Царенкова И. М. Царенков А. А. Компьютерные игры в жизни молодежи
Компьютерные игры в жизни молодежи
Cоmputer games in the lives of young people
Царенкова Ирина Михайловна
Tsarenkova Irina Mikhailovna
к.э.н., доцент УО Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель
tsar_irina@mail.ru
Царенков Александр Андреевич
Tsarenkov Aleksandr Andreyevich
ученик УО Гомельский городской лицей №1, г. Гомель
divilay@mail.ru
Аннотация. Игры на компьютере являются самым популярным видом досуга современной молодежи, оказывая влияние на формирование их личности. Целью статьи является анализ тенденций в направлениях игромании с установлением взаимосвязей между сюжетами игр и формированием системы социальных ценностей и личных приоритетов в жизни молодых людей. Выявленные особенности позволят на практике путем правильного подбора игровой тематики влиять на формирование полноценной личности детей юношеского возраста.
Annotation. Games on the computer are the most popular type of leisure of modern youth, influencing the formation of their personality. The purpose of the article is to analyze trends in the directions of gambling with the establishment of relationships between the subjects of games and the formation of a system of social values and personal priorities in the life of young people. The revealed features will allow to influence formation of the full-fledged personality of children of youthful age in practice by the correct selection of a game subject.
Ключевые слова: компьютерные игры, молодежь, психическое развитие, интеллект, комьюнити
Keywords: computer games, youth, mental development, intelligence, community/
Компьютерные игры прочно вошли в жизнь современного общества. В них играют практически все: дети, учащиеся школ, студенты, родители, инженеры, врачи, бабушки и дедушки. Трудно найти человека, который, имея компьютер, ни разу «не разложил пасьянс». По статистике, компьютерными играми увлекаются 44 % интернет-пользователей. В частности, 12 % людей играют почти каждый день, 18 % – несколько раз в неделю и 9 % – несколько раз в месяц. Среди населения в целом, в компьютерные игры играют 34 % мужчин и 23 % женщин. Среди молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет в компьютерные игры играет каждый второй (49 %). В более старшей возрастной группе (от 31 до 45 лет) – каждый третий (35 %). Среди людей в возрасте (46 – 60 лет) играют 13% .[1]
Самым распространенным является мнение об отрицательном воздействии компьютерных игр на организм человека. Бесспорно, чрезмерные увлечения геймеров сказываются отрицательно на осанке, зрении, в целом на состоянии здоровья. При этом, положительное влияние компьютерных игр на подростков – проблема малоизученная. Многие учёные, анализируя это влияние, рассматривают его как двойственное: с одной стороны, некоторые игры формируют зависимость, способствуют отстранению от общественной жизни, могут вызвать чувство одиночества. С другой – компьютерные игры в разной степени развивают координацию и сосредоточенность, сообразительность, логическое мышление, творческие способности [2].
Существуют различные жанры игр шутеры, аркады, стратегии, ролевые игры и многие другие. Так же существует классификация видеоигр по количеству игроков на одиночные и многопользовательские.
В одиночных играх принимает участие один человек. Их классическим примером является тетрис. К последним разработкам относятся «Grand Theft Auto V», серия игр «The Witcher» или «Mass Effect». Некоторые однопользовательские игры могут впечатлить своим геймплеем, другие проработкой мира, а некоторые, имеют настолько закрученный сюжет, что даже книжные авторы могут позавидовать.
Существует большое количество популярных игр. Если игра становиться известной, то по её вселенной могут писать книги или снимать фильмы. Вспомнить тот же «Warcraft» по которому написано несколько книг и снят фильм. Или серия игр «The Witcher (ведьмак)» созданная по книгам польского писателя Анджея Сапковского, благодаря которой оригинальная сага о ведьмаке Геральте обрела ещё большую популярность по всей планете. Последняя третья игра в серии получила оценку на сайте www.metacritic.com 93 балла из 100 от критиков и 9,3 из 10 от пользователей. Видеоигра «Ведьмак 3: Дикая охота» получила в общей сложности на 2016 год свыше 800 наград, включая более 250 званий «Игра года», а на июль 2016 года было продано около 10 миллионов копий игры. [3]
В многопользовательских играх одновременно играет несколько человек. Например, такие игры как «World of Warcraft», «Dota 2», «Counter-Strike», «Overwatch». В некоторых игроку предстоит играть в команде с такими же людьми, как и он, чтобы победить вражескую команду. В другом случае – вы можете создать своего персонажа и выполнять различные задания вместе с другими игроками. В первом примере есть интрига соперничества, поэтому по этим играм проводятся различные турниры, где команды борются за победу. В той же «Dota 2» проводится ежегодный крупный турнир «The International» в котором принимают участие команды со всего мира. Призовой фонд этого турнира 2017 года составил 24 787 916 долларов. За матчами «The International 2017» наблюдали более 10 миллионов человек. И это малая часть тех, кто увлекается киберспортом. Ведь существуют и другие киберспортивные дисциплины, такие как «StarCraft 2» – одна из самых сложных и известных дисциплин в киберспорте или «Counter Strike» – самый известный киберспортивный шутер.
Каждая игра требует развития определённых качеств, будь то реакция, логическое мышление, быстрое принятие решений и других. В некотором роде компьютерные игры – это то же искусство, но следует понимать, что не каждая игра может стоять в один ряд с великими книгами или фильмами. Потому что игра – это прежде всего способ расслабиться и отдохнуть от повседневной жизни. Поэтому иногда красивая история, это всего лишь способ заставить игрока остаться в игре, чтобы он насладился геймплейной составляющей. Согласитесь, кидать мяч в стену не так интересно, как например играть на футбольном поле.
Анализируя содержательную сторону компьютерных игр с целью изучения их влияния на формирование системы социальных ценностей и личных приоритетов молодежи, прежде всего необходимо разграничить возрастные группы геймеров. Укрупненно можно выделить игроков младшего школьного возраста (7-10 лет), школьников (11-15 лет), старшеклассников (16-17 лет), студентов (18-22 года). Примем во внимание, что люди более старшего возраста имеют сформированные ранее личностные качества и в меньшей степени поддаются влиянию компьютерных игр, играя в них, как правило, для расслабления и временного отдыха от работы и повседневных забот.
Игроки младшего школьного возраста расценивают компьютер, как средство развлечения. Это самый доступный и “безопасный” способ играть в любые игры, не прилагая к этому физической силы. В таком возрасте дети, как правило, поднадзорны родителям. Именно в этом возрасте родители, с одной стороны, могут развивать у ребенка способности к самореализации через занятия в кружках и секциях, с другой, подбирая правильный ассортимент игр, позволяют узнать различные, в т.ч. хозяйственные и культурные, стороны, порой недоступные в реальной жизни.
Взрослея, дети приобретают большую самостоятельность, в т.ч. и в выборе игр. Их интересуют адвентурные игры, в которых для решения поставленных задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Они учатся общаться между собой посредством игр.
Старшеклассников больше интересует на сама игра, а возможность разобраться в ее содержании и все тоже общение. Наиболее подходящим являются жанры стратегии, логические игры, которые развивают усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.
Студенты предпочитают игры симуляторы, 3D-Action. Учитывая большую смысловую нагрузку на умственный апарат в процессе обучения, чисто развлекательные игры помогают расслабиться и временно отключиться от процесса обучения.
Следует отметить, что положительное влияние игр проявляется только при дозированном их использовании, когда игра не становится целью, а служит для удовлетворения потребностей в развлечении и самореализации.
Отдельно следует выделить социальные сети, которые не являясь игрой, вовлекают в свой круг все больше людей. Листая незнакомые странички, многие отвлекаются, забывая о существовании реального мира, пребывая в чужом, красивом, порой надуманном, райском уголке. Именно на этом этапе важна высокая собственная самооценка и крепкая сформированная психика каждого человека. Приобретенные, играя, способности критически оценивать события, наработанный в комьюнити авторитет, помогают молодым людям развиваться в реальной жизни, если присмотреться, так похожей на сюжеты любимых компьютерных игр.
Библиографический список:
- Увлечение компьютерными играми: статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://games.mirtesen.ru/blog/43550642627/Uvlechenie-kompyuternyimi-igrami:-statistika. – Дата доступа : 02.05.2018.
- Зимина К. И. Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков [Текст] // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 43-45. – URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5899/ (дата обращения: 03.05.2018).
- John Papadopoulos. The Witcher 3: Wild Hunt has sold near to 10 million copies worldwide (англ.). DSOGaming (18 July 2016).