Качкова Лариса Владимировна. Трудности при изучении русского языка в 5-11 классах и пути их преодоления

Качкова Лариса Владимировна. Трудности при изучении русского языка в 5-11 классах и пути их преодоления

Сертификат

Трудности при изучении русского языка в 5-11 классах и пути их преодоления

Difficulties in learning Russian in grades 5-11 and ways to overcome them

Качкова Лариса Владимировна,

Kachkova Larisa Vladimirovna,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 31 имени А.П.Жданова»,
г. Братск  Иркутской области

kachkoval@mail.ru

Аннотация. В статье представлен практический опыт использования форм и приемов учебной деятельности учителя, помогающих активизировать мышление учащихся, тренировать память, облегчить понимание и запоминание трудных правил русского языка.

Annotation. The article presents practical experience of using forms and methods of teacher’s educational activity that help to activate students’ thinking, train memory, facilitate understanding and memorizing difficult rules of the Russian language.

Ключевые слова: память, ассоциации, воображение, мнемотехника, правила, приемы, знания.

Keywords: memory, associations, imagination, mnemonics, rules, techniques, knowledge.

Обоснование проблемы.

Русский язык традиционно входит в число школьных предметов повышенной трудности, которая увеличивается в 6-7 классах, т.к. большая часть правил правописания изучается в этих параллелях, именно здесь формируется уровень грамотности человека. В 8-9 классах трудность предмета немного снижается:  учащимися уже усвоены основные базовые знания. Затем 10-11классах сложность предмета вновь возрастает в связи с подготовкой к итоговой аттестации  (ЕГЭ). (См. таблицы 1 и 2). [ 1]

Таблица 1.

Шкала трудности учебных предметов на уровне основного общего образования (СанПиН 1.2.3685-21, Таблица 6.10)

Учебные предметы Количество баллов (по классам)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Физика 8 9 13
Химия 10 12
История 5 8 6 8 10
Иностранный язык 9 11 10 8 9
Математика 10 13
Геометрия 12 10 8
Алгебра 10 9 7
Природоведение 7 8
Биология 10 8 7 7 7
Литература 4 6 4 4 7
Информатика и ИКТ 4 10 4 7 7
Русский язык/Родной язык 8 12 11 7 6
География 7 6 6 5
Изобразительное искусство 3 3 1
Мировая художественная культура (МХК) 8 5 5
Музыка 2 1 1 1
Обществознание (включая экономику и право) 6 9 9 5 5
Технология 4 3 2 1 4
Основы безопасности жизнедеятельности 1 2 3 3 3
Физическая культура 3 4 2 2 2

 Таблица 2.

Шкала трудности учебных предметов на уровне среднего общего образования (СанПиН 1.2.3685-21, Таблица 6.11)

Учебные предметы Количество баллов (по классам)
Физика 12
Математика (геометрия) Химия 11
Математика (алгебра) 10
Русский язык/Родной язык 9
Литература / Иностранный язык 8
Биология 7
Информатика и ИКТ 6
История, Обществознание (включая экономику и право)

Искусство (МХК)

5
География 3
Основы безопасности жизнедеятельности 2
Физическая культура 1

  Каковы причины затруднений учащихся при изучении русского языка?

Во-первых, русский язык – весьма сложная дисциплина, поэтому проблема усвоения материала  проявляется особенно остро. Работая с обучающимися, необходимо подбирать для них задания, повышающие активность в процессе восприятия и осмысления материала, способствующие систематизации и совершенствованию знаний.

Во-вторых, в программе по русскому языку большое количество правил, требующих запоминания, ведь грамотность основывается на знании правил, много исключений из правил, слов вне правил («Это надо запомнить») и т.д.

В-третьих, это психологические причины учащихся: снижение когнитивных способностей, недостатки в развитии мышления, низкий уровень развития кратковременной памяти, следовательно, в долгосрочной памяти информация не отложится, дефицит внимания, отсутствие интереса к учению,  поведенческие проблемы и т.д.

Как преодолеть эти трудности? Что надо сделать, чтобы ученик запомнил скучное и трудное правило? Надо перевести это правило в план воображения, чувств ученика.

Память многих учащихся не приспособлена к «простому запомина­нию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них сим­вола – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная (особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга, так называемый «художественный тип» по определению И.П.Павлова).

Правила, пропущенные не только через логику, но и воображение, ассоциации, эмоции, удерживаются в памяти прочнее, дольше.

Лайфхаки,  т.е. полезные приемы, хитрости, которые я успешно использую в своей практике, опираются на эмоционально-образную память ребенка, находят живой отклик у учащихся, способствуют активизации мышления. Они незаменимы на «провальных» моментах обучения. Очень хорошо в этом помогает технология мнемотехники.

Мнемоника (мнемотехника) –  совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Пользуясь этим, технология мнемотехники придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные». Делается это с помощью ассоциаций, благо­даря которым и начинает работать эмоционально-образная память ребенка.  Мнемотехника помогает открыть глаза и уши учащихся. Кроме того, технология мнемотехники позволяет решать следующие задачи при формировании УУД:

– образовательную – вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, повышение мотивации к обучению;

– развивающую – развитие воображения, фантазии, творческих способностей, расширение кругозора, эрудиции;

–  воспитательную – воспитание положительного интереса к изучению русского языка.

Предлагаю  несколько лайфхаков, которые я использую на уроках.

Рифмуйте!  (прием звуковых ассоциаций)

Соблюдение орфоэпических норм – лакмусовая бумажка культуры человека. Но очень часто приходится слышать слова, которые неправильно произносятся. Здесь на помощь приходят звуковые ассоциации. С их помощью слова, в которых так часто нарушаются орфоэпические нормы, запоминаются легко, например:

  1. ПломбировАть

Зуб болит. Не горевАть!

Пошли его пломбировАть.

  1. ЩавЕль

Коко ШанЕль любила щавеЕль.

  1. ТОрты

Будешь есть тОрты

И не влезешь в шОрты.

  1. ГазопровОд

Возле нас шумит завОд,

А под ним газопровОд.

  1. ЖалюзИ

Из Парижа привезИ

Нам для окон жалюзИ.

  1. СвЁкла

Баба ФЁкла садит свЁклу.

7.ОптОвый

Открыли нОвый

Магазин оптОвый.

Придумайте фразу-запоминалку!

Облегчают процесс запоминания правил русского языка и различные вспомогательные фразы. Для правильного употребления слов-паронимов одеть – надеть можно использовать фразу «Одеть Надежду, надеть одежду» или стихотворение:

    Нельзя надеть Надежду,

    Нельзя одеть одежду.

    Надеть одежду можно,

    Одеть Надежду можно.

Запомнить, какие безударные гласные пишутся в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения, помогает фраза «Целую, милая».

   I спр.         II спр.

цЕлУЮ,   мИлАЯ

Орфограммы в слове винегрет запомнить не просто, гласные -е и -и можно перепутать местами, но стоит кинуть спасательный круг в виде мнемоприема «вино не греют», и уже ученики твердо усвоят написание орфограммы.

А вот фразы, помогающие запомнить слова-исключения: «Уж замуж невтерпеж» и «Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!».

Смешно представить цыкающего цыгана, но таковы странности человеческой памяти: чем нелепее текст, тем легче и охотнее он запомина­ется.

         Любую фразу-запоминалку учащиеся могут сочинить сами. Важно, чтобы образы были  близки и понятны, даже если они абсурдны и смешны.

Придумайте ассоциации-аналогии

Большое затруднение у учащихся вызывает изучение склонения составных количественных числительных (200-900). Правило звучит так: у составных количественных числительных склоняются все слова и части сложных слов:

  • И.п. семьсот восемьдесят шесть
  • Р. п.  семисот восьмидесяти шести
  • Д.п.  семистам восьмидесяти шести
  • Т.п. семьюстами восмьюдесятью шестью

Предлагаю учащимся такой лайфхак: склоняем как по нотам! Вместо корня -сот- подставить слово нота (-сот- = нота).

И.п. семь нот – семьсот

Р.п. семи нот – семисот

Д.п. семи нотам –семистам

Т.п. семью нотами – семьюстами

П.п. семи нотах – семистах

Таким способом можно подставить любое числительное от двухсот до девятисот.

Еще одной западающей темой в курсе русского языка для учащихся является причастный оборот. Часто ученики не могут разграничить определяемое слово и зависимое от причастия слово. Как доступно рассказать о причастном обороте? Для этого использую следующую схему, где стрелки показывают зависимость – подчинение.

  Царь                            Определяемое (главное) слово   (мальчик),

  Помещик                    Причастие  (включающий)

  Крестьянин                 Зависимое слово  (телевизор).

Визуализируйте! (создание зрительных образов)

Слова можно запоминать и с помощью зрительной опоры, т.е. обычных рисунков. Например, слова-исключения (-н-нн в суффиксах прилагательных)

стекляННый, оловяННый, деревяННый легко запомнить с помощью изображения окна. У окна – рамы деревянные, поля стеклянные, ручки оловянные.

       Приведем пример, как запомнить написание слова поролон.

Поролон мы свернули в рулон.

  Чтобы лучше запомнить правописание трудных слов, обозначающих цвета и оттенки, нужно мысленно представить их в соответствующем цвете, нарисовать их фломастером или цветным карандашом:

багряный,   бордовый,   сиреневый,

фиолетовый,   коричневый,   оранжевый,

салатный,   чёрный,   голубой.

Используйте пиктограммы! (нарисуйте текст)

Это способ запоминания, хорошо подходящий ученикам-визуалам. К ключевым словам и выражениям подбираются пиктограммы — графические образы. Например, если речь о празднике, нарисовать  салют, если о спорте — гантели или мяч и так далее. Этот прием хорошо использовать при работы с текстом для запоминания и пересказа.

 Если  нужно запомнить текст, надо выделить во время чтения ключевые  фразы или слова и нарисовать для них пиктограммы. После прочтения ученик

восстанавливает  смысл прочитанного по своим рисункам.

Таким образом, можно говорить о результативности того или иного мнемотехнического приема на уроке русского языка, который определяет­ся не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей  к изучаемому предмету.

Данные приемы помогают преодолеть затруднения при обучении учащихся, благодаря им нейтральная, а подчас неинтересная информация преобразуется в личностно значимые знания, эмоционально окрашенные.

Ориентировка на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока и более продолжительному (часто непроизвольному) запоминанию.

Предлагаемый материал находит живой отклик у учеников, способствует активизации мышления, повышению  качества обучения.

Библиографический список:

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» // Официальный интернет-портал правовой информации – http://pravo.gov.ru/ [Дата обращения: 26.08. 2022г.]
  2. Ерадкина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями  //  Начальная школа. – 1994. – №1. – с. 23-27.
  3. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
  4. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.