Структура управления адаптивной физической культурой и спортом в Российской Федерации
Основные принципы совершенствования и развития адаптивной физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
1. Принцип единой системы управления
Управление адаптивной физической культурой и спортом инвалидов в Российской Федерации должно осуществляться в единой системе активного взаимовлияния и взаимодействия государственных и общественных организаций, деятельностью которых является развитие массовой адаптивной физической культуры и спорта инвалидов в Российской Федерации, а также социальная адаптация и физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Все звенья системы управления адаптивной физической культурой и спортом должны быть: взаимосвязаны между собой иерархически и находиться в тесном взаимодействии друг с другом и внешней средой; ориентированы на повышение доступности и массовости адаптивной физической культуры и спорта, улучшение качества физкультурно-спортивной работы, повышение спортивного мастерства и спортивных достижений спортсменов-паралимпийцев, повышение социального благополучия и качества жизни лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
2. Принцип индивидуализации и мотивации.
Приоритетными компонентами в процессе управления адаптивной физической культурой и спортом инвалидом должны выступать мотивация лиц с инвалидностью и ограничениями в состоянии здоровья на творческую самореализацию и саморазвитие, гармонично сочетающуюся с двигательной активностью.
Вся физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность должна учитывать индивидуальные характеристики человека с ограниченными возможностями, его инвалидизирующие и психосоматические особенности в целях социокультурного единства и интегративного взаимодействия с адаптивной физической культурой и спортивной деятельностью, базирующейся на выполнении физических упражнений.
Выбор целей, форм и способов организации, включая способы взаимодействия с занимающимися, должен быть индивидуально ориентированным. Методы и средства работы с контингентом занимающихся адаптивной физической культурой и спортом инвалидов необходимо выстраивать с учётом ценностных ориентаций, целевых установок, спортивных интересов, личностных потребностей и амбиций, с обязательным учетом нозологии, степени патологических отклонений, физического и психического развития, функциональных возможностей организма, двигательных качеств и потенциала, координационных возможностей, психофизиологических характеристик и иных личностных особенностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо предоставлять возможность спортсменам-инвалидам и занимающимся адаптивной физической культурой принимать активное участие в принятии и реализации управленческих решений в физкультурно-спортивной деятельности.
3. Принцип целевой установки на развитие адаптивной физической культуры и спорта инвалидов.
Развитие адаптивной физической культуры и спорта инвалидов подразумевает достижение намеченных целей планомерно с регулярным анализом эффективности и достижением результатов при консолидации активных действий органов исполнительной и законодательной власти в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с обязательным участием органов самоуправления, общественных организаций и объединений, заинтересованных граждан, направленных на разработку и реализацию комплексныхпрограмм развития адаптивной физической культуры и спорта инвалидов. Важен дифференцированный подход к организации мероприятий направленных на развитие адаптивной физической культуры и спорта инвалидов с учетом особенностей контингента занимающихся и целевой установки на системное развитие
массовой адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с максимальным количеством привлеченных занимающихся и видов спорта входящих в программы Паралимпийских Игр и Сурдлимпийских Игр.
4. Принцип научно-обоснованных и подходов и адекватности системы управления.
Комплекс мер, направленных на совершенствование механизмов управления и организации системы адаптивной физической культуры и спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должен согласовываться с данными научных современных исследований в области управления, спортивной и коррекционной педагогике, биологии и медицины, социологии.
Применение научно обоснованных методов и подходов при принятии адекватных управленческих решений, основанных на достоверной, полной и объективной информации, позволит выявить лимитирующие факторы, препятствующие развитию адаптивной физической культуры и спорта инвалидов.
Основные направления деятельности по развитию массовой адаптивной физической культуры:
1)обеспечить формирование соответствующих мотиваций и целевых установок на двигательную активность, регулярные занятия адаптивной физической культурой, сохранение и укрепление здоровья, выработку необходимых компетенций по здоровому образу жизни;
2)повышать степень информированности и уровня знаний по всем направлениям адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также по вопросам здорового образа жизни;
3)разработать программы занятий с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и спорта, направленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности организма человека, вызванных нарушением здоровья;
4)определить базовые площадки на региональном и муниципальном уровнях для реализации комплексного подхода к развитию адаптивной физической культуры, обеспечив их дополнительное финансирование;
5)оптимизировать координацию действий государственных, общественных организаций, учреждений, занимающихся вопросами инвалидов, в том числе вопросами адаптивной физической культуры;
6)совершенствовать систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации и трудоустройства профессиональных кадров в области адаптивной физической культуры;
7)повысить уровень доступности услуг в сфере адаптивной физической культуры;
8)выстроить эффективную систему проведения спортивно-массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностям здоровья и инвалидов;
9)создать структурные единицы на региональном и муниципальном уровнях для координации, методического сопровождения и мониторинга развития массовой адаптивной физической культуры;
10)усилить привлекательность материальной базы, соответствующей современным требованиям «безбарьерной среды»;
11)увеличить численность инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом до до 20 % к 2020 году.
Основные направления деятельности по совершенствованию подготовки спортивного резерва по видам спорта, входящих в программу Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр
1)спортивно-адаптивные школы, имеющие высокие результаты в своей деятельности, соответствующие международным стандартам, материально-технический и кадровый уровень, преобразовать в более результативные учреждения интернатного типа;
2)для одаренных и перспективных молодых спортсменов-инвалидов школьного и студенческого возраста необходимо создать при всех существующих училищах олимпийского резерва отделения или группы паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта;
3)в регионах, активно развивающих деятельность со спортсменами-инвалидами, начать строительство и открытие региональных центров паралимпийской подготовки и специализированных физкультурно-оздоровительных комплексов, адаптированных к занятиям адаптивной физической культурой и спортом лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, и инвалидов;
4)устранить дефицит квалифицированных тренерско-преподавательских кадров со специальной подготовкой;
5)обеспечить совершенствование профессиональных компетенций тренеров-преподавателей;
6)повысить уровень использования современных технологий подготовки спортивного резерва;
7)внедрять прогрессивный опыт регионов России по использованию современных технологий спортивной подготовки;
8)усилить информационно-пропагандистскую работу по привлечению детей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивным спортом;
9) внедрять принципы инклюзивного образования в СДЮСШОР при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта;
10) совершенствовать систему межмуниципальных и региональных спортивных соревнований для инвалидов;
11) организовать системную работу по проведению спортивно-функциональной классификации инвалидов;
Основные направления деятельности по развитию адаптивного спорта высших достижений
1)целенаправленно развивать в регионах и увеличивать количество спортивных дисциплин входящих в программы Паралимпийских Игр и Сурдлимпийских Игр для максимально возможного участия российских спортсменов-инвалидов на престижных международных соревнованиях;
2)создать систему государственного контроля и научно-методического мониторинга за качеством и эффективностью тренировочно-спортивной деятельности в сборных паралимпийских и сурдлимпийских командах России и регионов, в центрах спортивной подготовки, спортивных школах всех типов вне зависимости от их ведомственной принадлежности;
3)совершенствовать методику подготовки спортсменов-инвалидов высокого класса,
4)развивать научно-методическое, медико-биологическое и антидопинговое обеспечение деятельности спортсменов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
5)создавать все необходимые тренировочные условия для спортсменов-инвалидов с обеспечением современным адаптированным спортинвентарем и удобным временем для тренировок;
6)для эффективного обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, должны развивать систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов. Система спортивного отбора должна включать:
а) просмотр и тестирование лиц с целью ориентирования их на занятия спортом,
б) отбор перспективных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки,
в) просмотр и отбор перспективных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях.
7)повышать требования к результатам реализации программ спортивной подготовкина каждом из этапов спортивной подготовки, согласно Федеральным стандартам спортивной подготовки по видам спорта (спорт лиц с поражением ОДА, спорт слепых, спорт глухих, спорт лиц с ментальными нарушениями);
8)повысить требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки;
9)осуществлять меры социальной защиты и поощрения за высокие достижения спортсменов-инвалидов, тренеров и специалистов;
10)предусмотреть поэтапное увеличение бюджетного финансирования на развитие спорта высших достижений.
Основные направления деятельности по развитию кадрового, научно-методического, медико-биологического обеспечения адаптивной физической культуры и спорта
1)проводить целенаправленную работу по привлечению в отрасль адаптивной физической культуры и спорта тренеров, специалистов, включая инвалидов, молодых специалистов и организовывать работу по повышению их квалификации;
2)проводить мониторинг качественного и количественного состава специалистов, работающих в области адаптивной физической культуры и спорта;
3)организовывать и проводить научно-практические семинары, конференции, круглые столы по проблемамадаптивной физической культуры и спорта;
4)обобщать опыт работы специалистов адаптивной физической культуры и спорта регионов России;
5)выпускать методические рекомендации по вопросам адаптивной физической культуры и спорта;
6)внедрять эффективные физкультурно-спортивные технологии, модернизировать систему научно-методического, медико-биологического, психолого-педагогического обеспечения тренировочно-соревновательной деятельности отдельных спортсменов-инвалидов, сборных команд, спортивного резерва по адаптивным видам спорта;
7)внедрять современные научные технологии в организации спортивной подготовки и проведении тренировочного процесса, включая фармакологическое обеспечение, питание, восстановление;
8)создавать и вести информационные базы данных адаптивной физической культуры и спорта;
9)создавать новые рабочие места для тренеров и специалистов в области адаптивной физической культуры и спорта;
10)привлекать к деятельности по развитию адаптивной физической культуры и спорта научный потенциал высших учебных заведений.
Основные направления деятельности по развитию пропаганды адаптивной физической культуры и спорта
1)Расширять информационное пространство пропаганды и агитации адаптивной физической культуры и спорта инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации и создание информационно-пропагандистской системы, использующей широкий спектр разнообразных средств и целью формирования престижности активного имиджа и спортивного стиля жизни, ценности сохранения и укрепления здоровья маломобильных групп населения.
2)Создавать и показывать телевизионные программы, сюжеты, репортажи, телевизионные фильмы о силе духа и мужественности людей, сумевших не только постоянно преодолевать свои ограниченные возможности, но и добиваться высоких спортивных результатов на российских и международных соревнованиях. Создание ярких и убедительных примеров и образов должно стать мотивацией для многих людей, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность, к занятиям адаптивной физической культурой и спортом.
3)Освещать спорт инвалидов телевизионными и радиокомпаниями, печатными изданиями и интернет-порталами, а также иными средствами массовой информации. Данная информационная работа должна вестись на системной основе и занимать достойное место среди всей спортивной информации. Регулярное освещение спорта инвалидов позволит повысить информированность российского общества о паралимпийском и сурлимпийском движении, расширить и усилить понимание обществом ценностей адаптивной физической культуры и спорта как важной составляющей гуманистического и социально-нравственного развития современного цивилизованного общества.
4)Пpивлeкать к paбoтe по пропаганде адаптивной физической культуры и спорта известных cпopтcмeнoв, вeдyщиx cпopтивныx cпeциaлиcтoв, пoлитических и oбщecтвeнныx дeятeлeй, использовать потенциал общественных объединений и спортивных организаций;
Усиление информационно-пропагандистской работы должно эффективно послужить формированию ценностей здорового образа жизни, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, повышению качества жизни лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, и инвалидов. Повышение информационного потенциала позволит, в первую очередь, детям, подросткам и молодежи получить наглядный и убедительный пример того, как можно и нужно совершенствовать себя духовно и физически, несмотря ни на что преодолевать трудности, связанные с ограниченными возможностями, заниматься самосовершенствованием и самообразованием, повышать свои двигательные качества и функциональные возможности организма.
Источники финансирования адаптивной физической культуры и спорта
Законодательного обеспечения, требует финансовая политика, направленная на массовое вовлечение лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, и инвалидов к занятиям двигательной активностью, на формирование системного и устойчивого интереса к здоровому образу жизни.
Совершенствование законодательства в области адаптивной физической культуры и спорта инвалидов должно способствовать тому, чтобы в отрасль поступало финансирование не только из бюджетных источников, но и из внебюджетных, на развитие массовых видов физической активности населения, имеющего ограниченные возможности здоровья.
Законодательно необходимо закрепить создание мотиваций и благоприятных условий деятельности, в первую очередь, для:
– организаций, реализующих и помогающих реализовать программы, направленные на развитие адаптивной физической культуры и спорта инвалидов;
– спонсоров и инвесторов, финансирующих своими средствами развитие адаптивной физической культуры и спорта инвалидов, подготовку спортсменов-инвалидов к различным соревнованиям российского и международного уровня, включая Паралимпийские игры, Сурдлимпийские Игры.
.
Мониторинг и оценка эффективности работы по развитию адаптивной физической культуры и спорта.
На основании Приказа Росстата от 16.09.2010 N 317 Годовую форму федерального статистического наблюдения N 3-АФК “Сведения об адаптивной физической культуре и спорте” заполняют юридические лица, осуществляющие деятельность по адаптивной физической культуре и спорту (предприятия, учреждения, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, образовательные учреждения дошкольного, начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования, дома, дворцы молодежи и школьников, дома и дворцы культуры, спортивные сооружения, имеющие статус юридического лица, спортивные клубы, организации и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и другие организации и объединения, проводящие физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с инвалидами). Форма N 3-АФК составляется за прошедший календарный год, по данным на конец года.
Эффективность работы по развитию адаптивной физической культуры и спорта инвалидов в Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях должна оцениваться по целевым индикаторам, включающим:
– увеличение численности контингента занимающихся адаптивной физической культурой и спортом с учетом возрастных и гендерных характеристик с объективной статистической отчетностью;
– увеличение количества физкультурно-спортивных учреждений создающих все необходимые условия для занятий адаптивной физической культурой и спортом для лиц имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность;
– стабильность контингента занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, регулярность посещений адаптивных физкультурно-оздоровительных и тренировочных занятий;
– увеличение численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью участвующих в физкультурно-оздоровительной деятельности и массовых спортивных мероприятиях;
– увеличение количества специалистов работающих с маломобильными группами населения и спортсменами-инвалидами прошедших обучение на циклах усовершенствования и повышения квалификации.
– повышение спортивных результатов на российских и международных соревнованиях, включая Паралимпийские Игры и Сурдлимпийские Игры;
– расширение участия российских спортсменов-инвалидов в международных соревнованиях за счёт развития новых видов инвалидного спорта;
– увеличение количества спортсменов-инвалидов входящих в спортивные сборные команды Российской Федерации;
– развитие сети бюджетных учреждений, имеющих группы и отделения для занятий адаптивной физической культурой и спортом.