Толкачев А.И., Королева Л.П. К вопросу о координации комплекса ГТО в средней школе с программой предмета «Физическая культура»

К вопросу о координации комплекса ГТО в средней школе с программой предмета «Физическая культура»

On the issue of coordination of the TRP complex in high school with the program of the subject «physical culture»

Толкачев Александр Иванович

Tolkachev Alexandr Ivanovich

К.п.н., Отличник Просвещения СССР, лауреат премии им. Н.К. Крупской, учитель физической культуры высшей категории  МОУ «Гимназия им. В.А.Надькина» г. Саянска Иркутской области.

larisapavlovnakoroleva@gmail.com

Королева Лариса Павловна

Korolyeva Larisa Pavlovna

Отличник Народного Просвещения РСФСР, учитель физической культуры высшей категории МОУ «Гимназия им. В.А.Надькина» г. Саянска Иркутской области.

larisapavlovnakoroleva@gmail.com

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме введения комплекса ГТО в школе, обозначены проблемы отсутствия координации между программным материалом и системой подготовки к сдаче норм ГТО, предложены пути решения.

Annotation: This article is devoted to the problem of the introduction of the TRP complex in the school, the problems of lack of coordination between the program material and the system of preparation for the delivery of TRP standards, proposed solutions.

Ключевые слова: тестирование, мониторинг, конкуренция, готовность к труду и обороне, стандарт/критерий/цель, Олимпиада в общежитии

Keywords: testing, monitoring, competition, ready for labour and defense, standard/criterion/objective, Dorm Olympics.

Комплекс ГТО, призванный решать задачи повышения уровня здоровья, формирования навыков здорового образа жизни, а также гармонического развития личности у граждан России, на сегодня не решает возложенных на него надежд. Причин, на наш, взгляд две.

Первая состоит в том, что нет организованной, спланированной и проводимой под руководством профессиональных специалистов работы по подготовке к сдаче нормативов ГТО ни взрослыми, ни детьми.

Вторая причина: недостаточно полно определена роль общеобразовательной школы. Система оценивания достижения планируемых результатов во многом совпадает с нормативами ГТО, но они никак не координируются в организационном плане, поэтому дети сдают нормативы дважды, увеличивается временная нагрузка, особенно на выпускников.

Нормативы ГТО направлены на тестирование у человека в комплексе физических качеств силы, силовой выносливости, быстроты, ловкости и выносливости, поэтому не каждый узко специализированный спортсмен, даже высокой квалификации, сможет справиться с нормативами ГТО, к тому же их достижение не входит задачи работы тренера по определенному виду спорта. Поэтому мы считаем, что единственной обязательной формой занятий для всех детей, где можно комплексно решить эти задачи, на сегодня является урок физической культуры в школе. Но для этого необходимо решить ряд задач.

 В настоящее время тестирование школьников по общефизической подготовке проводится по нормативам программ по предмету «Физическая культура» разных авторов-методистов, по нормативам Президентского теста,  по нормативам Олимпийского теста, причем все они отличаются друг от друга.

Мы считаем, что тест должен быть один, и если государство обозначает ГТО как ориентир здоровья нации, эталон физического развития, то этим тестом должны стать нормы ГТО. Оценка 5 по физической культуре — это норматив золотого значка, серебряного – 4, бронзового – 3.

Все спартакиады среди школьников следует проводить на основе нормативов ГТО.

Для этого необходимо разработать планирование развития физических качеств на уроках физической культуры, разработать систему мониторинга развития физических качеств и внести изменения в положения о проведении внутриклассных, внутришкольных, городских, зональных и региональных спартакиад.

Учителями физкультуры гимназии Саянска разработано планирование по развитию физических качеств, методика их мониторинга и примерная программа внутриклассных, внутришкольных и городских соревнований среди школьников 2-11классов, эти документы могут стать основой для систематизации работы других образовательных организаций.

Сложившаяся практика проведения соревнований, которые предлагаются на сегодняшний момент школьникам, и определение победителей, на наш взгляд, не является объективным показателем работы учителя физической культуры и школы, т.к. почти во всех соревнованиях участвуют 10-15 спортсменов. Как правило, воспитанников ДЮСШ.

Мы предлагаем за основу проведения этих соревнований взять такие условия, при которых в них участвовали бы классы-команды. Критерием оценки  результатов стали бы выполнение нормативов ГТО.

Так как во всех классах разное количество мальчиков и девочек, в зачет идут результаты 80% от общего количества мальчиков и девочек, остальные 20% отводятся на освобожденных по состоянию здоровья. Выполнение участником соревнования норматива ГТО, а у ровне золотого значка дает команде 5 очков, серебряного — 4 очка, бронзового — 3 очка     .

Набранные девочками и мальчиками очки суммируются и делятся на количество участвующих в соревнованиях Таким образом предложенная нами методика определения победителей внутриклассных, внутришкольных соревнований обязывает учителя физической культуры обращать больше внимание на слабого ученика, т.к. какой бы результат не показал его ученик, посещающий ДЮСШ, больше 5 очков в копилку своей команды он не принесет.

Программу спартакиады школы необходимо составить так, чтобы ученик школы, обучаясь в школе с 1 по 11 класс, смог поучаствовать в соревнования по большинству видов спорта, включенных в комплекс ГТО и в школьную программу.

Например

2класс-бег 30 метров

3класс-эстафеты с бегом с прыжками, передачами мяча и преодолением препятствий

4класс четырехборье: челночный бег, метание мяча в цель, лазание по канату, прыжок в длину с места.

 5-6классы – гимнастика: мальчики упражнения на брусьях,

акробатика перекладина и опорный прыжок.

 7-8классы — легкоатлетический кросс.

9 классы — лыжные гонки.

10-11 класс – Юноши: подтягивание на перекладине и сгибание  туловища из положения лежа.  Девушки: сгибание рук в упоре лежа и сгибание туловища из положения лежа на спине.

В соревнованиях по баскетболу, волейболу, футболу принимают участие сборные школы. В зачет спартакиады идут места, занятые мальчиками и девочками отдельно. Класс-победитель и школа-победитель в спартакиадах школы и города определяются по наименьшей сумме мест, занятых во всех видах спорта по программе спартакиады.

Использование данной методики обязывает учителя на основе методов спортивной тренировки планировать развитие физических качеств у обучающихся. Разработанный нами Годовой план-график планирования развития физических на уроках физической культуры во 2-11классах обеспечивает системность этой работы. (Таблица 1)

Таблица 1

Упражнения и их дозировка Уроки на которых проводится (1-4 классы)
1) Беговые упражнения. Ускорения.

1кл.: 1четверть 2подхода по12-13метров

В каждом следующем  старшем классе добавить один подход.

со 2по 100 на каждом четном
2) Многоскоки на мягком гим. мат песок снег.

1кл 1чет 2 раза по 6м.

В каждом следующем старшем классе + один подход во2-4чет.+ 1метр к дистанции

с1по100 на каждом нечетном уроке
3) Медленный бег

1кл. 1четерть 1мин.

В каждом следующем классе +20сек.

Во2-3 четвертях во всех классах+1мин

С1по90 урок на всех уроках
4) Лазание по канату

1кл.1четверть2 раза по 1.5 метра.

В каждом  Следующем старшем классе+50см. Во2-3чет.+ один подход.

С 17 по90 через 2 урока

 

5) Подтягивание из виса мальч. из виса лежа дев.

1кл 2-ая четверть 2раза по 1.3 раза от максимума во 2и3 четв. + 1 подход

C 15 по 80 через 2 урока
6) Сгибание туловища из положения лежа на спине

1кл.1четв 2раза по6 повторений

В каждом следующем классе  плюс одно повторение. Во2и3четверти + один подход

с16 по 86 на каждом через 2 урока

При использовании предлагаемого нами планирования невозможно обойтись без мониторинга динамики развития физических качеств учащихся. Контрольное тестирование проводим на первых уроках в каждой четверти и в конце года. Главная цель тестирования — воспитание у школьников мотивации к занятиям физической культурой, выполнение нормативов школьной программы и выполнение комплекса ГТО (Оценка 5 — это уровень золотого значка, 4 серебряного, 3 — бронзового значка). Высокую оценку занимаюшийся может получить и за положительную динамику, показанную при тестировании. Отличие разработанной нами методики от традиционных заключается в том, что оценка 5 в начале года соответствует результату конца предыдущего года, в каждой четверти требования повышаются и в конечном итоге соответствуют возрастным требованиям комплекса ГТО.

Предлагаем разработанную нами методику тестирования для всех учащихся со 2 по 11ый классы, требования  которого во 2х, 4х, 6х, 9х и 11кл соответствуют возрастным ступеням ГТО.

Методика тестирования нормативов ГТО и аттестации учащихся по предмету физическая культура представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Учебные нормативы по прыжкам в длину с места толчком двумя ногами (см.)

Четверть

Оценка

Класс (мальчики)
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

I

3 100 120 125 130 145 14 170 179 175 195
«4» 105 130 135 140 150 160 175 180 185 202
«5» 130 150 155 160 170 175 190 195 224 227

II

«3» 105 123 128 135 148 168 177 173 180 197
«4» 109 133 138 148 158 173 178 183 190 204
«5» 134 153 158 165 173 180 193 198 225 228

III

«3» 110 124 129 140 149 169 178 174 194 198
«4» 115 134 139 149 159 174 179 184 201 205
«5» 135 154 159 169 174 185 194 199 226 229

IV

«3» 115 125 130 145 150 170 179 175 195 200
«4» 120 135 140 150 160 175 180 185 202 210
«5» 140 155 160 170 175 190 195 200 227 230

Учебные нормативы по прыжкам в длину с места толчком двумя ногами (см.)

Четверть

Оценка

Класс (девочки)
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

I

3 100 110 122 125 137 140 144 147 150 157
«4» 120 115 127 130 142 145 149 152 155 167
«5» 125 135 147 150 162 165 169 172 175 182

II

«3» 103 115 123 130 138 142 145 148 152 158
«4» 124 120 128 135 143 147 150 153 165 168
«5» 130 140 148 155 163 167 170 173 177 183

III

«3» 105 121 124 136 139 143 146 149 156 159
«4» 113 125 129 141 144 148 151 154 166 169
«5» 133 144 149 158 164 168 171 174 179 184

IV

«3» 110 122 125 137 140 144 147 150 157 160
«4» 115 127 130 142 145 149 152 155 167 170
«5» 135 147 150 162 165 169 172 175 182 185

Учебные нормативы по подниманию туловища  из положения лежа на спине, руки за головой (количество раз).

2, 3, 4 кл за30сек 4.5.6.7.8.9.10.11кл за1мин.

Четверть

Оценка

Класс (мальчики)
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

I

«3» 6 5 8 11 13 14 17 18 30 24
«4» 9 8 11 14 17 20 23 25 34  
«5» 15 15 16 19 22 25 29 31 46  

II

«3» 7 6 9 11 14 15 18 19 27 25
«4» 10 9 12 15 18 21 24 26 35 33
«5» 16 14 17 20 23 26 30 32 47 40

III

«3» 8 7 10 12 13 16 18 20 28 28
«4» 11 10 13 16 19 22 25 27 34 38
«5» 17 15 18 21 24 27 30 33 48 45

IV

«3» 5 8 11 13 14 17 18 30 34 30
«4» 8 11 14 17 20 23 25 36 35 40
«5» 15 16 19 22 25 28 31 47 49 50

Учебные нормативы по подниманию туловища  из положения лежа на спине, руки за головой (количество раз).

2,3,4кл за30сек 4.5.6.7.8.9.10.11кл за1мин.

Четверть

Оценка

Класс (девочки)
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

I

«3» 2 6 9 11 13 15 16 17 19 22
«4» 5 9 12 14 16 18 19 20 21 24
«5» 6 14 17 19 21 23 24 27 29 32

II

«3» 3 7 10 12 14 15 17 17 20 23
«4» 6 10 13 16 17 18 20 20 22 25
«5» 7 15 18 20 22 24 25 28 30 33

III

«3» 3 8 10 12 14 15 17 17 21 24
«4» 7 11 13 15 17 18 20 20 23 26
«5» 8 16 18 20 22 24 26 35 31 34

IV

«3» 4 5 10 12 15 14 17 25 22 20
«4» 7 8 12 13 18 15 20 30 24 30
«5» 9 10 13 15 20 30 27 40 32 40

Учебные нормативы по бегу на короткие дистанции

Четверть Оценка 30м 60м 100м
Класс(девочки)
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
I «3» 7,7 7,5 12,5 11,7 11,5 11,5 11.2 10,7 18,4 18,3
«4» 7,2 6,6 11,7 11,6 11.3 10,7 10,4 10,2 18.0 17,7
«5» 6,6 6,1 11,2 10,7 10,5 10,1 9.8 9,7 16.7 16,4
II «3» 7,6 7,4 12,2 11.4 11,4 11,4 10,9 10,6 18,5 18.2
«4» 7,1 6,5 11,8 11.5 11.2 10,6 10,4 10,2 17,8 17,6
«5» 6,3 6 11.0 10,6 10,4 10 9,9 9,6 16,6 16.3
III «3» 7,5 7,3 12.0 11,5 11,3 11,3 10,8 10,6 18,4 18.2
«4» 7 6,4 11,7 11.4 11.1 10,5 10,3 10,1 17,7 17,5
«5» 6,2 5,9 10,9 10.6 10,3 9,9 9,8 9,5 16,5 16,2
IV «3» 7,3 7,2 11.7 11.5 11.4 11,2 10,7 10,5 18,3 18.0
«4» 6,9 6,3 11,6 11.3 11.2 10,4 10,2 10 17,7 17.6
«5» 6,1 5,8 10,7 10.5 10.4 9,8 9,7 9,4 16,4 16.3

Учебные нормативы по бегу на короткие дистанции

Четверть Оценка 30м 60м 100м
Класс (мальчики)
2 3 4 2 3 4 2 3 4 2
I «3» 7,5 7,3 11.8 7,5 7,3 11.8 7,5 7,3 11.8 7,5
«4» 7,1 6,5 11,7 7,1 6,5 11,7 7,1 6,5 11,7 7,1
«5» 6,5 6 11.6 6,5 6 11.6 6,5 6 11.6 6,5
II «3» 7,4 7,2 11.5 7,4 7,2 11.5 7,4 7,2 11.5 7,4
«4» 7 6.4 11,4 7 6.4 11,4 7 6.4 11,4 7
«5» 6,4 5,9 11.3 6,4 5,9 11.3 6,4 5,9 11.3 6,4
III «3» 7.3 7,1 11,3 7.3 7,1 11,3 7.3 7,1 11,3 7.3
«4» 6,9 6,3 11,3 6,9 6,3 11,3 6,9 6,3 11,3 6,9
«5» 6,3 5,2 11.2 6,3 5,2 11.2 6,3 5,2 11.2 6,3
IV «3» 7,2 7 11.2 7,2 7 11.2 7,2 7 11.2 7,2
«4» 7 6,2 11,1 7 6,2 11,1 7 6,2 11,1 7
«5» 6,2 5,7 11.0 6,2 5,7 11.0 6,2 5,7 11.0 6,2

Учебные нормативы по кроссовой подготовке

Четверть Оценка 1500м 2000м 300м
Класс (мальчики)
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
I «3» 10,1 9,40 9,40 9,10 8,40 8,30 12,1 11,3 15,5 15,2
«4» 10 9,30 9,30 9 8,30 8,20 11,4 10,5 15 14,3
«5» 9,50 9,20 9,20 8,50 8,20 8,10 10,4 9,50 13,3 13
II «3» 10 9,30 9,30 9 8,30 8,20 12 11,2 15,4 15,1
«4» 9,50 9,20 9,20 8,50 8,20 8,10 11,2 10,4 14,5 14,1
«5» 9,40 9,10 9,10 8,40 8,10 8 10,3 9,40 13,2 12,4
III «3» 9,50 9,20 9,20 8,50 8,20 8,10 11,5 11,1 15,3 14,5
«4» 9,40 9,10 9,10 8.40 8,10 8 11 10,2 14,4 13,5
«5» 9,30 9 9 8 7,50 7,40 10,2 9,30 13,1 12,2
IV «3» 9,40 9,10 9,10 8,40 8,10 8 10,4 11 15,2 14,3
«4» 9,30 9 9 8,30 7,50 7,30 10,4 10 14,3 13,3
«5» 9,20 8,50 8,45 8,20 7,30 7 10 9,2 13 12

Учебные нормативы по кроссовой подготовке

Четверть Оценка 1500м 2000м 1500м
Класс (девочки)
2 3 2 3 2 3 2 3 2 3
I «3» 10,05 9,50 10,05 9,50 10,05 9,50 10,05 9,50 10,05 9,50
«4» 9,50 9,35 9,50 9,35 9,50 9,35 9,50 9,35 9,50 9,35
«5» 9,30 9,15 9,30 9,15 9,30 9,15 9,30 9,15 9,30 9,15
II «3» 10 9,45 10 9,45 10 9,45 10 9,45 10 9,45
«4» 9,45 9,30 9,45 9,30 9,45 9,30 9,45 9,30 9,45 9,30
«5» 9,25 9,10 9,25 9,10 9,25 9,10 9,25 9,10 9,25 9,10
III «3» 9,55 9,40 9,55 9,40 9,55 9,40 9,55 9,40 9,55 9,40
«4» 9,40 9,25 9,40 9,25 9,40 9,25 9,40 9,25 9,40 9,25
«5» 9,20 9,05 9,20 9,05 9,20 9,05 9,20 9,05 9,20 9,05
IV «3» 9,50 9,35 9,50 9,35 9,50 9,35 9,50 9,35 9,50 9,35
«4» 9,36 9,20 9,36 9,20 9,36 9,20 9,36 9,20 9,36 9,20
«5» 9,15 9 9,15 9 9,15 9 9,15 9 9,15 9

Литература:

  1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №4- С. 12-13.
  2. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического воспитания и физической подготовленности.: Учеб. Пособие.- М.: Советский спорт, 2000 –С.30-38.
  3. Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева.5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение,2012.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.