«Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества образования»

                                                Инновационный проект

                                         МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты

      I . Паспорт учреждения образования:

  • образовательное учреждение: МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты, адрес: 665076, Иркутская область, Тайшетский район, р.п. Юрты, ул. Матросова, 5, телефон: 6-12-88;
  • директор: Цаберт Иван Петрович; заместитель директора по УВР: Кочергина Ирина Геннадьевна.
  • Разработчик проекта:   заместитель директора по УВР, учитель английского языка:  Кочергина Ирина Геннадьевна.
  • Научный руководитель: Ткачук Елена Анатольевна, директор Сетевого института ДПО, д.м.н., доцент.

 

  1. Тема инновационного педагогического опыта:

       « Цифровые  технологии   как средство  повышения эффективности и качества образования».

 

III. Идея изменений/ гипотеза (в чем сущность инновационной деятельности: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательных процесса, др.):

сущность инновационной деятельности состоит в использовании цифровых  технологий, в целях повышения эффективности и качества образования.

  Объект  — процесс обучения и воспитания.

  Предмет –  особенности  формирования  цифровой компетентности в условиях цифровизации образования.

Гипотеза- принято положение о том, что  применение цифровых технологий в образовании в будущем обеспечит инновационное развитие.

Цель: использование цифровых технологий для организации образовательного и воспитательного процесса с целью повышения их эффективности, качества и  успешной социализации обучающихся.

Исходя из темы, цели, объекта, предмета и гипотезы, обусловлена необходимость решения следующих задач:

— использование цифровых технологий в учебном  и воспитательном процессе для повышения эффективности и качества образования, успешной социализации  обучающихся;

— внедрение интернет – проектов, дистанционных курсов, конкурсов;

-повышение уровня познавательных способностей обучающихся через использование цифровых технологий, привитие умения ориентироваться в информационном пространстве, формирование у обучающихся  информационной активности и медиаграмотности.

  1. Концепция изменений(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

  Концепция изменений

Актуальность представленной работы:  изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.

Новизна представленного опыта: Проект  соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.

Целесообразность применения  цифровых технологий  обуславливается рядом причин: оптимизацией  учебного и воспитательного процесса, способствованию внедрения инновационных методов обучения, повышению престижа школы.

Инструментальность созданных программных продуктов позволит внедрить их в любом образовательном учреждении  в не зависимости от вида, типа учреждения, количественного состава или других факторов.

Эффективность созданных методических информационных разработок  подтверждается востребованностью  всеми участниками образовательного процесса. 

  

  1. Условия реализации изменений(включая личностно-профессиональные качества педагогов, учебно-методическое обеспечение; финансовое обеспечение; материально-техническое)

  Условия реализации изменений. 

Опыт может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора в организации работы образовательной организации. Изменения возможны, только при 100% ИКТ компетентности педагогического коллектива школы. Наличие  локальной сети, автоматизированных рабочих мест, желания педагогического коллектива внедрить методические информационные разработки.

 

  1. Предполагаемый результат изменений, освоения новой технологии (качественное изменение содержания программы; ускорение процесса освоения курса; расширение возможностей дополнительного образования; обеспечение социально-воспитательных эффектов; обеспечение эффектов психического (эмоционального, когнитивного) развития; выведение ребенка из группы риска, нормализация ситуации развития; что-то еще).

Предполагаемый результат изменений освоения цифровых технологий.

Внедрение в практику работы специализированных программ с использованием цифровых технологий способствует:

  • повышению эффективности работы образовательной организации;
  • повышению качества образования обучающихся школы;
  • повышению цифровой компетентности всех участников образовательного процесса.

    

VII. Продукт инновационной деятельности (что предназначается для трансляции: проект  образовательной практики, программа, фрагмент программы, методика, что-то еще…Основные характеристики, показывающие  необходимость и значимость данного продукта для практики образования. Его отличия от существующих аналогов.

 Новизной может считаться новый ракурс рассмотрения проблемы, новая сфера приложения и т.п.).

 

По результатам работы инновационного проекта для педагогических работников  будут представлены методические информационные разработки, которые помогут в работе при организации внедрения ФГОС ООО, ФГОС СОО. Ожидаемые положительные результаты:

-продукты деятельности педагогов: методические информационные разработки,  методические рекомендации, статьи, сценарии уроков, занятий внеурочной деятельности, мультимедиаразработки;

-продукты деятельности учащихся: презентации, видеоролики, сценарии, мероприятия.

 

Предполагаемые продукты:

  • Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, цифровых технологий, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения).
  • Проекты и презентации учащихся, педагогов.
  • Разработки внеклассных мероприятий с использованием цифровых технологий.

 

Экспертная оценка проекта:  критерии и показатели эффективности проекта:

  • Уровень качества знаний учащихся.
  • Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, чемпионатах.
  • Методические информационные разработки уроков, внеурочной деятельности, методические рекомендации с последующей публикацией.

Срок реализации: 2019-2022 г.

 

  1. Проблемная ситуация, противоречие, затруднение.

 

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

 

Можно  увидеть противоречия в массовой практике:

между репродуктивным, схоластическим восприятием учебного материала  обучающимися и необходимостью творческого преобразования;

между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

 

Эти противоречия побудили   к разработке  системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством цифровых технологий.

 

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений — анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.

Проект  соответствует основным мероприятиям Федеральной целевой программы развития образования, а также современными мировыми тенденциями в образовательной сфере.

 

 Идея, авторская позиция.

 

Идея  проекта заключается:

  • в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
  • в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;

Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, личностно значимых результатах.

 

Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:

  • новых информационно-коммуникативных технологий и электронных учебно-методических комплексов, цифровых технологий;
  • разнообразных форм учебной деятельности;
  • требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
  • эмоционально -психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности.

 

Цифровые технологии могут активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования цифровых технологий многие методические цели могут быть реализованы более эффективно.

 

Именно цифровые технологии: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.

8.Этапы работы над проектом.

 

Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
1. Диагностический Изучение и анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы по теме, разработка  проекта. Сбор, изучение и обработка необходимой информации.

Планирование проектной деятельности. Составление технологической документации.

 

2019 – 2020 уч.год Формирование цифровой базы школы, планирование и рациональное использование всех ресурсов.
2. Организационный Инновационная работа и формирование   методического банка   и интерактивных  пособий; участие в конкурсах, обобщение  и распространение опыта.

Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.

 

2020 – 2021 уч.год Разработка и совершенствование фондов медиатеки за счет создания собственных электронных образовательных контентов.
3.Практический Проверка и корректировка,  совершенствование созданных мультимедийных продуктов, обобщение и оформление результата проекта.

 

 

2021 – 2022 уч.год Организация просветительской работы, формирование общего сетевого взаимодействия школы в новом информационном образовательном пространстве.

 

Использование информационных технологий в общеобразовательной школе изменяет роль учеников и учителей и их взаимоотношениях. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Вопрос, где взять информацию, заменяется вопросом, в каком виде и сколько данных в состоянии воспринять и усвоить учащиеся.

 

Цифровые технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

 

Преимущества использования цифровых технологий:

  • позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером ) обучение;
  • способствуют повышению мотивации обучения;
  • повышают активность обучаемых;
  • повышают эффективность процесса обучения;
  • дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
  • усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей;
  • расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического);
  • повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся;
  • предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

 

Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.

 

Кроме того, компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

 

                                                            Новизна проекта.

 

Использование цифровых технологий становится необходимым   в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса.

Данный проект    будет способствовать   развитию   компьютерной грамотности  при активном участии обучающихся  в создании    компьютерной продукции  для использования на уроках и подготовке экзаменов, а также  вовлечение обучающихся в интернет-конкурсы.

                                        Условия реализации.

 

Использование цифровых технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

 

Использование цифровых технологий  реализует такие принципы:

  • Принцип наглядности.

Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся — зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

  • Принцип прочности.

Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

  • Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.
  • Принцип доступности.

 Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

  • Принцип системности:

 использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

  • Принцип последовательности

Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

 

План сопровождения инновационной деятельности в 2019-2020 уч.году.

-Семинар «Использование цифровых технологий как средства повышения эффективности и качества образования»- март 2020 года.