Технологическая карта ООД по познавательному развитию «Осенью в лесу»

Технологическая карта ООД по познавательному развитию на тему «Осенью в лесу» в  подготовительной  группе.
Автор:  Ковалева Надежда Алексеевна, воспитатель
МКДОУ «Калачеевский детский сад № 1 общеразвивающего вида»
Воронежская область, г. Калач

Цель  занятия:

закреплять знания признаков осени, расширять представления о диких животных

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить представления детей о характерных признаках осени, об изменениях в жизни животных осенью;
  • совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10, умение находить соседей чисел, умение решать простые задачи на сложение и вычитание,  умение ориентироваться  на листе бумаги;
  • закреплять названия геометрических фигур и умение составлять изображение предметов из геометрических фигур;

Развивающие:

  • развивать умение работать с трафаретом, спонжем;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • формировать навык полных ответов на вопросы.

Воспитательные:

  • прививать чувство любви и бережного отношения к природе;
  • воспитывать интерес к математическим занятиям;
  • воспитывать самостоятельность, готовность прийти на помощь товарищам.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Возможные достижения ребенка: имеет представление об изменениях в природе осенью; имеет представление о  составе чисел от 1 до 10; может удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действовать в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижных игр

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения и творческого характера и на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки,  технических средств.

Материал:

демонстрационный: интерактивная доска, ноутбук, презентация, осенние листья из картона, записка.

раздаточный: карточки с цифрами от 1 до 10, наборы разноцветных геометрических фигур,   листы разноцветного картона прямоугольной формы, подставки, спонж, чёрная гуашь, трафареты птиц, помпоны из салфеток, влажные салфетки.

.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

№  или образ слайда из мультимедийной презентации. Деятельность педагога Деятельность детей Время
1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Слайд 1 (осень)

 

 

 

Слайд 2   (2 картинки осени)

Психогимнастика 

«Прогулка в осенний лес» (листья разбросаны по полу)

 

Здравствуйте, ребята!

Послушайте мою загадку.

Пришла без красок,

И без кисти,

И перекрасила все листья.

Вот она осень!

Что происходит с природой осенью, назовите приметы?

Как называется природное явление, когда опадают листья? Как красива осень! Осень бывает разная: ранняя и поздняя. Чем они отличаются? Покажите позднюю осень.

Ребята, посмотрите, у нас в группе тоже осень,  как много листьев на полу.  Давайте представим, что ветер закружил  и поднял нас вместе с листьями. Мы летим,  кружимся, чувствуем,  как пахнет свежий, чистый воздух.

Дети внимательно слушают загадку, отвечают на вопросы

 

 

Определяют где изображена поздняя осень

 

Выполняют движения согласно словам воспитателя

5 мин
Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 2 (правила поведения в лесу)

Под одним из листочков дети увидели записку.

«Дорогие ребята!

Срочно приходите

Срочно помогите

Научите наших зверей

Правильно считать»

«Белка»

— Кто просит о помощи?

— Куда он нас зовет?

— Ну, что, отправимся на помощь лесным жителям?

— Нам надо спешить.

— На каком транспорте можно добраться? (машина, автобус, велосипед)    Какой это вид транспорта ?                                   -А я предлагаю поехать на сказочном транспорте.                              — Пусть это будут наши стульчики.
— Посмотрите, стульчики необычные с пропеллером, они нас быстро довезут до леса. (На стульчиках шарики)                  Отправляясь в лес, мы должны знать правила поведения в лесу. Кто скажет, как надо себя вести в лесу?

— Правильно! Не шуметь, чтобы не вспугнуть птиц и зверей. Давайте  покажем картинки, которые показывают, что нельзя делать в лесу.  Лес любит тишину.

Ну, что готовы?

— Все сели удобно, закрыли глаза, надо сказать волшебные слова: «Один, два, три стульчик мой лети!» (дети проговаривают, а затем считают от 1 до 10)

— Вот мы и прилетели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы, рассуждают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске дети выбирают действия, запрещенные в лесу.

 

На стульчиках отправляются в полет.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Актуализация  уже имеющихся знаний, представлений(выполнение работы)

 

Слайд 3 (лес, дерево с дуплом белки)

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

(Лес,  ежик с листьями )

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5 (картинка по заданию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6 (колокольчик звонит)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

(лиса)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8 (птицы)

 

 

 

 

 

 

Слайд 9 (кормушка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

(Птицы на кормушке)

 

 

 

 

 

 

—  Смотрите, а вот и лес. Дети, как вы думаете, чей запас грибов мы с вами нашли?

Верно. Белочка нам оставила нам записку.

— Белочка просит сосчитать ей грибочки. Она очень волнуется, хватит ли ей запасов на зиму. Подойдите к  столам. Сколько грибочков собрала белочка? У вас лежат наборы цифр, выложите их в порядке возрастания.                 — Карточкой покажите   соседей числа 5,3.  Покажите какое число потерялось? А вот и белочка.  Белочку мы научили считать, отправляемся дальше.

-Ребята, а кто это там ещё притаился под пенечком?

— Как вы думаете, что он там делает?

— Ёжик выстилает  свое гнездо опавшей листвой, чтобы ему было сухо и тепло зимой!

— Ребята, а ёжик делает запасы на зиму?

— Почему? (Он впадает в спячку!)

— Правильно! Ёж накапливает подкожный жир, выкапывает себе норку под пенечком, натаскает сухой травы и листьев и спит всю зиму.

Ёжик шепчет: Я шёл по лесу и заблудился. Помогите!

На листе бумаги надо составить лес полный чудес.

 

а) в верхний правый угол положить 2 зеленых треугольника;       б) в нижний левый угол положить 3 зеленых треугольника;                           в) в верхний левый угол положить 1 треугольник;   г) в нижний правый угол 2треугольника;                                         д) в центре листа сделайте домик. Из каких фигур сделаем домик? (квадрат, треугольник)

ПРОВЕРКА

-Молодцы! Такой чудесный лес получился.

— А какой это лес? (хвойный или лиственный)

— Почему?

—  Я думаю, ёжик  будет доволен. Хорошо и с этим заданием вы справились.

ИГРА. Разложить геометрические фигуры в обручи (у каждого по одной фигуре)

Слышен звук колокольчика.

 — Ребята, слышите, звон колокольчика?

Физминутка

Колокольчик наш звенит заливается

Мальчики и девочки в круг собираются

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо
А теперь пойдём налево.

Топнем левою ногой
Взмахнём  правою рукой.

В центре круга соберёмся

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и опять игру начнём.

А лиса тоже готовится к зиме. Как?  Лиса хочет, чтобы мы отгадали  загадки.

1. Сколько носов у трёх китов?

2. Сколько пальцев на одной руке?

3. Сколько колёс у трёхколёсного велосипеда?

А что же птиц не слышно?  А почему? (С наступлением холодов насекомые пропадают.)

Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?  А птиц, которые зимуют у нас?

Птицы  улетели в тёплые края, ой, не успели улететь.  Ветер помешал, все птички перепутались.

Давайте рассортируем птичек: перелётных отправим на юг.

Сколько перелётных птиц? Сколько зимующих? Каких больше, а каких меньше? Молодцы!

Тяжело приходится птицам зимой. И корма зимой мало и холодно. Поэтому они перебираются ближе к жилью человека. Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода? (погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы, поэтому птиц надо беречь, помогать им)

— Как мы можем помочь зимующим птицам? (подкармливать их)

А вы знаете, чем питаются птицы зимой?  Давайте выполним задание. Нужно собрать корм для птичьей столовой (семечки подсолнуха, семя тыквы, пшено, хлеб, семена растений, конфеты, яблоко и т.д.).

 

А теперь я предлагаю сделать зимующих птичек.

( Работы  выставляем на доску  рядом с кормушкой)

Как много птичек прилетело к нам на кормушку! Зимой мы обязательно их будем подкармливать.

Вот и помогли мы лесным жителям.

 

 

Дети отвечают на вопросы, рассуждают.

 

 

Дети садятся за столы, считают грибочки, один ребенок  считает на доске, работают с набором цифр.

 

 

Дети рассуждают, отвечают на вопросы.

 

 

 

Дети выкладывают геометрические фигуры на прямоугольном листе согласно заданиям воспитателя

Проверка: дети работают в парах, проверяют друг друга и сверяют с изображением на доске

Ребята играют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети решают задачки

 

 

 

 

 

Дети разбирают картинки, произнося чётко название и вид птички

 

 

Дети отвечают на вопросы, рассуждают

 

 

 

 

 

 

Дети определяют корм птиц

(отправляют  корм в кормушку)

 

Дети через трафарет спонжем рисуют на ветке птицу,  затем на брюшко приклеивают цветной помпон – брюшко птицы.

Выставляют работы на доске возле кормушки.

20мин
3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия.

 

 А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на стульчики. Считаем хором от 10 до 1.

Возвращаемся в группу.

 

Чем заняты животные осенью? А птицы? (перелетные улетают в теплые края, а зимующие перебираются ближе к жилью человека) Как мы можем помочь птицам?

А в память о путешествии вам воздушные шарики, наши сказочные пропеллеры.

 

Дети садятся на стульчики и ведут обратный счет.

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

Воспитатель раздает детям  шарики

3 мин

 

Литература:

  1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса Москва. Мозаика-Синтез 2014г.
  2. Комплексное перспективное планирование, подготовительная группа. Методическое пособие под редакцией Н.Е.Вераксы. Водгоград.2014г.
  3. Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» Методическое пособие. М. Мозаика-Синтез. 2009-2010 г.
  4. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
    5. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
    6. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г.
  5. Л.Г. Горькова, В.А.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО». Москва 2005 г.
  6. Педагогика нового времени Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004 г.