Свиридова Н.В. Организация системы профессиональных проб как фактор успешного профессионального самоопределения школьников

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Организация системы профессиональных проб как фактор успешного  профессионального  самоопределения школьников

The organization of the system of professional test as a factor of successful professional self-determination of schoolchildren

 

Свиридова Надежда Викторовна

Sviridova Nadezda Victorovna

К.п.н, доцент ФГБОУ ВО НГПУ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В статье анализируется теоретическая обоснованность и практический опыт организации системы профессиональных проб разного уровня сложности. Представленный опыт интересен для педагогов, занимающихся профессиональной ориентацией школьников.

Annotation. The article provides theoretical analysis and practical examples of organizing the system of professional tests. Presents interesting experience for the teachers involved in the professional orientation of schoolchildren.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная проба, профессиональные компетенции

Keywords: professional self-determination, professional test, hard skills.

 

Тенденция непрерывного образования в течение всей жизни определяет и непрерывное профессиональное самоопределение, поэтому, вместо однократного акта выбора будущей профессии после окончания школы, современному школьнику предстоит сделать серию выборов в течении жизни. В связи с эти возникает следующее проблемное поле: «успешное профессиональное самоопределение» – это, когда сделал в юности точный выбор профессии при минимальных затратах, или когда «успел перепробовать многое в разных направлениях»?

Целью данной работы является поиск ответов на эти непростые вопросы и анализ опыта одного из ведущих новосибирских колледжей в направлении организации профессиональных проб школьников как инновационных практико-ориентированных форм профориентационной работы.

Задачи: определить смысловое наполнение термина профессиональные пробы; вычленить уровни организации профессиональных проб на примере опыта Новосибирского колледжа лёгкой промышленности и сервиса (далее НКЛПиС).

В педагогической науке понятие профессиональные пробы разрабатывается в контексте  спектра активизирующих методик профориентационной работы: профессор Н.С. Пряжников предложил типологию форм, структуру содержания и этапы профессиональных проб.  Группа исследователей под руководством профессора С.Н. Чистяковой сосредоточила внимание на компонентах, педагогических условиях осуществления профессиональных проб, факторах, влияющих на их результативность.

В некоторых публикациях в последнее время появилось расширенное толкование понятия профессиональная проба.  Одни педагоги включают в этот термин все виды игровой имитационной деятельности дошкольников или младших школьников, связанные с самообслуживанием, ручным трудом, ухаживанием за домашними растениями и животными; другие, как Бахтина Н.Н., объединяют под этим понятием различные диагностические профориентационные игры, проводимые педагогами-психологами. [4] С нашей точки зрения такое широкое понимание размывает суть профпробы, её нацеленность именно на профессиональное самоопределение.  Поэтому, в соответствии с задачами данной работы, под термином профессиональная проба мы будем понимать моделирующую деятельность с элементами конкретных профессиональных действий, имеющую завершенный вид, проводимую в условиях профессионального контекста (на предприятии реальной сферы или в профессиональной образовательной организации), способствующую самоопределению в мире профессий.

В обиход педагогической практики понятие профессиональные пробы вошло относительно недавно, с распространением идеологии ФГОС, обративших внимание педагогов на необходимость организации социальных и профессиональных проб обучающихся. На экспериментальных площадках ФГАУ ФИРО в образовательных учреждениях Вологодской и Кемеровской областей была развёрнута работа по внедрению методик организации профпроб в массовую практику. Анализ практического применения технологии профессиональных проб содержится в статьях Воронковой И.А. (применительно к области математического и компьютерного моделирования),  Манешкиной Н.В. и Роут О.А. (применительно к профессиональной области растениеводство).

С нашей точки зрения, наиболее эффективной профессиональная проба становится тогда, когда субъектами процесса профессиональных проб являются, с одной стороны – сами подростки и юношество, и, с другой стороны –  носители профессиональных компетенций (специалисты и рабочие предприятия, мастера производственного обучения и преподаватели профессиональных образовательных организаций).

В Новосибирском колледже лёгкой промышленности и сервиса в течение нескольких десятилетий преподаватели и администрация системно занимаются решением вопросов профессионального самоопределения молодых людей и подростков. Одним из главных принципов профориентационной работы в колледже является нацеленность на широкие профессиональные сферы, избегая ориентирования на какую-либо узкую профессию или специальность, ведь когда выпускники выйдут на рынок труда, данная профессия может не только видоизмениться, но и устареть в реальном секторе экономики. Для НКЛПиС такой широкой профессиональной областью является декоративно-прикладное творчество, поэтому в колледже серьезное внимание уделяется организации профессиональных проб для старшеклассников именно в этой сфере. Все формы и методы организации профессиональных проб классифицируются по трем уровням сложности:

— Пробы первого уровня сложности  предлагаются обучающимся, которые впервые знакомятся с областью декоративно-прикладного творчества и включают ознакомительные мастер-классы в рамках ежегодных Дней открытых дверей. К проведению данных мастер-классов привлекаются студенты колледжа — участники творческих студий, экспериментальных лабораторий. Для проб этого уровня важен функциональный аспект, который предусматривает первичное освоение школьниками содержательной стороны профессиональной деятельности. После наблюдения за действиями мастеров, школьники сами выполняют пробные работы, сверяясь с эталонными образцами. Педагоги отслеживают, как получается у ребят та или иная операция, помогают продвигаться на новый уровень.

— Профессиональные пробы второго уровня организуются для тех обучающихся, которые проявили интерес к декоративно-прикладному творчеству. Педагоги НКЛПиС ежегодно организуют открытые предпрофессиональные конкурсы «Юниор профи» и «Подиум успеха». Авторы работ, отобранных экспертами на заочном этапе, приглашаются в колледж, для одновременного выполнения конкурсных заданий. Для профессиональных проб этого уровня сложности важен ситуативный аспект, который предусматривает погружение школьников в цепь взаимосвязанных предметно-логических действий в условиях предпрофессионального конкурса.

— Профессиональные пробы третьего уровня сложности предназначены для обучающихся с ярко выраженной склонностью к творческому труду в сфере декорирования одежды и аксессуаров. Участники этих проб выявляются на предыдущих уровнях, данные о них содержатся в информационной базе потенциальных абитуриентов. В рамках первого Регионального чемпионата JuniorSkills — 2016 была презентована компетенция «Дизайн одежды».  Эксперты, проверяя качество разработанных эскизов, отшитых предметов одежды и изготовленных к ним аксессуаров, выявили степень овладения школьниками сквозными компетенциями широкой профессиональной области «дизайн и изготовление швейных изделий». Для профессиональных проб этого уровня сложности важен технологический аспект, позволяющий определить степень владения обучающимися определенными профессиональными умениями.

Подобный системный подход к организации профессиональных проб позволяет обеспечить углублённое знакомство школьников с целой группой профессий и специальностей в ходе практико-ориентированной деятельности, моделирующей некоторые элементы технологического (производственного) процесса в тесном взаимодействии с преподавателями и студентами учреждения среднего профессионального образования.

Список источников

  1. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8-11 классы. – М.: «Вако», 2008 г. – 288 с.
  2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Содержание профессиональных проб и этапы их выполнения // Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 – 11 классов (под ред. С.Н. Чистяковой). М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. – С. 15–24. Это же издание в эл.виде: URL:
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. Электронное издание. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2234583/(дата обращения 29.10 2016 г.).
  4. Воронкова И.А. Профессиональная проба как способ самоопределения в выборе профессии. Международная научно-практическая конференция «Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. 22-23 ноября 2009 г., г. Томск. Электронный ресурс. URL: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-83.html (дата обращения 29.10 2016 г.).
  5. Манешкина Н.В., Роут О.А. Профессиональная проба как способ формирования профессионального самоопределения обучающихся. Электронная публикация от 23.11.2012. Образовательный портал Pedsovt.ru URL:http://pedsovet.su/publ/167-1-0-3030 (дата обращения 29.10 2016 г.).
  6. Свиридова Н.В., Шавнина Е.В. Система профориентационной работы как инструмент мотивации к осознанному выбору профессиональной карьеры // Научный альманах. – 2015.– № 9. – С. 596–599.