Технологии электронного и смешанного обучения. Сетевые проекты в дополнительном образовании

Тема инновационного педагогического опыта: Технологии электронного и смешанного обучения. Сетевые проекты в дополнительном образовании.

Паспорт учреждения образования

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» (МБУ ДО СЮТ), 665806, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Иркутская обл., Ангарск г., 34-й квартал, д.1, телефон (3955)51 – 23 — 94, факс (3955) 51-23-93; сайт .

директор Животовский Михаил Григорьевич, руководители – Битюкова Галина Анатольевна, методист (информационные технологии); Кондратенко Мария Алексеевна, методист по программному обеспечению и аттестации педагогических работников.

Идея изменений/ гипотеза
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Наибольшим потенциалом на развитие универсальных учебных действий обладают педагогические технологии, построенные на основе проектного обучения в информационной образовательной среде. Этому способствуют различные виды электронного и смешанного дополнительного образования как детей, так и взрослых. Существует множество веб-сервисов, которые в разы облегчают труд педагога. В нашем учреждении дополнительного образования работают педагоги, умеющие работать руками: делать корабли и самолеты, конструировать и запускать воздушных змеев, мастерить поделки в разной технике из различных материалов. Но они очень далеки от информационных технологий. Мы хотим на начальном этапе

Цель: привлечь педагогов к разработке проектных задач и качественных сетевых проектов для дополнительного образования школьников.
Концепция изменений:
Проектная деятельность даёт возможность увлекательно и самостоятельно добывать определённые знания по предложенной теме. Ведущей идей наших проектов является девиз: «Голова и руки должны работать вместе». То есть следуя специфике нашей работы дети и педагоги самостоятельно учатся работать по предложенным инструкциям, приобретают практические умения и определенные знания.
Предполагаемые риски: при возникших трудностях во время обучения участники могут выйти с проекта не закончив его, в тоже время с целью обучения они могут туда вернуться в любое время и продолжить своё обучение.
Условия реализации изменений:
В ходе участия в проектах и веб-квестах у педагогов и детей идёт расширение общих знаний, повышение ИКТ-компетентности, формируется умение планировать своё время для саморазвития, вырабатывается критичность к отбору информации.
Специальных финансовых затрат эта деятельность не предполагает. Все проекты и веб-квесты разрабатываются методистами и педагогами на основе конструктора сайтов «e-Pablish», либо с помощью Googl Сайтов.

Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии:

Создание системы сетевых проектов расширит возможности дополнительного образования и воспитания школьников. В ходе участия в сетевых образовательных проектах у обучающихся должны сформироваться предметные и метапредметные результаты обучения:
умение переносить известные способы действий в конкретно-практическую квазиреальную ситуацию;
умения, работая в группе, создавать конечный «продукт»;
• дети должны научиться работать в команде;
У учащихся должны сформироваться УУД:
• личностные — ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
• общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
• логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
• коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей;
регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.

Продукт инновационной деятельности: проект образовательной практики по организации дополнительного образования педагогов через дистанционные мастер-классы и школьников через сетевые проекты-выставки и веб-квесты, а также организацию занятий в форме решения проектных задач с использованием ИКТ.

На данный момент уже есть первые наработки в данном направлении: Сетевые проекты-выставки в дополнительном образовании.

В 2015/16 учебном году был разработан и проведен муниципальный внеурочный сетевой проект «Где живут волшебники», победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства педагога «Педагогический проект» в номинации «Долгосрочные педагогические проекты», проводимом Томским государственным педагогическим университетом.

Для педагогов, желающих участвовать с детьми в сетевых проектах в качестве руководителей, разработан дистанционный мастер-класс «Интерактивный калейдоскоп. Байкал-чудодей». Сайт проекта стал победителем Всероссийского конкурса «Цифровой гуманизм» в номинации «Реализация творческого потенциала конкурсанта средствами информационных технологий». Мастер-класс действующий.

В 2017 году нами были разработаны и проведены внеурочные сетевые проекты-выставки, посвященные Году экологии:

«По страницам Красной Книги Иркутской области», победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства педагога «Калейдоскоп образовательных событий» в номинации «IT-технологии для создания и реализации предметного внеурочного мероприятия», проводимом Томским государственным педагогическим университетом. Опыт реализации проекта был представлен на VII Региональной научно-практической конференции «Экологическое, валеологическое образование, экологическая культура в образовательных организациях, в условиях введения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы развития» (ГАУ ДПО ИРО) и получил высокую оценку Международной научно-практической конференции «Новые идеи Новому веку» (2 место) (ТГПУ).

«Бумажные фантазии», был разработан и апробирован в рамках Международного образовательного марафона «Купаловские проекты 2017» (организатор Гродненский Государственный университет им. Я. Купалы. Проект включен в Путеводитель сетевых проектов под патронажем Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка.
По результатам работы первого года инновационного проекта для педагогических работников будут представлены следующие продукты:

Технология разработки и проведения проектных задач для занятий с обучающимися начальной школы. Конструктор рабочих страничек для проектных задач.
Технология разработки и проведения веб-квестов. В настоящее время среди школьников очень популярны квест-комнаты различной тематики, в основе которых лежат интерактивные истории. Важнейшими элементами игры в жанре квеста является собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Что же такое образовательный веб-квест?

«Образовательный веб-квест — (webquest) — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб – квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах». Существует множество заданий для веб-квестов. Мы хотим предложить веб-квесты, созданные для дополнительного образования школьников, на основе решения головоломки с помощью выполнения интерактивных упражнений.

Виртуальная квест-комната Станции юных техников.
В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен. В содержании наших сетевых проектов отражены базовые ценности дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.

Методическое обеспечение инновационной площадки будет осуществляться в разделе Мастер-класс сайта МБУ ДО СЮТ г. Ангарска.

Leave a comment заявки для инновационных площадок