Василевская А. О. Пути повышения эффективности работы учителя математики по подготовке выпускника основного общего образования

Пути повышения эффективности работы учителя математики

по подготовке выпускника основного общего образования

Ways to improve the efficiency of the teacher of mathematics

on preparation of the graduate of the basic General education

 

Василевская Алла Олеговна

Vasilevskaya Alla Olegovna

Учитель МОУ Школа № 3 имени Н. Островского г. Черемхово

alla-240673@mail.ru

Аннотация. В статье приведен один из путей повышения эффективности работы учителя математики по подготовке выпускника основного общего образования. Определена слабая сторона подготовки к государственной итоговой аттестации. Даны рекомендации по систематизации материалов для подготовки к экзамену, начиная с 5 класса.

Annotation. The article presents one of the ways to improve the efficiency of a mathematics teacher to prepare a graduate of basic General education. The weak side of preparation for the state final certification is defined. Recommendations on the systematization of materials for exam preparation starting from the 5th grade are given.

Ключевые слова: экзамен, навык, итоговая аттестация, кодификатор, контрольно-измерительный материал, основное общее образование.

Keywords: exam, skill, final certification, codifier, control and measuring material, basic General education.

Для проверки степени усвоения материала выпускниками школ уровня основного общего образования по различным дисциплинам используется Государственная итоговая аттестация (ГИА). Выпускники основного общего образования сдают основные государственные экзамены (ОГЭ). ОГЭ – оценка уровня общеобразовательной подготовки выпускников 9 класса в целях ГИА выпускников. [3] ОГЭ по математике, как и по другим предметам, показывает, обладает ли выпускник теми компетенциями (образовательными и не только), которые в будущем обеспечат его успешность. Как показывает практика, очень много выпускников не в силах сдать ОГЭ по математике с первого раза, либо сдают его хуже, чем ожидается. В чем состоит проблема? Как эффективно подготовить выпускника к сдаче ОГЭ по математике? Существуют различные пути по повышению эффективности работы с выпускниками 9 класса, но идеального нет. Как его определить?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо помнить, что самый первый и необходимый этап на пути подготовки – это психологическая поддержка ученика, формирование правильного представления о ГИА. Поддержка необходима как со стороны учителя, так и со стороны родителей. Далее при подготовке к государственной итоговой аттестации необходимо будет повторить и охватить весь материал, начиная с курса математики 5 класса. Вот этот аспект вызывает у выпускников тревожность. Порой, увидев КИМы (контрольно-измерительные материалы), ученики из решений к простым заданиям пытаются сделать свой усложненный материал, так как им кажется, что в 9 классе должно быть все сложно. [2] Многие задания они видят впервые, несмотря на то, что они просты в решении. Поэтому, при закреплении изученного материала, начиная с 5 класса, учитель математики должен   включать для решения на уроке задания в соответствии с кодификатором требований к уровню подготовки выпускника. Так, например, уметь выполнять вычисления, сочетая устные и письменные приемы, округлять числа и десятичные дроби, решать текстовые задачи, связанные с процентами учащиеся должны с 5 класса. Поэтому на уроках необходимо показывать значимость таких умений не только в повседневной жизни человека, но и при сдаче экзамена. С 5 класса учителю математики необходимо знакомить с текстами контрольно-измерительных материалов своих учащихся и говорить им о том, сколько уже заданий они умеют решать из таких работ.

С 7 класса для учащихся начинается еще один из сложных предметов – геометрия. Геометрию часто сравнивают с искусством, поэтому, наверное, она больше поддается людям, склонным к гуманитарному мышлению. Многие ребята знают правила и теоремы потому, что заучили их наизусть, но применить их практически не могут. А другие – наоборот, могут назвать ответ к задаче, не решая ее путем доказательств и рассуждений. Поэтому учителю очень сложно готовить своих учеников, используя известные методы и приемы. [1] Геометрические задачи в контрольно-измерительных материалах первой части довольно просты, это, в основном, задачи по готовым чертежам. Поэтому, также необходимо с 7 класса брать для решения задачи по готовым чертежам из КИМов. Задач такого типа нет в учебниках геометрии. Так, например, решать задачи на нахождение угла между стрелками часов могут не все учащиеся, так как не умеют определять время по обычному циферблату даже в 9 классе. Поэтому, можно использовать творческий подход к изучению данной темы уже с 5 класса, когда ученики во внеурочной деятельности защищают проекты (изготовление макета часов с целью изучения времени по шкале циферблата и подготовки к ОГЭ). Тогда данный материал запомнится ученикам до самого экзамена. Можно привести много различных примеров, когда запомнить решение задач можно, используя внеурочную и проектную деятельность учащихся. Тогда изучение геометрии в целом не будет казаться таким неинтересным и сложным.

Каждый учитель математики использует на уроках тестовые задания. Соответственно, при использовании с 5 класса тестов, аналогичных КИМ, у большинства учеников появится к ним интерес и в 9 классе выпускники не будут испытывать психологический барьер при виде теста на экзамене. Начиная работу с пятиклассниками,  таким образом, у учителя накопится большой систематизированный материал для подготовки учеников к экзамену.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подготовка к государственной итоговой аттестации по предмету «Математика» должна начинаться уже с 5 класса. Тогда наши ученики не будут удивляться порой легким заданиям или заданиям, которых они не встречали при работе с упражнениями в учебнике. Им не будет психологически страшно при виде контрольно-измерительного материала, ведь они прорешают его почти полностью уже в 7-8 классе. А у учителя математики появится еще один путь повышения эффективности работы по подготовке выпускника основного общего образования.

Библиографический список:

  1. Рогуля Л. И. Особенности подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по математике // Молодой ученый. – 2018. – №42. – URL https://moluch.ru/archive/228/53188/ (дата обращения: 23.10.2018).
  2. http://www.fipi.ru — кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по географии. (дата обращения: 12.10.2018 г.)
  3.   http://1sovetnik.net/semya-deti/item/252-kakie-navyki-pomogaet-razvivat-geometriya.html (дата обращения: 12.10.2018 г.)