Варфоломеева Л. Н., Власова Е. Л. Российская Федерация и Европейский Союз: проблемы взаимоотношений и перспективы сотрудничества

Российская Федерация и Европейский Союз: проблемы взаимоотношений и перспективы сотрудничества

The Russian Federation and the European Union: problems of mutual relations and prospects for cooperation

 

Варфоломеева Людмила Николаевна

Varfolomeeva Lyudmila Nikolaevna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

lyuda.varfolomeeva.1999@mail.ru

Власова Елена Львовна
Vlasova Elena Lvovna
к.п.н, доцент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

 

Аннотация. В статье рассмотрены взаимоотношения, сложившиеся между Европейским Союзом и Российской Федерация на сегодняшний день, выявлены проблемы и определены перспективы сотрудничества.

Annotation. The article discusses the relationship that has developed between the European Union and the Russian Federation today, identified problems and identified prospects for cooperation.

Ключевые слова: Европейский Союз, Россия, Украина, взаимоотношения, проблемы сотрудничеств, перспективы.

Keywords: European Union, Russia, Ukraine, mutual relations, problems of cooperation, prospects.

С начала 1990-х годов Российская Федерация усиленно сотрудничает с Европейским союзом (далее – ЕС, Евросоюз). Отношения с Европой для России с давних пор имели большое значения, и в настоящее время это взаимовлияние не только не уменьшилось, но и приобрело еще больший вес. На сегодняшний день концепция внутренней политики России определяет Евросоюз как «основного торгово-экономического и важного политического партнера», а главной «задачей» провозглашает «продвижение к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана» [2].

Нынешней актуальной проблемой, которая широко обсуждается в мировом сообществе, выступает проблема сотрудничества и взаимоотношений между Евросоюзом и Россией. Точкой отсчета глубочайшего кризиса отношений между ЕС и РФ стал возникший конфликт, который спровоцировало присоединение Крыма к России и события, развернувшиеся на юго-востоке Украины. В связи с данными событиями Европейским Союзом в отношении Российской Федерации были выдвинуты санкции, отмена которых возможна в случае исполнения Россией комплекса условий второго Минского соглашения, заключенного между руководителями Германии, Франции, Украины и России в 2015 году. Вследствие того, что Россия условия данного соглашения не исполнила, 14 сентября 2017 года Совет ЕС продлил ограничительные меры на 6 месяцев. Однако, действия Совета ЕС вызвали отрицательное восприятие большинством стран-государств, входящих в состав ЕС, так как по их мнению, возможным и целесообразным было бы рассмотреть вопрос о постепенном смягчении санкций по мере достижения прогресса в рамках Минского процесса.

Президентом России В.В. Путиным была предпринята попытка урегулирования произошедшего с Украиной конфликта. Была предложена идея о введении миротворческих сил ООН на восток Украины, что могло стать средством защиты для украинских граждан и возможным путем к восстановлению суверенитета страны над её восточными областями и территориальной целостности Украины. Обсуждение данной идеи продолжается и на сегодняшний день, однако, мандат для проведения миротворческой деятельности и обеспечения безопасности на всей оккупированной территории Украины [4].

При этом, нужно понимать, что для обеспечения мира и стабильности на Украине недостаточно прекратить военное насилие, необходимо также осуществить программу, направленную на восстановление социальной и экономической сфер.  В начале ноября 2017 года ЕС, США, Канада и Япония представили в Вильнюсе новый европейский план поддержки Украины, так называемый план Маршалла. Эта инициатива продолжала обсуждаться на саммите ЕС и Восточного партнёрства 24 ноября. Полагаем, России необходимо присоединиться к данной программе восстановления, так как она является одним из наиболее приемлемых мирных вариантов разрешения конфликта.

Возникшая ситуация в значительной мере оказала негативное влияние на уже имеющиеся мировые проблемы, основными из которых является взаимодействие между странами в экономической сфере, борьба с терроризмом, демографическое развитие, проблема «Север-Юг» и другие [5].

В условиях сложившегося кризиса двухсторонних отношений обе стороны заинтересованы в реконструкции и дальнейшем развитии торгово-экономического сотрудничества. Россия и Европейский Союз нуждаются в установлении отношений стратегического партнерства для удержания стабильных позиций в мировом пространстве.

Европейский Союз является экспортно-ориентированной экономической сверхдержавой и нуждается в устойчивых международных отношениях, в особенности с Россией, так как Россия обладает огромным экспортным рынком и является поставщиком энергоносителей [3]. Россия не меньше нуждается в сотрудничестве для того, чтобы  осуществить социально-экономическую модернизацию.

Известно, что на Евросоюз приходилась половина объёма внешней торговли России, однако, на сегодняшний день, данный объем постепенно сокращается, так с 2007 по 2016 г. сократился на 10,5%, до 42,5 % в 2016 году, что связано, по нашему мнению с переориентированием России и ЕС на другие товарные и сырьевые рынки, хотя ЕС и остается крупнейшим торговым партнером России. В 2016 г. Необходимо отметить, что Россия покинула тройку крупнейших внешнеторговых партнеров ЕС, пропустив вперед США, Китай и Швейцарию [1].

Для улучшения взаимоотношений необходимо заинтересовать Евросоюз в экономике России, для чего необходимо определить, какие конкретные практические проекты мы можем предложить соседям на Западе. Проекты должны иметь конкретных адресатов (европейские институты, частные компании, их ассоциации, организации гражданского общества).

Несмотря на сложившуюся ситуацию, Россия глобально планирует свои действия на мировом рынке, благодаря чему достойно выходит из различных сложившихся ситуаций и наращивает свое влияние, например, в Сирии, оказывая её гражданам гуманитарную помощь. Сложившееся на Украине обстановка значительно подрывает развитие экономики России в связи с противостоянием ЕС и РФ. Россия и Европейский союз несут совместную ответственность за успешное завершение Минского мирного процесса, условия которого на сегодня день фактически не выполняются и восстановление разрушенной экономики Украины. В случае, если у РФ и ЕС все же получится добиться успеха в осуществлении этой задачи, ими будет заложен фундамент их будущего стратегического партнёрства. Однако, по нашему мнению, при любом исходе, построение отношений будет затруднено наличием взаимного недоверия и достигнуть уровня взаимоотношений, имеющегося до кризиса, не удастся. На сегодняшний день обе стороны подчеркивают невозможность возвращения к старым моделям и форматам сотрудничества.

Библиографический список:

  1. Доклад международного дискуссионного клуба «Валдай» «Неопределенное будущее Евросоюза: что делать России?» [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.valdaiclub.com/files/15749/ (дата обращения: 21.10.2018 г.).
  2. Концепция внешней политики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: mid.ru/brics.nsf/WEBNovstart/C325786100462DFEC3257B170005E1DC (дата обращения: 21.10.2018 г.).
  3. Поддубная М.Н., Подофеденко А.А. Экономические проблемы и риски развития сотрудничества в энергетическом секторе России и ЕС // Экономика: теория и практика. – 2016. – № 1 (41). – с. 17-22.
  4. Пути выхода из кризиса ЕС и перспективы улучшения отношений ЕС-Россия [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 21.10.2018 г.).
  5. Романова Т.А., Энтин К.В. Россия и Европейский союз: политико-правовые аспекты / Т.А. Романова, К.В. Энтин. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – с.21.