Учитель здоровья. «Средство самоконтроля на уроках физической культуры в начальной школе».

Обмен опытом :
Учитель физической культуры МБОУ «СОШ №11»
Кабакова Татьяна Владимировна
Ангарск 2018

Скачать сертификат

Средство самоконтроля на уроках физической культуры в начальной школе.
Актуальность:
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы
Основными требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по физической культуре ФГОС НОО
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации. Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Цель: Самоконтроль как регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой, оценивая свои способностей.
Для достижения поставлены следующие задачи:
• Повысить мотивацию к физическому развитию;
• Контролировать свои способности
• По итогам самооценки, ставить дальнейшие задачи.

Самоконтроль – это система наблюдений занимающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием, физической подготовленностью, переносимостью физических нагрузок, влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля:
1) расширить знания о физическом развитии;
2) приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки;
3) ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля;
4) определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы скорректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Для того чтобы обеспечить контроль за уровнем физической подготовленности, необходимо, прежде всего, периодически контролировать состояние физических качеств: выносливости, мышечной силы, быстроты движений, гибкости и ловкости. Данный контроль мы выполняем в начале учебного года и в конце учебного года. Данные фиксируются в тетради, рассчитанной на весь период начального образования, начиная со 2 класса, так как в 1 классе дети не умеют писать. Во втором классе чертим таблицу в дневнике самоконтроля и фиксируем свои нормы, оцениваем себя по таблице результатов под руководством учителя. Учитель фиксирует в своей таблице норматив каждого обучающегося.
На каждый класс своя таблица результатов.
1 класс. Учебные нормативы и испытания по усвоению
навыков, умений, развитию двигательных качеств


п/п Нормативы; испытания. 1 класс
«5» «4» «3»
1 Бег 30 м (сек.) м 5,6 7,3 7,5

д 5,8 7,5 7,6
2 Бег 1000 м (мин,сек.) м + + +
д + + +
3 Челночный бег 3х10 м (сек.) м 9.9 10.8 11.2
д 10.2 11.3 11.7

4 Прыжок в длину с места (см) м 155 115 100
д 150 110 90
5 Выносливость 6 мин. бег м 1100 730 700
д 900 600 500
6 Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) м + + +
д + + +
7 Отжимания (кол-во раз) м + + +
д + + +
8 Подтягивания (кол-во раз) м 4 2 1
9 Гибкость наклон вперёд из положения сидя д 9+ 3 1-
д 11.5+ 6 2-

10 Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) д + + +
м + + +
11 Прокачка таза д + + +
м + + +
12 Приседания (кол-во раз/мин) м + + +
д + + +
13 Многоскоки- 8 прыжков м. м
д
14 Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз). м
д
15 Ходьба на лыжах 1 км. + + +

2 класс. Учебные нормативы и испытания по усвоению
навыков, умений, развитию двигательных качеств .

п/п Нормативы; испытания. 2 — класс
«5» «4» «3»
1 Бег 30 м (сек.) м 5,4 7.0 7,1
д 5.6 7.2 7,3
2 Бег 1000 м (мин,сек.) м + + +
д + + +
3 Челночный бег 3х10 м (сек.) м 9.1 10.0 10.4
д 9.7 10.7 11.2

4 Прыжок в длину с места (см) м 165 125 110
д 155 125 100
5 Прыжок в высоту, способом «Перешагивания» (см) м 80 75 70
д 70 65 60
6 Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) м 70 60 50
д 80 70 60
7 Бег 60 м. (сек.). м 10 8 6
д 8 6 4
8 Подтягивания (кол-во раз) м 4 2 1
9 Гибкость наклон вперёд из положения сидя м Коснуться лбом
д
10 Метание т/м (м) м 15 12 10
д 12 10 8

11 Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) м 23 21 19
д 28 26 24
12 Прокачка таза м 23 21 19
д 28 26 24
13 Приседания (кол-во раз/мин) м 40 38 36
д 38 36 34
14 Многоскоки- 8 прыжков (м.) м 12 10 8
д 12 10 8
15 Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз). м 2 3 1
д 4 2 1
16 Ходьба на лыжах (1 км.) + + +

3 класс. Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств .

п/п Нормативы; испытания. 3 класс
«5» «4» «3»
1 Бег 30 м (сек.) м 5,1 6,7 6,8
д 5,3 6,9 7,0
2 Бег 1000 м (мин,сек.) м + + +
д + + +
3 Челночный бег 3х10 м (сек.) м 8.8 9.9 10.2
д 9.3 10.3 10.8

4 Прыжок в длину с места (см) м 175 130 120
д 160 135 110
5 Прыжок в высоту, способом «Перешагивания» (см) м 85 80 75
д 75 70 65
6 Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) м 80 70 60
д 90 80 70
7 Бег 60 м. (сек.). м 13 10 7
д 10 7 5
8 Подтягивания (кол-во раз) м 5 3 1
9 Метание т/м (м) м 18 15 12
д 15 12 10
10 Гибкость наклон вперёд из положения сидя м 7,5 3-5 2
д 13 10-12 6-9

11 Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) м 25 23 21
д 30 28 26

12 Прокачка таза м 25 23 21
д 30 28 26
13 Приседания (кол-во раз/мин) м 42 40 38
д 40 38 36
14 Многоскоки- 8 прыжков м. м 13 11 9
д 13 11 9
15 Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз). м 6 4 2
д 5 3 1
м 8.00 8.30 9.00
16 Ходьба на лыжах 1 км. д 8.30 9.00 9.30

4 класс. Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

п/п Нормативы; испытания. 4 класс
«5» «4» «3»
1 Бег 30 м (сек.) м 5,0 6,5 6,6
д 5,2 6,5 6,6
2 Бег 1000 м (мин,сек.) м 5.50 6.10 6.50
д 6.10 6.30 650
3 Челночный бег 3х10 м (сек.) м 8.6 9.5 9.9
д 9.1 10.0 10.4

4 Прыжок в длину с места (см) м 185 140 130
д 170 140 120
5 Прыжок в высоту, способом «Перешагивания» (см) м 90 85 80
д 80 75 70
6 Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) м 90 80 70
д 100 90 80
7 Бег 60 м. (сек.). м 16 14 12
д 14 11 8
8 Подтягивания (кол-во раз) м 5 3 1
9 Метание т/м (м) м 21 18 15
д 18 15 12
10 Гибкость наклон вперёд из положения сидя м 7,5 3-5 2
д 13 10-12 7-9

11 Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) м 28 25 23
д 33 30 28
12 Прокачка таза м 28 25 23
д 33 30 28
13 Приседания (кол-во раз/мин) м 44 42 40
д 42 40 38
15 Многоскоки- 8 прыжков м. м 15 14 13
д 14 13 12
16 Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз). м 7 5 3
д 6 4 2

Примерная таблица дневника самоконтроля во 2-4 классах с разными результатами, на примере мальчиков.

№ п/пНазвание нормативаЕдиница

измерения

РезультатОценка,

знак ГТО

Задачи
1Бег 30 сек. м.6.11 3Повышать результат систематическими тренировками.
2Гибкость (наклон вперёд из положения сидя)См.3Серебряный Продолжать отрабатывать гибкость.
3Подъем туловища из положения лежа на спинекол-во раз/мин.40 ЗолотойПоддерживать тренировку на пресс

Обучающиеся контролируют физические способности, оценивают и ставят себе цели. Если у кого то очень хорошие физические данные- ребенок не останавливается на этом и продолжает за этим следить. Нацеливает себя на дальнейшее улучшение результатов. Результаты обучающегося отслеживаются и родителями, что дает эффективное физическое развитие. Родители детей с недостаточной физической подготовленностью, сами выходят на учителя и оговаривают проблемы физического развития. Что дает эффективный результат.
Показатели физических нормативов в виде графиков за 3 года.

Работая с дневником самоконтроля. На уроках физической культуры я, должна не только научить правильно выполнять упражнения и действия, но и контролировать свои действия. Оценивать значимость того или иного упражнения. Научив ребенка оценивать свои способности, ребенок начинает осознанно не просто присутствовать на уроке и выполнять те или иные действия, которые ему предлагаю. Он стремится увеличить свои способности, развить потенциал в здоровом образе жизни. Дневник самоконтроля способствует системой физического развития.
За весь период начального образования дети и родители видят свои результаты, учатся их диагностировать. Что способствует дальнейшему физическому развитию каждого. По которым стимулируют своего ребенка на дальнейшее саморазвитие.