Учебное наглядное пособие по теме: «Изображение животных в движении и покое»
Автор: Толшина Анастасия Владимировна, преподаватель художественного отделения МБОУДО ДШИ №1 г. Мурманска
Наглядное пособие для ДШИ и ДХШ на основе анализа литературы по теме изображения животных
Содержание
Введение
Изображение животных в движении и покое (описание учебного наглядного пособия)
Заключение
Список литературы
Введение
На уроках композиции довольно часто учащимся необходимо умение изображать представителей животного мира. Однако, без знания основ пластической анатомии, пропорций, закономерностей движения, убедительно нарисовать зверей невозможно.
Безусловно, дети рисуют животных на пленэре, однако, без понимания строения тела обойтись сложно, в рисунках часто возникают ошибки. Проблема ещё и в том, что живое существо вряд ли будет позировать. Его, в отличие от человека, нельзя посадить на стул и попросить не шевелиться. Нередко бывает нужно изобразить животное в движении. Кроме того, не все звери доступны для рисования с натуры в условиях ДШИ. Поэтому, возникла необходимость создания наглядного пособия для учащихся художественного отделения по изображению животных. Оно должно облегчить работу и помочь нарисовать животное в нужном ракурсе и движении. Помимо уроков композиции подобное наглядное пособие может пригодиться и на предмете «Скульптура» при изображении животных в объёме.
Цель: создание учебного наглядного пособия по изображению животных (зверей) в покое и движении для учащихся художественного отделения детской школы искусств.
Задачи:
- провести анализ литературы по теме;
- выделить наиболее доступные для понимания учащимися 10-16 лет схемы и иллюстрации, которые можно использовать в наглядном пособии;
- определить основные вопросы, возникающие при изображении животных и распределить иллюстрации по разделам наглядного пособия.
Изображение животных в движении и покое (описание учебного наглядного пособия)
В соответствии с поставленными задачами я проанализировала литературу по пластической анатомии животных и другие книги по данной теме. Особенно интересны книги Готтфрида Баммеса «Изображение животных» и небольшая брошюра из серии «Волшебный карандаш» «Как рисовать животных» Натальи Рымарь. В них находим понятные иллюстрации, которые мы используем в наглядном пособии.
Наиболее часто возникающие при изображении животных вопросы следующие: закономерности строения животных, общие черты, пропорции, строение конечностей, закономерности перемещения животных в пространстве и изображение в сложном ракурсе. Таким образом, я подобрала материал по каждому из этих разделов для дальнейшего оформления на листах в качестве учебного наглядного пособия.
Закономерности строения животных
У Н.Рымарь и некоторых других авторов (Г.Н.Карлов, Г.Баммес) дана сравнительная анатомия человека и животных. Дети часто делают ошибки при изображении конечностей животных, не понимая, сколько там суставов, где они сгибаются и в какую сторону, хотя на самом деле всё гораздо проще, чем может показаться. Наглядное сравнение и показ очевидного сходства в строении скелетов человека и животных поможет избежать подобных ошибок. Фигура человека всегда на виду, учащиеся могут проанализировать свое тело и на основе этого анализа нарисовать животное, изменив пропорции. П.Я.Павлинов даёт такой совет: «Чтобы полнее понять форму животного в его движении, важно «вжиться» в это движение через собственное тело» [Павлинов П. Я. Для тех, кто рисует. Советы художника —М.: Издательство «Советский художник», 1965. – 70 с.]. Но при этом помимо разных пропорций, существуют и существенные отличия в строении скелета, которые следует обозначить:
- вместо таза у животных две повздошные кости, соединённые с позвоночником;
- позвоночник животных продолжается и переходит в хвост;
- грудная клетка сдавлена с боков;
- у животных (кроме обезьян) нет ключиц.
Таким образом, первый лист учебного наглядного пособия составляем из упрощённых схем скелетов человека, лошади, собаки и медведя с обозначенными суставами, а также таблицы-перечисления отличий скелетов человека и животных. Скелеты упрощены, поскольку учебными программами школы их изучение не предусмотрено, и даются здесь исключительно для проведения аналогии между строением живых существ.
Пропорции животных
Второй лист посвящен пропорциям часто изображаемых в композициях зверей. Я составила его из иллюстраций книги Готфрида Баммеса. Построение фигуры животного в профиль ведётся на основе прямоугольника, включающего в себя конечности и туловище. Это высота от земли до холки, и ширина от плечевых суставов до ягодиц. Баммес показывает, как отличаются пропорции этого прямоугольника у различных видов, взрослых и их детёнышей. При этом скелетные формы он упрощает, что очень удобно для учащихся. За модуль берется длина головы (ДГ) животного. Для наглядного пособия я использовала иллюстрации из книги с изображением пропорций копытных (лошади, коровы), хищников (собаки, льва, бурого медведя) и толстокожих животных на примере слона.
Можно увидеть, что прямоугольник пропорций лошади имеет равные стороны, то есть является квадратом. У жеребёнка – характерные удлинённые конечности и короткое туловище. Корова имеет более «коренастый» прямоугольник пропорций. Охотничья собака как хищник-бегун обладает стройным туловищем, а прямоугольник пропорций также приближается к квадрату. У льва же (хищник, залегающий в засаде) «коренастый» прямоугольник и низко расположенная линия живота. У слона самый высокий изгиб позвоночника почти касается середины верхней горизонтальной линии. Локтевые и коленные суставы, а также линия живота расположены глубоко под серединной линией прямоугольника; кончики пальцев на конечностях опираются на толстую роговую подошву. Бурый медведь имеет покатую спину вследствие того, что задние лапы опираются на всю ступню, а передние – только на головки костей плюсны.
Конечности животных и фазы их движения
Третий лист наглядного пособия посвящён конечностям и закономерностям их движений. Здесь использованы иллюстрации из книг Н.Рымарь и Г.Баммеса. Первая из них представляет собой сравнение пропорций предплечья и пясти, голени и заплюсны копытных и хищников. У копытных эти величины примерно равны между собой, а у хищников предплечье и голень в два раза больше пясти и заплюсны. Вторая – схема направления сгиба суставов копытных, которые могут сгибаться только в одну сторону. Затем показана схема движения передних и задних конечностей (копыто или лапа при движении описывают плавную дугу).
Также на этом листе показаны фазы движения обычным шагом (когда задняя нога с одной стороны тела отведена назад для толчка, передняя с этой же стороны идёт вперёд для опоры и наоборот), который характерен для большинства животных в отличие от иноходи (при которой синхронно двигаются ноги с каждой стороны тела), свойственной для медведя, верблюда, жирафа, слона, некоторых лошадей. Эти схемы взяты из книги Г.Баммеса (простой шаг, рысь, галоп, прыжок, растянутый галоп).
Положение сидя и лёжа, животные в сложном ракурсе
Четвёртый лист наглядного пособия посвящён положению сидя и лёжа, а также изображению животных в ракурсе. На примере собаки показан переход от стойки к положению сидя посредством опускания задних конечностей и переход из положения сидя в положение лёжа посредством передвижения передней части тела (Г.Баммес).
В ракурсе части тела, которые находятся ближе к зрителю, кажутся больше, что соответствует законам перспективы. Вполне доступно и удобно для учащихся (начиная со второго класса после темы «линейная перспектива» на предмете «Рисунок») «вписывать» корпус животного в «коробку», построенную в перспективном сокращении. В наглядном пособии даем несколько примеров подобного построения (иллюстрации Н.Рымарь и К. Халтгрена).
Таким образом, на основе проанализированной литературы было создано учебное наглядное пособие, доступное для учащихся художественного отделения и состоящее из четырёх листов формата А2. Их можно использовать как все вместе, так и по отдельности почти с самого начала обучения, а лист четвёртый (раздел «Перспектива и ракурс») – со второго класса после изучения темы «Линейная перспектива».
Заключение
Таким образом, во введении к данной работе была обозначена необходимость того, чтобы учащиеся при рисовании животных (в том числе с натуры) именно думали и анализировали формы, а не просто срисовывали видимые контуры. В результате они смогут нарисовать животное по представлению, что часто бывает необходимо на уроках композиции. Поэтому при создании учебного наглядного пособия я делала акцент именно на понимании строения млекопитающих, закономерностей движения, пропорциях, а не поэтапных изображениях, которые часто можно встретить в книгах современных авторов, предназначенных для любительской аудитории.
Список литературы
- Баммес Г. Изображение животных. – СПб.: Издательство «Дитон», 2011 г. – 240с.
- Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. Книга для учителя. М., «Просвещение», 1976. – 192с.
- Найс К. Рисунок тушью / Пер. с англ.; Худ. Обл. М.В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 144 с.
- Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке. – М.: «Высш. школа», 1978. – 208 с.
- Рымарь Н.Н. Как рисовать животных / Наталья Рымарь. – М.: АСТ, 2010. – 32с.
- Рымарь Н.Н. Как рисовать лошадь / Наталья Рымарь. – М.: АСТ, 2010. – 32с.
- Танк В. Анатомия животных для художников / В. Танк; Пер. с нем. Т. Седёлкиной. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 156 с.
- Павлинов П. Я. Для тех, кто рисует. Советы художника —М.: Издательство «Советский художник», 1965. – 70 с.
- Haltgren Ken The art of animal drawing. – A. & C. Black (Publishers) Ltd., 35 Bedfard Raw, London WCIR 4JH, England, 1993. – 135 c.