Викулина Г.В. Программа «За здоровьем на природу»
Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)
Программа «За здоровьем на природу»
The program «The health of the nature»
Викулина Галина Васильевна
Vikulina Galina Vasilyevna учитель по физической культуре МКОУ «СОШ №3 г. Алзамай» Россия, г. Алзамай kvs14038@outlook.com |
Аннотация. Определить влияние туристической деятельности на формирование личностных качеств подростка способствующих социальной адаптации в современных условиях, приобщение к здоровому образу жизни.
Annotation. To determine the impact of tourism activities on the formation of personal qualities of the teenager to promote social adaptation in modern conditions of initiation to a healthy lifestyle.
Ключевые слова: Туризм, здоровье, социум, адаптация.
Keywords: Tourism, health, society, adaptation.
В программах общеобразовательных школ в общеобразовательных физкультурно- массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутри школьных соревнованиях большое значение уделяется туризму. Туристические слеты различного ранга стали традицией. Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекая к их проведению родителей. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья. Все это предопределило разработку программы школьной секции по туристской работе.
Участниками программы являются школьники МКОУ СОШ № 3 г. Алзамая, в возрасте от 10 до 16 лет. Цель программы: приобщение детей к туристическому движению, формирование у них двигательной, функциональной и познавательной активности, укрепления здоровья занимающихся.
Задачи программы:
– Формировать у детей знания, умения, навыки, личностные качества, необходимые для организации и проведения туристических походов.
– Прививать детям любовь к природе и исторической родине.
– Формировать активную жизненную позицию участников похода.
– Приобщать детей и подростков к здоровому образу жизни.
– Учить детей организовать свой досуг.
Механизм реализации программы
Логика построения и реализации программы начальной туристско – краеведческой подготовки подростков предусматривает проведение системы занятий с детьми, направленных на изучение:
– Туристско-краеведческих возможностей своего района.
– Элементов топографии.
– Правил организации и подготовки к походам.
– Основ общей физической подготовки туриста.
– Гигиена туриста в походе.
– Профилактика травматизма и оказание доврачебной медицинской помощи.[1]
Занятия с детьми и подростками организует и проводит инструктор по туризму (учитель физической культуры) и привлекает юных инструкторов, старших подростков, которые имеют опыт организации походов.
Учебное занятие является основным элементом образовательного процесса, но оно обязательно должно отличаться от школьного урока; главное – это включение детей в сотрудничество, выявление опыта деятельности, активный поиск знаний, создание условий для реализации физических возможностей и способностей каждого подростка.
Планирование работы строится с учетом:
– Организации работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей.
– Четкого поэтапного объяснения на высоком уровне учебного материала или обучения практической операции.
– Установки на смысл и практическую значимость получаемых знаний.
– Обязательный контроль, который можно осуществить по ходу выполнения ребенком заданий учителя.
– Реализация индивидуального подхода на занятии.
Методы и организация исследования:
Данное исследование проводилось с сентября 2015г. по май 2016г. Все организационные мероприятия осуществлялись на базе МКОУ СОШ № 3 г. Алзамая, Нижнеудинского района, Иркутской области.
Эксперимент проводился с учащимися 11-13 лет в количестве 15 человек. Для контроля была использована группа одного класса которые не занимались в секции туризма, состав группы однородный. Занятия проводились два раза в неделю во внеурочное время. Основное внимание уделялось изучение теоретического материала, и физической подготовки. Богатый игровой материал.
Влияние занятий туризмом на формирование личности изучали на материале психолого- педагогической направленности:
Тестовые задания на выявление:
– Коммуникативных склонностей учащихся (М.П. Носов, К.Н Лисов.).
– Определение склонностей ребенка (Методика Л.Г. Олисова, Н.В. Репкина.
– Изучение направленности личности. [2]
На Основе анализа была разработана психолого-педагогическая и двигательная программа которая содействовала уровню подготовленности и коммуникативным составляющим в ходе занятий в секции по туризму.
В ходе работы индивидуально с учащимися и с группой в целом проводились беседы, выходы на запланированные экскурсии, дни здоровья, тур. Слеты, в которых использовался широко игровой и не стандартный подходы во взаимодействии между участниками.
Повторное тестирование показало, что предложенный практический материал и систематические занятия по туризму положительно повлияли не только на уровень двигательной подготовленности, но и оказали воздействие на адаптационные и коммуникативные стороны личности подростка, содействовали социализации ребенка в условии во внеучебной среде. Экспериментально-опытная работа способствовала повышению профессиональной компетентности, приобретении профессионального мастерства (составлена программа занятий секции школьного туризма), в контроле за психоэмоциональным состоянием детей не только в процессе урочных занятий, но и в условиях бытовой деятельности, а также в совершенствовании работы с родителями в этом направлении. Результаты эксперимента позволяют говорить об увеличении количественных и качественных показателей занимающихся в социальной адаптации, об изменении состояния здоровья и уровня подготовленности, повышение интереса к занятиям физической культурой, увеличение двигательной активности, коммуникативных показателей. Таким образом, результат экспериментально-опытной работы подтвердили ожидаемый результат в полной мере.
Библиографический список:
- Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков, 2003 г., с.
- Баранов Е.И., Калошина Н.В., Лагусев Ю.М.: учебные программы, Москва 2003 г., с. 256.