Сценарий осенней прогулки в лес детей старшей и средней группы

Путешествие в осенний лес

Подготовила Щербакова Ирина Юрьевна, воспитатель МКДОУ «Калачеевский детский сад №6»

Цель: учить детей развивать речь, формировать словарный запас и грамматический строй речи, закреплять навыки полных ответов; развивать интерес к природе .
Задачи:
Познавательные:
— закрепить знания детей о животных лесов: вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище;
— учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенности поведения и питания в осеннее время;
Развивающие:
— закреплять в активном словаре ласковые названия животных и их детенышей;
— развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность;
Воспитательные:
— воспитывать интерес к миру животных, определять время года по характерным признакам.
Оборудование: уголок осеннего леса в зале, игрушка Лесовичок, картинки с силуэтным изображением животных, картинки, изображающие животных; заготовленные рисунки животных в черно-белом изображении.
Методы и приемы:
— художественное слово ;
— физ. минутка;
— создание игровой ситуации;
— помощь воспитателя: вопросы, похвала, поощрение;
— сюрпризный момент.

Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку и садятся на стульчики.
— Ребятки, сегодня к нам в гости пришел Лесовичок. Он хочет знать, умеете ли вы ласково называть разных животных? Как можно ласково назвать зайца? Зайчик. Так вот, я назову какое-нибудь животное и тот, у кого в руках Лесовичок, должен назвать его ласково (Проводится дидактическая игра).
Дидактическая игра: «Назови ласково животное».
Лиса, волк, еж, медведь, белка.
— Молодцы! Вы порадовали Лесовичка, вспомнили разных животных, живущих в лесу, их еще называют дикие животные. Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в осенний лес, чтобы больше узнать о жизни диких животных.
Динамическая пауза :
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.
Правой, левой, правой, левой,
Мы идем вперед, вперед,
А теперь остановись и вокруг ты оглянись,
С помощью больших чудес

Мы попали в осенний лес!
(Подойти к стене, накрытой белыми простынями, где создан уголок осеннего леса)
— Прежде чем начнется наша прогулка, давайте вспомним правила поведения. Хоть наш осенний лес и не настоящий, расскажите, как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей).
Правила поведения в лесу:
НЕ шумите, НЕ пугайте животных, НЕ ломайте ветки кустов и деревьев.
Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.
— Взгляните на эти тени животных (показ темных силуэтных изображений животных). Попробуйте угадать, кому принадлежит эта тень. (Показ «тени» зайца). Это заяц.
Мы нашли животных, но почему-то от них осталась только тень, давайте попробуем вернуть их изображения. Сейчас мы расскажем о зайчике, как он выглядит, где живет, чем питается и тогда его изображение появится на рисунке.
(Ответы детей).
Обобщающий рассказ воспитателя:
Заяц серый, маленький, пушистый, длинноухий. Зимой надевает белую шубку. Спит заяц под кустом. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников, грызет кору деревьев.
А вот и он. (Показ цветной картинки с изображением зайца).
Переходим к следующему животному. Вот его тень. Кто же это? (Показ «тени» белочки) (Ответы детей). Обобщающий рассказ воспитателя.
— Белка- у нее рыжая шубка. Белка очень запасливый зверек. Возле гнезда устраивает множество тайников, где хранит орехи, желуди, шишки. Если орехов, шишек мало, она заготавливает грибы, накалывая их на веточки. Живет белка в уютном и теплом гнезде, в которое ведет один или два хода. Отправляясь за едой, белка затыкает вход в гнездо мхом.
(Показ цветной картинки с изображением белки).
Следующая тень. Кто это? (Показ «тени» лисы) (Ответы и рассказ о лисе ). Обобщающий рассказ воспитателя.
Лиса рыжая, большая, пушистая, хитрая. Лиса живет в норе. Она ловит зайцев, мышей, ворует кур. Лиса – хищное животное. Такие животные, которые питаются другими животными, называются – хищники. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.
Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать вот по этой тени. (Показ «тени» медведя). (Ответы детей).
— Медведь большой, бурый, пушистый. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Не побрезгует и такой мелочью, как улитки, лягушки или кузнечики. Ест и растения: сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Живет медведь в берлоге – это глубокая яма в земле.
— Молодцы, ребятки, изображения всех зверей вернули.
(Показ цветной картинки с изображением медведя).
— Мы немного отдохнем, а потом дальше пойдем.

Потешка «Тень-тень-потетень»
Тень-тень-потетень (дети хлопают в ладоши)
Выше леса плетень (поднимаются на носочки, подняв вверх руки)
Сели звери под плетень, похвалялися весь день (приседают)
Похвалялась лиса: «Всему свету я краса» (изображают лису)
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь» (покачиваются из стороны в сторону)
Похвалялся зайка: «Ну-ка, догоняй-ка!» (прыгают на носочках)

— А теперь мы пришли на поляну к медведю и поиграем в игру.
Проводится русская народная подвижная игра «У медведя во бору»
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь сидит,
На нас рычит.
Стихи:
М. Ходякова
ОСЕНЬ
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Н. Красильников
Прошла лиса под кустом
И обожгла листву
Хвостом.
Огонь по веточкам полез
И запылал
Осенний лес.
М. Геллер
ОСЕНЬ
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
— Закончилось наше путешествие по осеннему лесу. Нам пора возвращаться в детский сад.
Динамическая пауза :
Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.
Правой, левой, правой, левой,
Мы идем вперед, вперед,
А теперь остановись и немного покружись!
Оглянитесь все назад:
Мы попали в детский сад!
— Ну что, понравилось наше путешествие в осенний лес?
На память о нем раскрасьте вот эти рисунки.
Раздать копии картинок с животными, чтобы дети их раскрасили в свободное время.