Урок русского языка в 5 классе «О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Автор: Учитель русского языка и литературы Смолянинова Алеся Ивановна

Урок русского языка в 5 классе «О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Цели: повторить орфограмму О-Ё после шипящих в корне слова, научить определять орфограмму О- Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; корректировать и развивать познавательные способности, логическое мышление, умение грамотно излагать свои мысли, внимание, память, эмоциональную сферу, коммуникативные качества; формировать положительную мотивацию к изучению предмета, бережное отношение к русскому языку, умение рационально использовать своё время.

Презентация к уроку

Ход урока.

  1. Слово учителя (притча)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

— Как вы понимаете притчу?

(Каждое препятствие делает нас сильнее и дает возможность дальнейшего роста и совершенствования)

  1. Словарная работа (Лексический диктант)

Учитель дает лексическое значение слова, а уч-ся записывают 1 словом.

А) Водитель автомобиля (шофер)

Б) Строчка, которая при шитье остается на одежде (ШОВ)

В) Длинная палка для чистки оружия (шомпол)

Г) Предмет для ухода за волосами (расческа)

Г) Очень тихий звук (шорох)

Д) Часть одежды, используемая для накидки на голову (капюшон)

 

Самопроверка со слайда.

Шофер, шов, шомпол, расческа, капюшон, шомпол.

 

-Какому правилу подчиняются эти слова? Какую буквы следует в них писать?

Найдите лишнее слово.

 

Слайд. Использую схему, расскажи правило.

  1. Орфографическая разминка.

Выписать из текста слова на данное правило, графически объясните (у доски по цепочке)

 

Ч.рный человек с легкой ношЕй заш.л за ш.коладом в магазин. Сквозь щ.лку в ш.лковой занавеске он услышал ш.пот, что с таким багажОм он не станет знаменитым борцОм. Рядом с реш.ткой стоял ж.сткий диван, человек вытерся полотенцЕм и сел.

 

-От чего зависит правописание О-Ё после шипящих?

-Что важно выделить, чтобы избежать ошибок?

 

  1. Усвоение новых знаний.

-Какие слова вызвали вопросы?

Ношей                  Багажом

Полотенцем          Борцом

-Выделите окончания, поставьте ударение.

— Как будет звучать наша тема?

Попробуйте сформулировать правило схематично. Сверьте с учебником. Оформите правило в словарь

  1. Закрепление навыков.

Выписать 1 вариант –слова с Е в окончании, 2 вариант – с О.

Задач.й, скворц.м, удач.й, принц.м, овц.й, огурц.в, притч.й, чертеж.м, улиц.й, над туч.й, молодц.м, ключ.м.

 

Проверяем.

 

Физминутка.

Мы писали и устали, все мы дружно тихо встали, ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали, сели и друг друга не задели.

 

6.Закрепление навыков

Перед вами 25 слов. Все слова пронумерованы. Попробуйте за полторы минуты расставить слова по порядку (1, 2, 3…) и вставить пропущенные буквы, не сделав ни одной ошибки.

 

11 меч.м 6 саранч.й 19 пч.лка 24 ш.в 5 печ.нка
9 щ.тка 16 ж.сткий 1 реш.тка 13 ш.пот 18 уж.м
3 плеч. 14 ш.рох 22 сыч.м 7 лещ.м  23 ч.рствый
20 приш.л 4 парч.й 15 калач.м 25 врач.м 10 деш.вый
17 ключ.м 12 свеч.й 8 кош.лка 21 ж.лудь 2 ш.рстка

 

Выпишите по порядку номера всех слов с пропущенной буквой в окончании:

 

Укажите, сколько времени вы потратили на выполнение этого задания.

 

В начале урока мы услышали притчу, какое отношение имеет притча к нашему уроку?

  1. Рефлексия

Закончите предложения

А) Сегодня на уроке я научился…

Б) У меня вызвало затруднение…

В) Я не справился с заданием…

  1. Домашнее задание: стр 221 (правило) , упр. 560.