Тихонова Е. К. Красивая осанка – залог здоровья

Красивая осанказалог здоровья

Beautiful beauty is a place of health

 

Тихонова Екатерина Кондратьевна

Tikhonova Ekaterina Kondratyevna

учитель МОУ ИРМО «Усть-Кудинской СОШ», Иркутский район, д.Усть-Куда

yekaterina.tikhonova2014@yandex.ru

Аннотация. В статье приведены результаты исследования, проведенного в МОУ ИРМО «Усть-Кудинской СОШ» среди учащихся младших классов. В рамках исследования было проведено взвешивание рюкзаков учащихся и сравнение масс рюкзаков с нормами, предложенными в СанПиНе 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». По результатам исследования был разработан комплекс упражнений для школьников разных возрастов по формированию красивой и правильной осанки, так же даны рекомендации учителям начальных классов и разработан буклет для родителей.

Annotation. The article presents the results of a study carried out at the Ust-Kuda school, among students in the lower grades. In the framework of the study, students’ backpacks were weighed and the mass of backpacks compared with the norms proposed in «Sanitary and epidemiological requirements for conditions and organization of education in general education institutions». Based on the results of the study, a set of exercises was developed for schoolchildren of different ages to form a beautiful and correct posture, as were recommendations for primary school teachers and a booklet for parents was developed.

Ключевые слова: осанка, позвоночник, упражнение, норма, урок, анкета.

Key words: posture, backbone, exercise, norm, lesson, questionnaire.

Всегда приятно смотреть на человека, у которого легкая походка, расправленные плечи, высоко поднятая голова. И совсем другое впечатление производят люди с выступающими назад лопатками и выпяченным животом. Это и есть часть признаков нарушения осанки. (осанка — это привычная поза или манера человека держать свое тело). [1]

Нарушения осанки, как правило, предопределены врожденными или наследственными особенностями, а также перенесенными заболеваниями или травмами. Подобная патология может быть следствием малоподвижного образа жизни. Школьники на уроках сидят за партой, дома — учат уроки за рабочим столом. В течение учебного дня, на протяжении в среднем 5-6 уроков, у ребенка появляется утомление. От неподвижности снижается восприятие учебной программы. [1]

Всем известно, что человек, который хорошо владеет своим телом, умело управляет своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью и стройностью. [1]

Мною совместно с учащимися 7 класса было проведен опрос среди учащихся 1-4 классов. Детям было задано три вопроса:

  1. Есть ли у тебя дома свой учебный уголок?
  2. Подходит ли твоя мебель для твоего ро­ста?
  3. Делаешь ли ты по утрам гимнастику (зарядку).

В опросе приняли участие 68 человек.

В большинстве все дети имеют свой учебный уголок, но не у всех мебель подходит по росту, многие дети занимаются на столах их старших братьев или сестер, или же рабочих местах родителей. Также по результатам исследования выяснилось, что 57 человека не выполняют по утрам гимнастику. С родителями этих детей была проведена беседа. И было объяснено, что родители должны обязательно контролировать выполнение утренней гимнастики ребенком. Лучше всего если родители будут ее делать вместе с ребенком, подавая хороший пример свои детям.

Для проверки нагрузки на позвоночник учащихся, я решила взвесить портфели учащихся 1 — 4 классов. Перед началом исследования нагрузки на позвоночник учеников я взяла выдержки нормативов на вес рюкзака школьника в различных классах из СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». [4]

Таблица 1

Нормы на вес рюкзака школьника из СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения

в общеобразовательных учреждениях»

Класс Максимально допустимый вес портфеля
1-2-й Не более 1,5 кг
3-4-й Не более 2,0 кг
5-6-й Не более 2,5 кг
7-8-й Не более 3,5 кг
9-11-й Не более 4,0 кг

По российским санитарным нормам — общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 1,5 кг, для учеников с третьего по шестой класс — весить около 2 кг. [4]

Интересный факт. По утверждению Американской ассоциации ортопедов ученики не должны носить вес, превышающий 15% их собственного веса, а калифорнийские законы даже предусматривают солидные штрафы для родителей и школ, которые не выполняют требования врачей. Хорошо бы если бы и у нас ввели подобные штрафы, возможно бы тогда родители стали замечать, что их ребенок носит в своем портфеле. [6]

После было проведено взвешивание. Оказалось, что вес портфелей со школьными принадлежностями у учащихся и 1 и 4 класса практически одинаковый и колеблется от 2 до 4 кг.  Но у 15 учащихся масса портфеля оказалась приближенной к 6 кг. На весах фиксировалась цифры: 5 600, 5 450, 6 200, 6 700, 5 700, 6 300 и т.д. Максимальный вес портфеля оказался у девочки из 3 класса он составил 7 200 гр. Сложно себе представить как она носит такую тяжесть каждый день. При проверке ее портфелей оказалось, что в портфеле у нее были ненужные в этот день учебники, принадлежности и художественные книги. С родителями этой девочки была проведено беседа. Только у 10 учащихся масса портфеля оказалась в норме, но в их портфеле не было всех необходимых учебников и тетрадей, т.е. они не полностью были готовы к урокам. Это означает, что, если ученик каждый день будет приходить готовым к урокам, это несомненно отразится на его здоровье. Для того чтобы эти нормативы могли стать реальностью, школам можно только порекомендовать иметь два комплекта учебников: один — выдается на дом для подготовки к урокам, а второй хранится в классе. Но это требует больших затрат. Хотя всегда нужно выбирать, что нам важнее здоровье молодого поколения или благосостояние.

Также по результатам проведенного исследования я побеседовала с учителями начальных классов. Им было рассказано у кого из их учащихся было выявлено нарушение осанки. Был дан комплекс упражнений для проведения физкультминуток на уроках. Физкультминутки предназначены для снятия утомления с плечевого пояса и рук, туловища, мышц спины, также для улучшения кровообращения.

По результатам исследования была разработана памятка родителям, представлена на рисунках 1 и 2. В ней содержатся рекомендации родителям по формированию правильной осанки и профилактике ее нарушений у детей, также предложены упражнения для совместного выполнения детей и их родителей.

Рисунок 1 —  Лицевая и обратная стороны памятки для родителей

В рабочие программы по физической культуре ежегодно включаю уроки, посвященные осанке. Темы уроков самые разные: что такое осанка, осанка и ее формирование, значение осанки в жизни человека и д.р.

Целью данных уроков я ставлю прежде всего формирование знаний о правильной осанке, и самостоятельное применение знаний и умений на практике. Учащиеся на уроке знакомятся с комплексом специальных упражнений, а дома самостоятельно их выполняют. Каждый урок по осанке начинается с профилактической беседы. С детьми обсуждаю такие вопросы как: что такое осанка, зачем нужна правильная осанка, как формировать правильную осанку и д.р.

Если это урок первый или последний в учебном году, то обязательно провожу тест на правильную осанку.

Данный тест провожу определением плечевого индекса (ПИ). Для этого необходимо измерить сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины — плечевую дугу. При измерении спереди сантиметровая лента должна проходить на уровне ключиц, а при измерении сзади — по надлопаточным осям. Плечевой индекс высчитывается по формуле Плечевой индекс = ширина плеч : плечевая дуга х100%. Если ПИ равен 90-100% правильная осанка;

Если величина ПИ меньше 90% – есть признаки нарушения осанки;

Если показатель ПИ очень низкий 60-70 % это значительные признаки нарушения осанки, при которых необходима консультация ортопеда. [5]

Осанка зависит от состояния позвоночника, от того, насколько слажено работают мышцы, которые поддерживают тело в вертикальном положении. Если все мышцы развиты у человека одинаково хорошо, то осанка у него красивая, правильная.

Рационально организованные физические упражнения – эффективное средство не только предупреждения, но и лечения нарушений осанки. [3]

Любые простые упражнения, выполняемые с детьми, стараюсь провести наиболее интересно, для этого придумываю какие-нибудь инсценировки например для упражнения с предметом на голове подойдет инсценировка «Индийский танец». Следующими за этим можно выполнять упражнения «За водой», «Рыбка», «Окошко», «Рапорт командиру» и др.

Упражнений по исправлению осанки регулярно использую на своих уроках. Особенно он необходим, когда дети приходят уже после 4-5 уроков, после длительного сидения за столом. Часто именно из-за длительного сидения появляется нарушение осанки т.к. длительное пребывание в сидячем положении вызывает застойные явления кровообращения. После выполнения упражнений объясняю детям о том, как важно правильно принимать позицию за партой (во время выполнения письменных работ плечи должны быть расправлены, находиться на одном уровне, а голова следка наклонена), обеденным столом или просто при просмотре фильмы и т.д.

Библиографический список:

  1. Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. — 14-е изд. М.: Просвещение, 2013. – c. 192.
  2. Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И., Торочкова Т.Ю., Шитова Р.Я. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. М.: Просвещение, 2001. – c. 80.
  3. Пеганов Ю.А., Берзина Л.А. Позвоночник гибок – тело молодо. М.: Советский спорт, 1991. – c. 77.
  4. Вес портфеля школьника // EXAMEN URL: http://www.examen.ru/add/manual/materialyi-dlya-shkolnikov/ves-portfelja-shkolnika (дата обращения: 23.03.2018).
  5. ПЛЕЧЕВОЙ ИНДЕКС: ТЕСТ на правильную осанку. Проверьте себя! // econet URL: https://econet.ru/articles/181485-plechevoy-indeks-test-na-pravilnuyu-osanku-proverte-sebya (дата обращения: 22.03.2018).
  6. Я выбираю: школьный ранец // Ikirov URL: https://www.ikirov.ru/news/5650-ya-vybirayu-shkolnyy-ranets (дата обращения: 23.03.2018).