Свиноренко С.В. Военно-спортивная деятельность как средство физического и морального воспитания допризывной молодежи (учащихся старших классов)

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Военно-спортивная деятельность как средство физического и морального воспитания допризывной молодежи (учащихся старших классов)

 Military-sports activity as a means of physical and moral education of pre-conscription youth (older students)

Свиноренко Сергей Владимирович

Svinorenko Sergey Vladimirovich

учитель физической культуры

МАОУ г. Иркутска гимназия № 2                                                    Россия, Иркутск

mcherep_98@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается одна из целевых установок в системе воспитания учащейся молодежи —  подготовка к трудовой деятельности и службе в рядах российской армии. В системе физического воспитания одним и основополагающих принципов является принцип прикладности (связи физической культуры с практической жизнью общества). Этот принцип отражает важнейшую функцию физической культуры в обществе – быть фактором подготовки человека к трудовой и оборонной деятельности.

Annotation. The article discusses one of the targets in the system of education of students – training for work and service in the Russian army. In the system of physical education and one of the fundamental principles is the principle of prikladnoi (connection of physical culture with a practical life of society). This principle reflects the important function of physical education in society should be a factor in preparing a person for labour and defence activities.

Ключевые слова: Родина, Отечество, прикладность, патриотизм, физическая подготовка, воспитание, воин, мужество, героизм, храбрость.

Key words: Motherland, Fatherland, prikladnoe, patriotism, physical training, education, warrior, courage, heroism, bravery.

Прикладная физическая подготовка представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями трудовой деятельности и службы в рядах российской армии.

Прикладная физическая подготовка направлена на формирование нужных в жизни двигательных умений и навыков, развитие жизненно важных физических способностей, оптимизации здоровья и работоспособности учащейся молодежи.

Содержанием прикладной физической подготовки является не только специально подобранные физические упражнения, выполняемые в необычных условиях, но и учебный материал, обеспечивающий психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях. Но одновременно вместе с ней учащиеся должны получить на занятиях навыки по саморегуляции, умению быть психологически готовыми к действиям в любых опасных и трудных ситуациях.

Основными задачами прикладной физической подготовки учащихся 10-11 классов являются:

  1. Целенаправленное развитие физических способностей, отвечающих специфической деятельности юношей и девушек.
  2. Совершенствование умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и на военной службе.
  3. Повышение функциональной устойчивости организма юношей и девушек к необычным и экстремальным условиям. [1]

Занятия по прикладной физической подготовке можно проводить на уроках физической культуры и на внеклассных спортивно-массовых мероприятиях, например, на спортивно  —  прикладных соревнованиях, военно-спортивных играх, военные сборы. При этом максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям, в которых изученное на занятиях будет использоваться.

Практические занятия по прикладной физической подготовке состоят из трех функционально связанных основных частей: подготовительной, основной и заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

Проводя занятия по прикладной физической подготовке, следует стремиться разнообразить упражнения подготовительной части, всегда включать в ее содержание новые элементы. Рекомендуется следующий порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег в медленном темпе (до 10 минут), упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнении мышц туловища, упражнения для мышц ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

В основной части вначале  разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закреплению и совершенствованию освоенных ранее навыков отводится середина или конец основной части занятия. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части занятия, а упражнения связанные с силой и выносливостью в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем общей выносливости.[2]

Состав  всех упражнений в основной части должен быть таким , чтобы они оказывали разностороннее влияние. Овладевая движениями, имеющими практическое значение для жизни, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические способности, познают закономерности движений своего тела.

Заключительная часть занятия. Ее цель – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. При продолжительности занятия до одного часа эта часть занимает три – пять минут.

Результативность занятий у прикладной физической подготовки во многом зависит от того , на сколько преподаватель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы, продуктивно использовать имеющееся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая при этом специфику места проведения занятий, температурные условия, подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.

Прикладная физическая подготовка включает в себя:

  1. развитие основных физических качеств: мышечная сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость;
  2. полоса препятствий относится к числу наиболее эффективных средств комплексного формирования жизненно необходимых прикладных навыков в процессе физической подготовке учащихся;
  3. обучение элементам борьбы и рукопашного единоборства;
  4. плавание, прикладное плавание;
  5. туризм – это экскурсии, походы и путешествия, в которых активный отдых сочетается с познавательными и образовательными мероприятиями в прикладной физической подготовке учащихся.

Требования, предъявляемые  Родиной к своим вооруженным защитникам, наглядно показывают, какими качествами они должны обладать.

Морально-боевые качества воина – это комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга черт его личности, необходимых для успешного выполнения своего воинского долга по защите Отечества,

К морально-боевым качествам воина относятся: любовь к Отечеству, готовность самоотверженно защищать его честь и независимость, верность военной присяге воинскому долгу, дисциплинированность, боевая активность, мужество, смелость, отвага, бдительность, храбрость, стойкость, решительность, чувство воинского и флотского товарищества и взаимовыручки в бою, стремление к победе на войне.

Глубинную основу высоких морально-боевых качеств воинов составляет любовь к Родине, патриотизм. Благодарные чувства патриотизма ярко выразил великий русский полководец А. Суворов: «Как раб,  — писал он в последние годы жизни, — умираю за Отечество, как космополит – за свет» (тогда считалось, что космополитизм выражает высшую степень гражданственности).

Нашему народу издревле присуще храбрость  и отвага. Особенно ярко эти качества проявляются в борьбе против врагов Отечества.

В основе героизма, храбрости российских воинов лежит патриотизм, любовь к Отчизне. Храбрость и отвага необходимы солдату и матросу в бою. Они помогают побеждать врага в самых сложных обстоятельствах, преодолевать любые опасности.

Храбрость. Мужество присуще, как правило, людям, сильным духом и физически закаленным. «В здоровом теле – здоровый дух»,  — говорят в народе. Надо больше заниматься физкультурой, спортом, вырабатывать силу воли, выносливость, ловкость.

Воин должен обладать не только мужеством, храбростью, но и высоким воинским мастерством, умением. Только при сочетании смелости и отваги с высоким боевым мастерством можно завоевать победу в современном бою. Самыйхрабрый человек окажется беспомощным, погибнет в первой схватке, если он не знает, как защищаться от ударов врага, как применять свое оружие.

Для решения задач и поставленных целей по военно – патриотическому воспитанию подрастающего поколения и подготовке учащихся к военной службе, в нашей гимназии создано структурное подразделение отряд «Десантники», от военно – патриотического центра «Вымпел – Байкал», отряд состоит  из учащихся 8-10 классов, с учащимися проводятся теоретические и практические занятия по следующим направлениям военно – спортивных игр: строевая подготовка, ведение спасательных работ, пожарно – прикладной спорт, химзащита, спортивный туризм, альпинистская подготовка, сборка-разборка автомата, первая доврачебная помощь, тактические игры на местности, история военного дела, занятия проводят кадровые офицеры и профессиональные инструктора, учащиеся гимназии неоднократно участвовали в военно – спортивных играх и военных сборах и проявляют наибольший интерес к подготовке к трудовой деятельности и службе в рядах российской армии.

Библиографический список:

  1. Иванов А.Н. Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего отечества. 25.10.2004 №1471.
  2. Кузнецов В.С., Колодницкий Т.А. Прикладная физическая культура. 2003, с. 184 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.