Викулина Г.В. Программа «За здоровьем на природу»

Формирование здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности и физическая культура в образовательных организациях: Материалы всероссийской НПК (Иркутск, 2016)

Программа «За здоровьем на природу»

 The program «The health of the nature» 

Викулина Галина Васильевна

Vikulina Galina Vasilyevna

учитель по физической культуре

МКОУ «СОШ №3 г. Алзамай»

Россия, г. Алзамай

kvs14038@outlook.com

 Аннотация. Определить влияние туристической деятельности на формирование личностных качеств подростка способствующих социальной адаптации в современных условиях, приобщение к здоровому образу жизни.

Annotation. To determine the impact of tourism activities on the formation of personal qualities of the teenager to promote social adaptation in modern conditions of initiation to a healthy lifestyle.

Ключевые слова: Туризм, здоровье, социум, адаптация.

Keywords: Tourism, health, society, adaptation.

В программах общеобразовательных школ в общеобразовательных физкультурно- массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутри школьных соревнованиях большое значение уделяется туризму. Туристические слеты различного ранга стали традицией. Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекая к их проведению родителей. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья. Все это предопределило разработку программы школьной секции по туристской работе.

Участниками программы являются школьники МКОУ СОШ № 3 г. Алзамая, в возрасте от 10 до 16 лет. Цель программы: приобщение детей к туристическому движению, формирование у них двигательной, функциональной и познавательной активности, укрепления здоровья занимающихся.

Задачи программы:

– Формировать у детей знания, умения, навыки, личностные качества, необходимые для организации и проведения туристических походов.

– Прививать детям любовь к природе и исторической родине.

– Формировать активную жизненную позицию участников похода.

– Приобщать детей и подростков к здоровому образу жизни.

– Учить детей организовать свой досуг.

Механизм реализации программы

Логика построения и реализации программы начальной туристско – краеведческой подготовки подростков предусматривает проведение системы занятий с детьми, направленных на изучение:

– Туристско-краеведческих возможностей своего района.

– Элементов топографии.

– Правил организации и подготовки к походам.

– Основ общей физической подготовки туриста.

– Гигиена туриста в походе.

– Профилактика травматизма и оказание доврачебной медицинской помощи.[1]

Занятия с детьми и подростками организует и проводит инструктор по туризму (учитель физической культуры) и привлекает юных инструкторов, старших подростков, которые имеют опыт организации походов.

Учебное занятие является основным элементом образовательного процесса, но оно обязательно должно отличаться от школьного урока; главное – это включение детей в сотрудничество, выявление опыта деятельности, активный поиск знаний, создание условий для реализации физических возможностей и способностей каждого подростка.

Планирование работы строится с учетом:

– Организации работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей.

– Четкого поэтапного объяснения на высоком уровне учебного материала или обучения практической операции.

– Установки на смысл и практическую значимость получаемых знаний.

– Обязательный контроль, который можно осуществить по ходу выполнения ребенком заданий учителя.

– Реализация индивидуального подхода на занятии.

Методы и организация исследования:

Данное исследование проводилось с сентября 2015г.  по май 2016г. Все организационные мероприятия осуществлялись на базе  МКОУ СОШ № 3 г. Алзамая,  Нижнеудинского района,  Иркутской области.

Эксперимент проводился с учащимися 11-13 лет в количестве 15 человек. Для контроля была использована группа одного класса которые не занимались в секции туризма, состав группы однородный. Занятия проводились два раза в неделю во внеурочное время. Основное внимание уделялось изучение теоретического материала, и физической подготовки. Богатый игровой материал.

Влияние занятий туризмом на формирование личности изучали на материале психолого-  педагогической направленности:

Тестовые задания на выявление:

– Коммуникативных склонностей учащихся (М.П. Носов, К.Н Лисов.).

– Определение склонностей ребенка (Методика Л.Г. Олисова, Н.В. Репкина.

– Изучение направленности личности. [2]

На Основе анализа была разработана психолого-педагогическая и двигательная программа которая содействовала уровню подготовленности и коммуникативным составляющим в ходе занятий в секции по туризму.

В ходе работы индивидуально с учащимися и с группой в целом проводились беседы, выходы на запланированные экскурсии, дни здоровья, тур. Слеты, в которых использовался широко игровой и не стандартный подходы во взаимодействии между участниками.

Повторное тестирование показало, что предложенный практический материал и систематические занятия по туризму положительно повлияли не только на уровень двигательной подготовленности, но и оказали воздействие на адаптационные и коммуникативные стороны личности подростка, содействовали социализации ребенка в условии во внеучебной среде. Экспериментально-опытная работа способствовала повышению профессиональной компетентности, приобретении профессионального мастерства (составлена программа занятий секции школьного туризма), в контроле за психоэмоциональным состоянием детей не только в процессе урочных занятий, но и в условиях бытовой деятельности, а также в совершенствовании работы с родителями в этом направлении. Результаты эксперимента позволяют говорить об увеличении количественных и качественных показателей занимающихся в социальной адаптации, об изменении состояния здоровья и уровня подготовленности, повышение интереса к занятиям физической культурой, увеличение двигательной активности, коммуникативных показателей. Таким образом, результат экспериментально-опытной работы подтвердили ожидаемый результат в полной мере.

Библиографический список:

  1. Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков, 2003 г., с.
  2. Баранов Е.И., Калошина Н.В., Лагусев Ю.М.: учебные программы, Москва 2003 г., с. 256.