Вантеева Ю.Г. Влияние элементов Хатха-йоги на развитие инициативности и любознательности детей дошкольного возраста

Влияние элементов Хатха-йоги на развитие инициативности и любознательности детей дошкольного возраста

Influence of Hatha Yoga Elements on the Development of Initiative and Curiosity of Preschool Children

Вантеева Ю.Г., инструктор по физической культуре,   МДОУ «Детский сад № 4 г.Черемхово»

vanteeva76@mail.ru

Аннотация. Хатха-йога улучшает состояние здоровья ребенка, укрепляет вестибулярный аппарат, развивает координацию и гибкость. Благодаря тому, что занятия проходят в игровой форме, у детей дошкольного возраста развивается концентрация внимания и аккуратность к движениям и позам, наполняет организм ребенка энергией, позволяет поддерживать хорошую физическую форму. Вырабатывает у ребенка эмоциональную устойчивость, терпение, спокойствие и душевное равновесие. 

Annotation. Hatha yoga improves the health of the child, strengthens the vestibular apparatus, develops coordination and flexibility. Due to the fact that classes are held in a playful way, children of preschool age develop concentration of attention and accuracy to movements and postures, fill the child’s body with energy, and help maintain good physical shape. Develops a child’s emotional stability, patience, calm and emotional balance.

Ключевые слова: инициативность, любознательность, хатха-йога, здоровьесбережение.

Key words: initiative, curiosity, hatha yoga, health saving.

Все лучшее, что есть  в нашем обществе оно стремиться отдать детям.  Сегодня  они  составляют  почти треть  населения Земли, и забота  об  их  будущем является  одной  из основных  задач  государства.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе «Об образовании в РФ» и других нормативных документах системе образования сформулирован социальный заказ государства: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

 Обращаясь к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, мы видим, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

 Считаю необходимым раскрыть следующие понятия:

Любознательность – это стремление ребенка к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Инициативность – стремление к инициативе, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каких-либо действиях.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

В дошкольной педагогике развитие любознательности и инициативности проявляется в разных видах деятельности, которые являются главными факторами формирования этих качеств.

На сегодняшний день интеграция образовательных областей в физическом развитии является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности дает возможность реализовать творческие способности детей, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями, позволяет решать физкультурно – оздоровительные задачи поэтапно, в игровой форме и с учетом возраста детей.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию любознательности, инициативности дошкольников, на наш взгляд, является креативная гимнастика с элементами хатха-йоги для детей дошкольного возраста.

Детская йога — это не очередной модный способ занять  ребенка. Это единая комплексная система, состоящая из поз йоги, дыхательных практик, упражнений на концентрацию внимания. Она помогает ребенку всесторонне развиваться и лучше узнавать себя.

 Хатха-йога улучшает состояние здоровья ребенка, укрепляет вестибулярный аппарат, развивает координацию и гибкость. Благодаря тому, что занятия проходят в игровой форме, у детей дошкольного возраста развивается концентрация внимания и аккуратность к движениям и позам, наполняет организм ребенка энергией, позволяет поддерживать хорошую физическую форму. Вырабатывает у ребенка эмоциональную устойчивость, терпение, спокойствие и душевное равновесие.  Заниматься йогой могут даже часто болеющие дети. Йога восстанавливает иммунитет, помогает ребенку переключить внимание с болезни на более позитивные вещи: общение, положительные эмоции, самопознание.

 Особенно полезна йога для гиперактивных детей. Занятия позволяют направить неуемную энергию ребенка в правильное русло. Детям-флегматикам йога поможет раскрепоститься, придаст решительности, научит проявлять инициативу. Кроме того, ребенок менее подвержен стрессам, депрессии и его самооценка значительно повышается. 

 Важно, чтобы ребенку было интересно идти на занятие, чтобы его глаза загорались в предвкушении того, что будет на нём происходить. Дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия детской йогой основываются на подражании, а асаны (позы)  преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий, вместо них на занятии используем имя животного или предмета, на который похожа поза — «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память и наблюдательность, воображение и любознательность  ребенка. Также йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях йогой невозможно заскучать. Дети, проявляя инициативу, предлагают копировать позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы, сами показывают или исправляют ошибки в позах. Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Ребёнок сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось интересным  для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

В результате заметно, что дети умеют работать с дыханием, могут выполнять  позы сами и удержать себя в ней, что способствует более спокойному физическому и психологическому состоянию ребёнка. Движения и позы хорошо успокаивают, позволяют прочувствовать себя и своё тело. Дети могут находить  удобное положение терпеть растяжку и нагрузку, плавно выполнять, умеют работать с разными ритмами. Выполнение упражнений Хатха-йоги способствуют физической и психологической релаксации, вызывают воображение: картинки-мыслеобразы (развивается фантазия, любознательность и образное мышление). 

 Посредством диагностики физического развития я систематически отслеживаю положительную динамику двигательной активности и физической подготовленности детей. Наиболее информативным показателем эффективности предложенного метода является повышение сопротивляемости организма детей, что подтверждается, значительным уменьшением числа болеющих детей. К концу подготовительной группы было отмечено перераспределение детей, занимающихся хатха-йогой, по группам здоровья. Уменьшилось количество детей 2 группы здоровья, и увеличилось число детей 1 группы здоровья.

Занятия детской йогой раскрывают любознательность, побуждают к активности и инициативности. И со временем йога может стать не просто занятием или хобби, а стилем жизни.

Получается, что йога для современного ребенка просто жизненно необходима.

УЧИТЕЛЬ, БУДЬ СОЛНЦЕМ, ИЗЛУЧАЮЩИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕПЛО,

 БУДЬ БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ

И СЕЙ ЗНАНИЯ НЕ ТОЛЬКО В ПАМЯТИ И СОЗНАНИИ ТВОИХ УЧЕНИКОВ,

НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ В ИХ ДУШАХ И СЕРДЦАХ.

Шалва Александрович Амонашвили

Библиографический список:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  2. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2012.
  3. Васютина И. В., Попова Е. В., Фоломеева Л. Н. Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 41-43. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9887/ (дата обращения: 18.10.2018).
  4. В. Осипова. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-2015.
  5. Г. А. Ерёмина «Хатха – йога для дошколят» Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста. Подписано в печать 10.09.14. Уч.-изд. Л. 1,5