Травинская А. А. Методы обучения в начальной школе
Методы обучения в начальной школе
Teaching methods in elementary school
Травинская Алла Анатольевна
Travinskaya Alla Anatolievna
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №21, г. Иркутск
Аннотация. Методы обучения – один из наиболее актуальных и важных вопросов для учителей в работе с младшими школьниками. В статье рассмотрены методы обучения, дано определение, что такое метод, раскрыты основные характеристики методов обучения, основные критерии выбора методов обучения, представлена классификация методов. Доказано, что каждый метод обучения – это совокупность многих характеристик способов деятельности ученика и учителя, и его необходимо рассматривать как систему.
Annotation. Teaching methods are one of the most relevant and important issues for teachers in working with junior schoolchildren. The teaching methods are considered in the article, the definition of what the method is, the main characteristics of teaching methods, the main criteria for choosing teaching methods, the classification of methods are presented. It is proved that every method of education is a set of many characteristics of the methods of activity of the student and teacher, and it must be considered as a system.
Ключевые слова. Метод обучения, познавательная деятельность, триединые цели урока, классификация методов, развивающая функция.
Keywords. Method of teaching, cognitive activity, triune goal of the lesson, classification of methods, developing function.
Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы. Это ключ к достижению триединой цели урока, которая содержит необходимые для этого сведения. Это самый динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами.
Что такое метод вообще? Метод – форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта. Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем. [1]
Важно иметь в виду, что, во-первых, в методах обучения в прямой или скрытой форме, но обязательно проектируется познавательная деятельность учащихся. Методы обучения – это сочетание методов преподавания и обучения.
Основной характеристикой методов обучения является глубокая связь деятельности педагога с познавательной деятельностью учащихся. Если метод обучения не соответствует триединой цели урока, то с помощью такого «метода» учитель и ученики никогда не достигнут желаемого результата. Достижение цели выступает как критерий эффективности метода, правильности и четкости его реализации. «Без достижения цели метод обучения (как и любой другой) нельзя считать правильно примененным. Поэтому и нельзя судить об учителе только по тому, как он рассказывает, использует ли наглядность и технические средства, организует ли самостоятельную работу и прочее. Необходимо соединения всегда выяснять результаты обучения, степень эффективности всей деятельности учителя в соответствии с его цели». [2]
Трактуя метод как способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность, т. е. совокупность приемов и средств, которыми характеризуется та или иная деятельность, направленная на достижение цели, выделим следующие особенности методов:
– Метод – это не сама деятельность, а способ ее осуществления, это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности. Поэтому он обязательно осознанный.
– Метод должен обязательно соответствовать цели урока, если этого соответствия нет, то с помощью такого метода нельзя добиться ожидаемых результатов.
– Метод не может быть неправильным, неправильным может быть его применение. Если метод не отвечает возложенным на него задачам, он не является методом для достижения поставленной цели. [3]
– Каждый метод имеет свое предметное содержание. Знания, включенные в метод, образуют зону его применения и действенности.
– Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных учителям для решения поставленной задачи. От метода зависят интеллектуальные, чувственные и волевые действия учащихся, а также методы обучения.
Ю.К. Бабанский сформулировал шесть основных критериев выбора методов обучения.
- Исходным критерием при построении системы методов обучения на уроке является их соответствие цели урока, их максимальная направленность на решение всех трех ее аспектов.
- Ориентированность, соответствие метода обучения содержанию учебного материала.
- Соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учащихся, такие как индивидуальные, фронтальные, групповые и коллективные формы познавательной деятельности, естественно, требуют различных методов обучения.
- «Следующий критерий выбора методов требует полной их ответственности реальным учебным возможностям школьников под которыми понимается единство внутренних и внешних условий для успешной учебной деятельности».
- Педагог, выбирая метод, не может не учитывать соответствие выбора методов обучения своим возможностям по их использованию.
- Этот критерий имеет обобщающий характер. Суть его заключается в соответствии методов обучения принципам дидактики. «Реализация этого требования ставит выбор методов в соответствии с основными закономерностями эффективного построения процесса обучения, из которых вытекают сами принципы обучения». [4]
Все шесть критериев должны использоваться в процессе выбора методов в комплексе.
В отечественной дидактике существует несколько классификаций методов обучения:
- По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
- По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
- В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и тому подобное.
- По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
- По принципу деления или объединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
- По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивний. [5]
Короче говоря, каждый метод обучения – это совокупность многих характеристик способов деятельности ученика и учителя, и его необходимо рассматривать как систему.
Однако методы обучения направлены не только на обогащение учащихся знаниями и умениями, не менее важна их роль как средство общего развития и воспитания учащихся.
Воспитательная функция методов обучения. Она проявляется в создании дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального характера процесса обучения (привлечение яркого фактического материала, опору на явления окружающей жизни и опыт учащихся, побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям, событий, фактов и тому подобное).
Важнейшей воспитательной сферой методов обучения является формирование эффектно-потребительской сферы учащихся, стимулирование их к развитию своего мировоззрения.
Немаловажную роль в воспитании играет вооружение учеников техникой учебной работы, потому что это дисциплинирует их, повышает эффективность их труда, способствует успеху в обучении.
Именно методы обучения служат формированию таких качеств личности, как творческий подход к решению познавательных и практических задач, четкость и организованность в труде, умение контролировать свою деятельность, оценивать ее, проявлять коллективизм и взаимопомощь.
Методы обучения способствуют воспитанию нравственных, эстетических, всех духовных свойств личности, поскольку именно они расставляют акценты в содержании образования, актуализируют особенно важный аспект духовного роста учащихся.
Развивающие функции методов обучения
Важнейшей функцией методов обучения является развитие речи учащегося, обогащение ее словарного запаса, усиление коммуникативности, развитие выразительных свойств языка.
Методы обучения обеспечивают развитие сенсорной сферы личности «глазомер, ориентирование в пространстве и во времени и т. п», а также его двигательной сферы.
Методы обучения играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Целенаправленно формируя приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, выделение главного, обобщение, систематизация и тому подобное), они одновременно развивают активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, скорость, систематичность, критичность, гибкость, совершенствуя и развивая одновременно внимание, память, воображение и фантазию.
Короче говоря, «развивающая функция метода в современной школе – это многосторонняя функция, она выражается и в последовательном развитии качества знаний ученика и в постоянном усложнении и развитии его умений, операций и способов деятельности, в обогащении его познавательных процессов – внутреннего выражения его учебных действий».
Каждый метод обучения должен выполнять разнообразные функции, но у него есть свои специфические возможности в реализации целей обучения. Эффективность метода можно оценивать, только исходя из условий конкретного применения, то есть его места в системе методов обучения. Главное же назначение такой «разнообразной системы» заключается в том, что она позволяет наиболее полно воздействовать на личность, наиболее подробно рассматривать изучаемый материал, увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создает внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность.
Библиографический список:
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
- БейзеровВ.А. Проблемное обучение.// Образование в современной школе.-2010.-№12.-с.48-52.
- Бейзеров В.А. Проблемное обучение// Образование в современной школе.-Б.М.-2011.-№12.-с.48-52.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.-М.:МГУ, 1985. – 45с.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.-М.:Знание, 2011. – 80 с.
- Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2011. – №5.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.; Педагогика, 1986. – 186 с.