Учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

сертификат

  «Учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (из опыта работы)

МОУ Школа № 9 г. Черемхово,

учитель-логопед, учитель-дефектолог

 Гапенко Алия Анваровна

Денис – ученик 1 класса.

«Теряет школьные принадлежности. Не кладет на место свою одежду дома. Не аккуратен за столом. Быстро обижается и ссорится с детьми. Имеет избыточный вес, постоянно жуёт воротник футболки и рубашки. Быстро засыпает, но часто просыпается, храпит, нередко засыпает в транспорте. Не любит играть в мяч. Часто спотыкается, неуклюжий. Отказывается писать и рисовать. Дома часто прыгает, скачет, не может взять себя в руки. Может долго играть в компьютерные игры».

Лариса – ученица 4 класса.

«Не хочет ходить в школу. Говорит, что учительница на нее кричит, когда она не успевает переписать с доски. Часто отвлекается на уроках. Быстро теряет самообладание, когда у нее что-то не получается. Отказывается делать сложные задания. Поздно начала говорить, посещала занятия логопеда. Проблемы с речью остаются. Любит рисовать. Привязана к маме и все время находится только с ней. Общается исключительно только с одной девочкой».

С подобными жалобами все чаще и чаще стали обращаться родители к специалистам школы в надежде получить квалифицированную помощью.

Учащихся с комплексом отклонений в поведении сегодня объединяет термин СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности был подробно описан немецкими и французскими врачами еще в XIX в. В 1881 году Фон Шерпф назвал этот феномен “импульсивным безумием” и относил его к числу наиболее “распространенных психических нарушений в детском возрасте”. Черни в 1917 году говорил о таких детях как о “трудновоспитуемых”. Уже тогда педагогам стало понятно, что данной категории детей необходим особый подход, специфические методы и приемы обучения и воспитания. Рекомендации касались не только учителей и воспитателей. Требовалась разработка советов и для родителей, воспитывающих детей испытывающих трудности в обучении в следствии имеющихся отклонений в поведении.

К сожалению, до сих пор остаётся много неизученных и необъяснимых фактов, касающихся природы и проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Тем не менее, перед специалистами, работающими с детьми данной категории, стоят общие цели и задачи: как можно раньше выявить данный синдром, организовать динамическое наблюдение за ребёнком, создать оптимальные условия для воспитания и обучения, обеспечить возможность получения образования, которое будет способствовать адаптации его к современному обществу. К этому же стремятся и родители, которые обращаются за помощью к профессионалам.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности имеет сложные механизмы и разнообразные проявления. Для его диагностики от педагога требуется большое количество знаний, практического опыта в дифференцировании сходных состояний. Нужно понимать, что симптомы должны присутствовать не менее полугода и проявляться до 12 лет. Следует отметить, что симптоматика проявляет себя как в ситуации школы так и в домашних условиях.

В таблице представлены основные показатели дифференциальной диагностики.

Симптомы невнимательности Симптомы гиперактивности
ü  ребенок не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок;

ü  с трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий;

ü  не слушает обращенную речь;

ü  не может придерживаться инструкций, довести дело до конца;

ü  не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий;

ü  избегает дел, требующих длительного умственного напряжения;

ü  часто теряет свои вещи,

ü  легко отвлекается, проявляет забывчивость.

 

ü ребенок постоянно крутится, вертится;

ü не может усидеть на месте, когда это необходимо;

ü характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность;

ü не может тихо, спокойно играть;

ü находится в постоянном движении, отличается болтливостью.

Симптомы импульсивности

ü ребенок отвечает на вопросы, не задумываясь;

ü не может дожидаться своей очереди;

ü мешает другим людям, перебивает.

С целью уточнения диагноза и организации дальнейшего процесса обучения и воспитания следует действовать по определенному алгоритму.

При замеченной симптоматике, в первую очередь, необходимо продиагностировать невнимательного и гиперактивного ребенка и установить тесный контакт с его семьей, так как дальнейшие мероприятия должны носить системный комплексный характер.

 С первых шагов педагог должен работать в тесной взаимосвязи с родителями, объясняя им особенности развития ребенка и общения с ним, имеющиеся риски, перспективы, цели и порядок обследования.  В первую очередь необходимо направить родителей с ребенком на прием к врачу-педиатру для выявления особенностей и темпов развития:

– рост (средняя скорость роста в год: до подросткового периода 4,506 см в год,  вес,  в подростковом-10.12. см в год);

– нарушенное питание;

– нарушение сна (в норме необходимо в сутки новорожденным 20 часов, 2-4 лет – 13 часов, 6-7 лет 12 часов, подросткам – 9 часов);

– хронические заболевания, побочные действия лекарственных препаратов, добавок);

– нарушение в развитии – речь, моторика, аутизм.

Далее обязательно посетить эрг–терапевта на выявление нарушений сенсорной интеграции (звук, запах, свет, тактильные нарушения).

Второй этап –  прохождение диагностики у специалистов: психиатр, невролог, невропатолог.

Третий этап –  понять, что такое СДВГ (нейрогенетическое отставание в развитии центров мозга, отвечающих за самоконтроль).

Четвертый этап – принятие проблемы. Может понадобиться помощь психолога.

 Пятый этап –  освоение методик обучения и воспитания, выработка навыков.

 Обучение и воспитание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности доставляют много «неудобств» в процессе школьного обучения, как для учителя, так и для одноклассников.

Учащиеся с СДВГ зачастую кажутся невыносимыми. Их поведение и реакции нельзя назвать норматипичными.  У ребят сложности с вниманием, работоспособностью, волевыми действиями. Они постоянно перебивают, даже в тех случаях, когда им действительно интересно слушать. Они совершенно не помнят о времени, не следуют правилам, отвлекаются, шумят, не могут контролировать свои эмоции. В подобной ситуации педагог прикладывает титанические усилия для того, чтобы создать условия для передачи учебного материала. Так как же с этим справиться?

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с учащимися с СДВГ. Как же мне удается совместить потребность «трудного» ученика в движении с  возможностью вести урок и предоставить возможность другим ученикам осваивать учебный материал.

Нехитрые приемы, которые помогают мне в работе.

– Дать возможность ученику рисовать в то время, когда он слушает на уроке.

– Можно предложить сжимать мягкий предмет в руке (резиновый мячик, эспандер) – как способ поддержания внимания.

– Разрешать ученику выйти из класса на несколько минут в случаях сонливости, повышенной возбудимости.

– Разрешать разнообразную физическую активность на переменах.

– На уроке создавать «передышки» (попрошу выполнить поручение: принести что-нибудь, подать, стереть с доски и т.п.).

–  Выделять время для записывания на уроке, избегать долгого письма, переписывания, использовать альтернативные способы (аудиозапись сложных уроков).

– Не акцентировать внимание на небольшие помехи со стороны ученика, поощрять хорошее поведение:

– невербально: обнять, погладить по голове и плечу, приобнять за плечи, улыбнуться, подмигнуть;

-вербально «мне нравится, когда ты…», «замечательно, что ты…», «ты просто молодчина. Раз ты…», «Ты просто потрясающе сделал…», «Отлично сработано!», «Классно!», «Потрясающе!», «Супер!», «Фантастика!» и т.д.

Чтобы повысить и улучишь организованность таких ребят, необходимо:

– раздавать листы с домашними заданиями (в папке);

– делить сложные задания на более мелкие и расписывать алгоритм (с чего начать, что делать и когда или отобразить схематично);

– не задавать большое количество домашнего задания. Здесь важно качество, а не количество;

– заранее сообщать ребенку о каких-либо изменениях, объяснять, что ожидать. Это даст возможность ему спокойно подготовиться к предстоящим изменениям и сохранить ощущение контроля над ситуацией.

Очень важно, чтобы педагог осознавал то, с чем ему приходится работать. Нужно психологически себя настроить на работу в нестандартных условиях и понимать, что ребенок не пытается сделать что-то назло, каким-то образом задеть Ваши чувства и достоинство. Им движут неведомые для него силы. И, чаще всего, он не способен контролировать свои импульсы и реакции.  В любой ситуации нужно себе сказать: «Это я  взрослый, а он – ребенок!»