Статья “Эффективность дифференцированного подхода в обучении”

Автор:Брагина любовь Константиновна, учитель английского языка МОУ ИРМО “Пивоваровская СОШ”

Эффективность дифференцированного подхода в обучении. Главной целью в обучении в соответствии с ФГОС является создание благоприятной обстановки на уроках. Но современный процесс обучения – это уже не тот скучный и традиционный урок, что раньше. Ведь в основе современного урока лежат принципы отношений ученик – учитель, что определённо делает процесс обучения интересным, доступным и продуктивным. И основная задача современного урока – это учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и строить процесс в соответствии с ними. Вот основные составляющие продуктивного современного урока:

  • отсутствие страха перед предметом и учителем;
  • умение самостоятельно определять цели и задачи, рассуждать о том, что получилось и нет, с какими трудностями столкнулись, как в дальнейшем можно преодолеть эти трудности, всё это делает современный урок продуктивным.

Использование дифференцированного подхода в современном уроке. На своих уроках я использую дифференцированный подход, потому что он предполагает восприятие материала учениками с учётом их индивидуальных способностей. Эффективность дифференцированного подхода бесспорна. Дифференцированный подход – это такая форма организации учебной деятельности, в рамках которой учитель имеет возможность работать с группами учеников.  Ученики объедены в группы с учётом наличия у них общих качеств, интересов и способностей. Применение дифференцированного подхода вызывает у обучающихся больший интерес, нежели традиционные формы урока.  Потому что с помощью отбора содержания урока и использования рационального характера работы создаются оптимальные условия для усвоения материала.

Также реализация дифференцированного подхода на уроках способствует организации группового соревнования, конкурсов, созданию педагогических ситуаций и условий. И все эти формы работы помогают раскрыть достоинства каждого обучающегося. Данный подход помогает в совершенствовании личности обучающихся. В итоге ученики в меньшей степени чувствуют себя постоянным объектом наблюдения, потому что внимание учителя направлено на всю группу в целом.

Дифференцированный подход на этапах урока. Итак, рассмотрим дифференцированный подход на этапах урока. Первый этап – это определение теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий. Например, на первом этапе задача учителя заключается в том, чтобы дать определённые знания на теоретическом уровне. Далее обучающимся предлагается выполнить тест с несложными вопросами. В результате этот тест даёт возможность проанализировать уровень усвоения материала обучающимися. Проанализировав результаты, учитель готовит задания разной сложности. Но при необходимости можно провести тест второй раз.

И на втором этапе уже можно разделить класс на группы и предложить выполнить  задания  на практике. Разноуровневые задания готовятся по возможностям каждой группы, потому что это задания разной сложности, от самых простых до углублённых. Здесь задача учителя  наблюдать за темпом работы, за проявлением самостоятельности.

На данном этапе учитель должен оказывать большую практическую помощь тем ученикам, которые испытывают трудности.  Таким образом, учитель должен формировать у них уверенность в своих силах. А в случае затруднении, учитель может попросить повторить действия ещё несколько раз.  И здесь важно обращать внимание обучающихся на последовательность выполнения работы.

После выполнения необходимо провести анализ проделанной работы самими учениками. Потому что важно выявить что удалось, а что вызвало трудности.

В заключении. Использование данного метода на уроках эффективно, потому что повышается значимость каждого ученика при выполнении заданий. Так как обучающиеся заканчивают свою работы не одновременно. Это позволяет учителю проанализировать работу каждого, отметить типичные ошибки и своевременно исправить их. И если ученики справляются сами, не нужно вмешиваться в процесс работы. Потому что это учит преодолевать трудности и развивает способность к самостоятельности.

Сделаем выводы. Дифференцированный подход на уроках можно использовать на всех этапах и во всех видах деятельности. В результате, выполняя всю работу, ученики получают моральное удовлетворение и повышается мотивация. Дифференцированный подход обеспечивает эффективную работу на уроках в соответствии с ФГОС. Работа проходит с учётом личностно-ориентированного подхода и индивидуальных способностей каждого ученика.