Учебная программа факультативного курса по обществознанию для учащихся 8-ых классов «Человек – общество – мир»

Автор: Лацигина Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания МОБУ СОШ №90 р.п. Чунский, Чунского района Иркутской области

Программа одобрена и рекомендована к использованию в учебно-воспитательном процессе руководителем Международного научно-методического проекта «Методичка.орг»  Евгением Ивановичем Зиновьевым (рецензия от 13.07.2017 г.).

Данная авторская программа факультативного курса ставит своей основной целью формирование у учащихся более глубоких представлений о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, решая при этом и ряд прикладных образовательных задач.

Программа разработана на основе государственной образовательной программы по обществознанию и программы под редакцией Л.Н. Боголюбова, в полной мере соответствует требованиям указанных документов и структуре программ данного типа.

Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учащихся 8 класса педагогически целесообразной форме.

Данная программа является актуальной, так как решает одну из ключевых педагогических задач обучения и воспитания – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, ее социализации в современных условиях.

Аннотация

Факультативный курс «Человек – общество – мир» предназначен для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы и построен на основе государственной образовательной программы по обществознанию и программы под редакцией Л.Н. Боголюбова. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 8 класса педагогически целесообразной форме.

Данная учебная программа рассматривает  темы, охватывающие общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, а также изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем.

Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации в 9 классе, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе обществознания.

Работа факультатива построена как интеграция учебного материала с активными формами деятельности  учащихся.

При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.

 

Автор учебной программы: учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Лацигина Ольга Николаевна.

 

 

Пояснительная записка

 

Цель курса: формирование более глубоких представлений о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.

Задачи:

— способствовать улучшению усвоения знаний учащимися курса «Обществознание»  в соответствии с современными требованиями;

— содействовать получению дополнительных знаний по предмету;

— стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету;

— отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

— содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных  условиях;

— заложить основы поисково-исследовательской деятельности учащихся.

 

Актуальность:

Изучение данного факультативного курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.

Факультатив поможет учащимся ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Практическая  значимость курса – подготовка к успешной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Количество часов по учебному плану:

Всего __34_часа; в неделю _1_ час.

 

Планируемые результаты освоения учебного курса «Человек – общество – мир»

Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

— образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики, государственных праздников;

— знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

— знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

— освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

—  гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

—  уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

— экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни;

—  эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

—  уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

— уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

—  готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

 

Учащийся получит возможность для формирования:

ориентации в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

— основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установлении взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

— потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

— позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

— умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умения конструктивно разрешать конфликты;

— готовности и способности к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

— умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

 

Метапредметные результаты:

 

Регулятивные:

Учащийся научится:

целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

— планировать пути достижения целей, выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

— пользоваться справочной литературой;

— приемам отбора и систематизации материала на определенную тему;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

— уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

— принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

 

Учащийся получит возможность научиться:

— проявлять познавательную инициативу;

— устанавливать целевые приоритеты;

— самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

— самостоятельно  вести  поиск информации, ее анализ и отбор;

— самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

— свободно пользоваться справочной литературой;

— сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

— осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

— основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

 

Познавательные:

Учащийся научится:

— давать определение понятиям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

— обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

— проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

— определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

— соотносить свои действия с планируемыми результатами,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

— оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

— структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

— высказываться в устной и письменной форме;

— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

 

Учащийся  получит возможность научиться:

— осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

— строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

— самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

— проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;

— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

— оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

— овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности и повседневной жизни.

 

Коммуникативные:

Учащийся научится:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

—  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.

 

Учащийся  получит возможность научиться:

— свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

— владеть разными видами монолога и диалога;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

— аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

— осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

— основам коммуникативной рефлексии;

— свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами.

 

Предметные результаты:

Учащийся научится:

  • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
  • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
  • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю;
  • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
  • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
  • применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
  • использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
  • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

 

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие;
  • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
  • характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
  • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

 

Содержание учебного курса «Человек – общество – мир» 

 

Содержание учебного предмета Количество учебных часов Форма организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности
Глава I «Личность и общество»

 

7    
Тема «Биологическое и социальное в человеке» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и

систематизации изучаемого предметного

содержания: самостоятельная работа по составлению тезисного плана устного сообщения по теме «Отличия человека от животного», коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания

Тема «Человек и его ближайшее окружение» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный – слабый (основные

способы взаимодействия человека и

природы), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование

выставленных оценок

Тема «Жизненные ценности и ориентиры» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Работа с теоретическим материалом, составление характеристики ценностей, пересказ по плану, коллективная

практическая работа по алгоритму

выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой

Тема «Общество – динамичная саморазвивающаяся система» 1 урок первичного предъявления новых знаний Выявление ступеней развития общества, групповая работа с теоретическим

материалом, составление исторического рассуждения, самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания

Тема «Человечество в XXI в.: основные вызовы и угрозы» 1 урок решения практических, проектных задач Выделение ключевых особенностей развития общества, работа в парах сильный – слабый, составление

рассуждения, комментирование выставленных оценок

Тема «Как стать личностью» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Самостоятельная работа с

обществоведческим портфолио (составление таблицы «Человек, индивид, личность»), составление тезисного

плана устного сообщения по теме «Становление личности», коллективное проектирование способов выполнения

домашнего задания

Тема «Личность и межличностные отношения» 1 урок решения практических, проектных задач Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции,

контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки,

коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания

Глава II «Сфера духовной культуры»

 

8    
Тема «Духовная культура и ее особенности»

 

1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и

систематизации изучаемого предметного

содержания: самостоятельная работа

с обществоведческим портфолио

(составление таблицы «Духовная сфера»),

составление тезисного плана устного сообщения по теме «Культура личности»,

комментирование выставленных оценок

Тема «Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный – слабый (выбор основных признаков норм морали), коллективное

проектирование дифференцированного

домашнего задания

Тема «Долг и совесть» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков

 

Ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, групповая работа

(выбор основных признаков понятий «долг» и «совесть»), комментирование выставленных оценок

Тема «Моральный выбор и ответственность» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний

(понятий, способов действий):

работа с теоретическим материалом, составление характеристики морального выбора, пересказ по плану, коллективная

практическая работа (взаимосвязь свободы и ответственности) по алгоритму

выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой

Тема «Система образования в Российской Федерации. Самообразование» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Работа с теоретическим материалом, составление списка причин изменений во внутренней политике, пересказ по плану, коллективная практическая работа (причины появления новшеств в образовании) по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания
Тема «Наука»

 

1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и

систематизации изучаемого предметного содержания: ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в

парах сильный – слабый (выбор основных

направлений развития научной мысли),

комментирование выставленных оценок

Тема «Государство и религия» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний

(понятий, способов действий):

работа с теоретическим материалом, составление перечня особенностей религий, пересказ по плану, коллективная

практическая работа (признаки

религиозных организаций) по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей

самопроверкой, коллективное

проектирование дифференцированного

домашнего задания

Тема «Формы и разновидности культуры» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Самостоятельная работа

с обществоведческим портфолио

(составление опорной схемы),

составление тезисного плана устного сообщения по теме «Разновидности культуры»,  комментирование выставленных оценок

Глава III «Социальная сфера» 5    
Тема «Социальная структура общества» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний

(понятий, способов действий):

работа с теоретическим материалом, составление перечня предпосылок развития общественных групп, пересказ по плану, коллективная практическая

работа (причины социальной мобильности) по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи

учителя с последующей самопроверкой

Тема «Социальные конфликты и пути их разрешения» 1 урок решения практических, проектных задач Формирование у учащихся

деятельностных способностей к

структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах

Тема «Межнациональные отношения в современном обществе» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний

(понятий, способов действий):

работа с теоретическим материалом, составление перечня изменений в межнациональных отношениях, пересказ по плану, коллективная практическая работа (этнос, нация, национальность) по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой

Тема «Отклоняющееся поведение и Уголовный кодекс РФ» 2 уроки применения предметных знаний, умений, навыков Формирование у учащихся

деятельностных способностей и способностей к структурированию и

систематизации изучаемого предметного содержания: ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в

группах (выбор основных признаков отклоняющегося поведения), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Глава IV «Экономика» 13    
Тема «Потребности и ресурсы» 1 уроки применения предметных знаний, умений, навыков Формирование у учащихся деятельностных способностей и

способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с

обществоведческим портфолио (анализ

экономической сферы при консультативной помощи учителя), работа в парах сильный – слабый по

алгоритму выполнения задачи (характеристика основных проблем экономики)

Тема «Экономические системы. Разбор ситуаций» 1 урок решения практических, проектных задач Самостоятельная работа с

обществоведческим портфолио (анализ

главных вопросов экономики) при консультативной помощи учителя, работа в группах по алгоритму выполнения задачи (способы повышения эффективности производства)

Тема «Право собственности. Виды собственности. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние» 1 урок первичного предъявления новых знаний Работа с обществоведческим портфолио (анализ имущественных отношений), работа в парах по алгоритму выполнения задачи (характеристика видов собственности), коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания
Тема «Рынок и рыночный механизм» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний

(понятий, способов действий):

работа с теоретическим обществоведческим материалом

(основные понятия: рынок, конкуренция,

спрос, предложение, равновесная цена),

работа в парах сильный – слабый, комментирование выставленных оценок

Тема «Производство» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного

содержания: групповое комплексное

повторение, самостоятельная работа

с обществоведческим портфолио

(составление письменного ответа на

проблемный вопрос), работа в группах по алгоритму выполнения задачи по теме урока, составление тезисного плана для рассуждения и его рецензирование

при консультативной помощи учителя, участие в коллективном диалоге

Тема «Предпринимательство» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Групповое комплексное повторение,

составление тезисного плана для рассуждения и его рецензирование

при консультативной помощи учителя, участие в коллективном диалоге,

коллективное проектирование

способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

Тема «Экономические цели и функции государства» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся

умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа с теоретическим обществоведческим материалом (задачи государства в рыночной экономике), работа в парах сильный –  слабый, коллективное проектирование

дифференцированного домашнего

задания

Тема «Распределение доходов» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Формирование у учащихся деятельностных способностей и

способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного

содержания: групповое комплексное

повторение, самостоятельная работа

с обществоведческим портфолио

(составление письменного ответа на

проблемный вопрос), работа в парах

по алгоритму выполнения задачи по теме урока

Тема «Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки» 1 урок решения практических, проектных задач Ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный – слабый (выбор основных направлений потребления), составление тезисного плана для рассуждения и его рецензирование при консультативной помощи учителя, участие в коллективном диалоге, проектирование выполнения домашнего задания
Тема «Налоги, уплачиваемые гражданами» 1 урок первичного предъявления новых знаний Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний

(понятий, способов действий):  работа с теоретическим материалом, пересказ по плану, коллективная практическая работа по алгоритму выполнения задачи с последующей самопроверкой, комментирование выставленных оценок

Тема «Инфляция» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Формирование у учащихся

деятельностных способностей и способностей к структурированию и

систематизации изучаемого предметного содержания: ответ на вопрос по алгоритму выполнения задачи, работа в

парах, коллективное проектирование

дифференцированного домашнего

задания

Тема «Банки» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Самостоятельная работа с

обществоведческим портфолио, составление тезисного плана устного сообщения по теме, коллективное проектирование способов выполнения

домашнего задания

Тема «Международная торговля» 1 урок применения предметных знаний, умений, навыков Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний

(понятий, способов действий):

работа с теоретическим материалом, составление перечня основных направлений развития мирового хозяйства, пересказ пунктов по плану,

коллективная практическая работа (развитие мировой торговли) по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой, комментирование выставленных оценок

Итоговое занятие 1 контрольный урок Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции,

контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки.

Защита индивидуальных проектов

Календарно-тематическое планирование

 

Тема занятий Кол-во часов Дата проведения Примеча

ние

По плану По  факту
   
Глава I «Личность и общество» – 7 часов
1 Биологическое и социальное в человеке 1      
2 Человек и его ближайшее окружение 1      
3 Жизненные ценности и ориентиры 1      
4 Общество – динамичная саморазвивающаяся система 1      
5 Человечество в XXI в.: основные вызовы и угрозы 1      
6 Как стать личностью 1      
7 Личность и межличностные отношения 1      
Глава II «Сфера духовной культуры» — 8 часов
8 Духовная культура и ее особенности 1      
9 Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали 1      
10 Долг и совесть 1      
11 Моральный выбор и ответственность 1      
12 Система образования в Российской Федерации. Самообразование 1      
13 Наука 1      
14 Государство и религия 1      
15 Формы и разновидности культуры 1      
Глава III «Социальная сфера» — 5 часов  
16 Социальная структура общества 1      
17 Социальные конфликты и пути их разрешения 1      
18 Межнациональные отношения в современном обществе 1      
19-20 Отклоняющееся поведение и Уголовный кодекс РФ 2      
Глава IV «Экономика» — 13 часов  
21 Потребности и ресурсы 1      
22 Экономические системы. Разбор ситуаций 1      
23 Право собственности. Виды собственности. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние 1      
24 Рынок и рыночный механизм 1      
25 Производство 1      
26 Предпринимательство 1      
27 Экономические цели и функции государства 1      
28 Распределение доходов 1      
29 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки 1      
30 Налоги, уплачиваемые гражданами 1      
31 Инфляция 1      
32 Банки 1      
33 Международная торговля        
Итоговое повторение – 1 час
34 Итоговое занятие 1      

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Литература для учителя:

  1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М., 2003.
  2. Исаев Б.А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б.А. Исаев. – СПб., 2008.
  3. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008.
  1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. – М., «Русское слово», 2010.
  2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. – М., «Русское слово», 2009.
  1. Морозова С.А. Обществознание: учеб.-метод. пособие / С.А. Морозова. – СПб., 2001.
  2. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2005.
  3. Миголатьев А.А. Курс политологии: учеб. / А.А. Миголатьев, В.В. Огнева. – М., 2005.
  4. Михайлушкин А.Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А.Н. Михайлушкин. – М., 2003.
  5. Политология: учеб. / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2005.
  6. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – М., 2005.
  7. Смирнов Г.Н. Политология: учеб. / Г.Н. Смирнов (и др.). – М., 2008.
  8. Тишков В.А. Российский народ: кн. для учителя / В.А. Тишков. – М., 2010.
  9. Философия: учеб. / под ред. О.А. Митрошенкова. – М., 2002.
  10. Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2004.
  11. Экономика для колледжей: базовый курс. – Ростов н/Д, 2005.

 

Литература для учащихся:

  1. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
  2. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.
  3. Кравченко  А.   И.   Социология  в  вопросах  и  ответах / А.И. Кравченко. – М., 2008.
  4. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание: 8 кл.— М., 2012.
  5. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2012.
  1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015 г.
  1. Обществоведение. Человек, право, экономика.8 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н, Ивановой Л.Ф. – М: Просвещение, 2007.
  2. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.
  3. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. — М.: Виктория Плюс, 2014.
  4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2009.
  5. Контрольно-измерительные материалы для 9 класса. ФИПИ, 2012, 2013.
  6. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие — репетитор. Под ред. Белокрыловой О.С. – Ростов, 2009.