Учитель здоровья. «Средство самоконтроля на уроках физической культуры в начальной школе».

Обмен опытом :
Учитель физической культуры МБОУ «СОШ №11»
Кабакова Татьяна Владимировна
Ангарск 2018

Скачать сертификат

Средство самоконтроля на уроках физической культуры в начальной школе.
Актуальность:
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы
Основными требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по физической культуре ФГОС НОО
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации. Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Цель: Самоконтроль как регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой, оценивая свои способностей.
Для достижения поставлены следующие задачи:
• Повысить мотивацию к физическому развитию;
• Контролировать свои способности
• По итогам самооценки, ставить дальнейшие задачи.

Самоконтроль – это система наблюдений занимающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием, физической подготовленностью, переносимостью физических нагрузок, влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля:
1) расширить знания о физическом развитии;
2) приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки;
3) ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля;
4) определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы скорректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Для того чтобы обеспечить контроль за уровнем физической подготовленности, необходимо, прежде всего, периодически контролировать состояние физических качеств: выносливости, мышечной силы, быстроты движений, гибкости и ловкости. Данный контроль мы выполняем в начале учебного года и в конце учебного года. Данные фиксируются в тетради, рассчитанной на весь период начального образования, начиная со 2 класса, так как в 1 классе дети не умеют писать. Во втором классе чертим таблицу в дневнике самоконтроля и фиксируем свои нормы, оцениваем себя по таблице результатов под руководством учителя. Учитель фиксирует в своей таблице норматив каждого обучающегося.
На каждый класс своя таблица результатов.
1 класс. Учебные нормативы и испытания по усвоению
навыков, умений, развитию двигательных качеств


п/п Нормативы; испытания. 1 класс
«5» «4» «3»
1 Бег 30 м (сек.) м 5,6 7,3 7,5

д 5,8 7,5 7,6
2 Бег 1000 м (мин,сек.) м + + +
д + + +
3 Челночный бег 3х10 м (сек.) м 9.9 10.8 11.2
д 10.2 11.3 11.7

4 Прыжок в длину с места (см) м 155 115 100
д 150 110 90
5 Выносливость 6 мин. бег м 1100 730 700
д 900 600 500
6 Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) м + + +
д + + +
7 Отжимания (кол-во раз) м + + +
д + + +
8 Подтягивания (кол-во раз) м 4 2 1
9 Гибкость наклон вперёд из положения сидя д 9+ 3 1-
д 11.5+ 6 2-

10 Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) д + + +
м + + +
11 Прокачка таза д + + +
м + + +
12 Приседания (кол-во раз/мин) м + + +
д + + +
13 Многоскоки- 8 прыжков м. м
д
14 Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз). м
д
15 Ходьба на лыжах 1 км. + + +

2 класс. Учебные нормативы и испытания по усвоению
навыков, умений, развитию двигательных качеств .

п/п Нормативы; испытания. 2 — класс
«5» «4» «3»
1 Бег 30 м (сек.) м 5,4 7.0 7,1
д 5.6 7.2 7,3
2 Бег 1000 м (мин,сек.) м + + +
д + + +
3 Челночный бег 3х10 м (сек.) м 9.1 10.0 10.4
д 9.7 10.7 11.2

4 Прыжок в длину с места (см) м 165 125 110
д 155 125 100
5 Прыжок в высоту, способом «Перешагивания» (см) м 80 75 70
д 70 65 60
6 Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) м 70 60 50
д 80 70 60
7 Бег 60 м. (сек.). м 10 8 6
д 8 6 4
8 Подтягивания (кол-во раз) м 4 2 1
9 Гибкость наклон вперёд из положения сидя м Коснуться лбом
д
10 Метание т/м (м) м 15 12 10
д 12 10 8

11 Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) м 23 21 19
д 28 26 24
12 Прокачка таза м 23 21 19
д 28 26 24
13 Приседания (кол-во раз/мин) м 40 38 36
д 38 36 34
14 Многоскоки- 8 прыжков (м.) м 12 10 8
д 12 10 8
15 Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз). м 2 3 1
д 4 2 1
16 Ходьба на лыжах (1 км.) + + +

3 класс. Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств .

п/п Нормативы; испытания. 3 класс
«5» «4» «3»
1 Бег 30 м (сек.) м 5,1 6,7 6,8
д 5,3 6,9 7,0
2 Бег 1000 м (мин,сек.) м + + +
д + + +
3 Челночный бег 3х10 м (сек.) м 8.8 9.9 10.2
д 9.3 10.3 10.8

4 Прыжок в длину с места (см) м 175 130 120
д 160 135 110
5 Прыжок в высоту, способом «Перешагивания» (см) м 85 80 75
д 75 70 65
6 Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) м 80 70 60
д 90 80 70
7 Бег 60 м. (сек.). м 13 10 7
д 10 7 5
8 Подтягивания (кол-во раз) м 5 3 1
9 Метание т/м (м) м 18 15 12
д 15 12 10
10 Гибкость наклон вперёд из положения сидя м 7,5 3-5 2
д 13 10-12 6-9

11 Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) м 25 23 21
д 30 28 26

12 Прокачка таза м 25 23 21
д 30 28 26
13 Приседания (кол-во раз/мин) м 42 40 38
д 40 38 36
14 Многоскоки- 8 прыжков м. м 13 11 9
д 13 11 9
15 Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз). м 6 4 2
д 5 3 1
м 8.00 8.30 9.00
16 Ходьба на лыжах 1 км. д 8.30 9.00 9.30

4 класс. Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

п/п Нормативы; испытания. 4 класс
«5» «4» «3»
1 Бег 30 м (сек.) м 5,0 6,5 6,6
д 5,2 6,5 6,6
2 Бег 1000 м (мин,сек.) м 5.50 6.10 6.50
д 6.10 6.30 650
3 Челночный бег 3х10 м (сек.) м 8.6 9.5 9.9
д 9.1 10.0 10.4

4 Прыжок в длину с места (см) м 185 140 130
д 170 140 120
5 Прыжок в высоту, способом «Перешагивания» (см) м 90 85 80
д 80 75 70
6 Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) м 90 80 70
д 100 90 80
7 Бег 60 м. (сек.). м 16 14 12
д 14 11 8
8 Подтягивания (кол-во раз) м 5 3 1
9 Метание т/м (м) м 21 18 15
д 18 15 12
10 Гибкость наклон вперёд из положения сидя м 7,5 3-5 2
д 13 10-12 7-9

11 Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) м 28 25 23
д 33 30 28
12 Прокачка таза м 28 25 23
д 33 30 28
13 Приседания (кол-во раз/мин) м 44 42 40
д 42 40 38
15 Многоскоки- 8 прыжков м. м 15 14 13
д 14 13 12
16 Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз). м 7 5 3
д 6 4 2

Примерная таблица дневника самоконтроля во 2-4 классах с разными результатами, на примере мальчиков.

№ п/п Название норматива Единица

измерения

Результат Оценка,

знак ГТО

Задачи
1 Бег 30 сек.  м. 6.11  3 Повышать результат систематическими тренировками.
2 Гибкость (наклон вперёд из положения сидя) См. 3 Серебряный  Продолжать отрабатывать гибкость.
3 Подъем туловища из положения лежа на спине кол-во раз/мин. 40  Золотой Поддерживать тренировку на пресс

Обучающиеся контролируют физические способности, оценивают и ставят себе цели. Если у кого то очень хорошие физические данные- ребенок не останавливается на этом и продолжает за этим следить. Нацеливает себя на дальнейшее улучшение результатов. Результаты обучающегося отслеживаются и родителями, что дает эффективное физическое развитие. Родители детей с недостаточной физической подготовленностью, сами выходят на учителя и оговаривают проблемы физического развития. Что дает эффективный результат.
Показатели физических нормативов в виде графиков за 3 года.

Работая с дневником самоконтроля. На уроках физической культуры я, должна не только научить правильно выполнять упражнения и действия, но и контролировать свои действия. Оценивать значимость того или иного упражнения. Научив ребенка оценивать свои способности, ребенок начинает осознанно не просто присутствовать на уроке и выполнять те или иные действия, которые ему предлагаю. Он стремится увеличить свои способности, развить потенциал в здоровом образе жизни. Дневник самоконтроля способствует системой физического развития.
За весь период начального образования дети и родители видят свои результаты, учатся их диагностировать. Что способствует дальнейшему физическому развитию каждого. По которым стимулируют своего ребенка на дальнейшее саморазвитие.