Величко А.И., Татаринцева О. А. Здоровье формирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни у школьников в процессе обучения

Здоровье формирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни у школьников в процессе обучения

Health Forming Approach as a means of shaping a culture of healthy lifestyle among schoolchildren in the learning process

 

Величко Алексей Иванович

Velichko Alexey Ivanovich

Ст. преподаватель  ФГБОУ ВО КГУФКиТ, г. Краснодар

vecher.ten@mail.ru

Татаринцева Олеся Алексеевна

Tatarintseva Olesya Alekseevna

Специалист ФГБОУ ВО КГУФКиТ, г. Краснодар

olesiatatar@yandex.ru

 

Актуальность. В статье рассматривается новейшей подход к решению проблемы сохранения здоровья у учащихся в системе образования — это здоровье формирующий подход, который нацелен на формирование культуры здоровья в течение всего периода обучения в школе.

Annotation. The article deals with the latest approach to solving the problem of preserving the health of students in the education system — a health-forming approach, which is aimed at the formation of a culture of health throughout the period of schooling.

Ключевые слова: Школьники, здоровье сберегающие образовательные технологии, образовательный процесс, воспитание.

Keywords: Schoolchildren, health-saving educational technologies, educational process, education.

Эффективность обучения и воспитание  детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье — значимый фактор работоспособности и слаженного формирования детского организма.

На сегодняшний день в образовательном процессе жизненно необходимым является определение и создание педагогических условий, которые содействуют  утверждению среди школьников настоящего здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, формированию мотивации к здоровому образу жизни, препятствуют проявлениям девиантного поведения учащихся. Это связано с нарушениями в психологическом состояние здоровья, что обеспечивает адекватную поведенческую реакцию организма, и в нравственном состоянии здоровья, которое проявляется в системе ценностей, установок и мотивов поведения школьников.

Под здоровье сберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в широком смысле возможно понять все эти технологические процессы, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся. В случае если здоровье сберегающие образовательные технологии объединить с решением наиболее ограниченной  задачей, в таком случае к ним будут относиться педагогические приемы, способы, методы и технологические процессы, которые не наносят вреда здоровью обучающихся и преподавателей, обеспечивают им безопасные условия нахождения, обучения и работы в образовательном учреждении. Все эти технологии взаимосвязаны в общею концепцию деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья.  Таким образом, все используемые на занятии педагогом технологические процессы, педагогические способы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье обучающихся.

Здоровье сберегающие образовательные технологии — это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к осуществлению возможных проблем, постоянное желание самого преподавателя к самосовершенствованию. Только лишь в таком случае,  возможно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровье развивающим образовательным технологиям, если при осуществлении используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья педагогов и учащихся. Неоспоримо, что главная  задача школы — подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование.

Если рассматривать применение ЗОТ педагогом на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т. е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то в таком случае значимая доля в области здоровья окажется за рамками здоровье сбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого педагога согласно подготовке учащихся к самостоятельной жизни подразумевает  потребность к развитию у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, развитие соответствующих навыков[2].

Деятельность школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, может только лишь в таком случае считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровье сберегающие и здоровье формирующие технологические процессы. Под здоровье сберегающими  технологиями в широком смысле слова необходимо осознавать все эти технологии, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учеников.

  Требование  обучения детей в школе (отсутствие стресса, соответствие условий, адекватность методов воспитания и обучения) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с личными отличительными чертами и гигиеничными условиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным способностям детей, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цели, предусмотренные для осуществления здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологических процессов:

— создание и осуществление представлений о сущности здоровья;

— создание и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

— развитие «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;

— осуществление индивидуальных оздоровительных программ;

— освоение методами и методиками современных здоровье сберегающих  и здоровье формирующих технологических процессов, умений применения их при самостоятельных занятиях;

— изучение индивидуальных особенностей организма[4].

Здоровье сберегающая педагогика не может проявляться в определенной образовательной технологией. В таком случае, понятие связывают в себе все направления деятельности учреждения образования по развитию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Для правильной и эффективной организации здорового образа жизни необходимо си­стематически наблюдать за своим образом жизни и стараться соблю­дать следующие условия: достаточная физическая активность, пра­вильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное зака­ливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни. Двигательная активность человека — главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья ребенка, ничем не заменимое универсаль­ное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма[1].

Мы полагаем, что для сохранения и укрепления здоровья, каждый индивид формирует свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом гарантирует ему достижения физического, социального и душевного благополучия. На наш взгляд, образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, базирующая на личном опыте, традициях, принятых нормами поведения, на знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации.

Задача  современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник обязан получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Результат этой задачи на сегодняшний день может быть достигнут с помощью технологических процессов  здоровье сберегающей педагогики, которые рассматривается как совокупность способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учеников и учителей. Педагог, обладая передовыми педагогическими знаниями, в близком взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими сотрудниками, с коллегами — планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Таким образом, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения[3].

Библиографический список:

  1. Анастасова Л.П. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. — М.: Вентана-Граф, 2016. — с. 45-50.
  2. Давлятчина Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий / Н.Н. Давлятчина // Начальная школа, 2010. — № 10. — с. 46 — 48.
  3. Летуновская С.В. Развитие здоровьесберегающего поведения школьников / С.В. Летуновская, Н.Н. Морозова // Интеграция образования, 2010. — № 3. — с. 82 — 89.
  4. Соловьев Д.П. Здоровый образ жизни / Д.П. Соловьев. // Здоровый образ жизни: сб. ст. Вып. 9 / редкол.: В.М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. — Минск: БГУ, 2011. — с. 15-20.