части огромного мира. И только очевидные обстоятельства насытят ребёнка положительными эмоциями, многообразной деятельностью, увеличат интеллектуальный потенциал при взаимодействии с окружающей действительностью.

Библиографический список:

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире. — М., 2008. – 431 с.
  2. Косогова А.С. Актуальные проблемы современного образования: Учебное пособие \ А.С.Косогова. – Иркутск: Изд-во «Аспирант», 2018. – 200с.
  3. Никольская О. Д. Социально-педагогическое партнерство как фактор повышения качества дошкольного образования: теоретическое обоснование // Вестник ОГУ. 2006. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe-partnerstvo-kak-faktor-povysheniya-kachestva-doshkolnogo-obrazovaniya-teoreticheskoe-obosnovanie (дата обращения: 25.01.2019). 
  4. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе Учебное пособие 3 – издание, Москва Издательство «ФЛИНТА», 2014. – 217 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 // Официальные документы в образовании, январь 2014. № 1 (501).