Власова Е.Л., Доманецкий Д. С., Салтанова А. И. Органы местного самоуправления Российской Федерации

Органы местного самоуправления Российской Федерации

Russian Federation local government

 

Власова Елена Львовна
federal Vlasova Elena Lvovna  
К. п. н., доцент ВСФ  оссийской ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутска

vlasovael1963@gmail.com

размер Доманецкий Данил Сергеевич  
Domaniecky Danil Sergeevich
Студент  другие ВСФ  оссийской ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутска
Domaniecky@icloud.com

Салтанова Ангелина  правонарушений Игоревна
Saltanova Angelina  сфере Igorevna
Студентка   специально ВСФ  оссийской ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутска
saltanova.gelya@mail.ru

Аннотация. В статье производится анализ существующих проблем в области органов местного самоуправления Российской Федерации, а так же рассматриваются актуальные вопросы, внесенные в систему организации местного самоуправления Российской Фдерации.

Annotation. The article analyzes the existing problems in the field of local self-government bodies of the Russian Federation, as well as addresses topical issues introduced into the system of organization of local self-government of the Russian Federation.

Ключевые  коап слова: органы местного самоуправления, муниципалитет.

Key  which words: local government, municipality.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ), местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью [1]. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (редакция от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополненями, вступившими в силу с 01.05.2018), органы местного самоуправления Российской Федерации – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [2]. Органы местного самоуправления в Российской Федерации являются юридическими лицами и не входят в систему органов государственной власти, регистрируются в качестве юридических лиц с организационно-правовой формой муниципального учреждения – некоммерческой организации. Будучи максимально приближенным к населению, органы местного самоуправления Российской Федерации являются первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим, в конечном счете, устойчивость и демократический характер, всей системы властных институтов. Поэтому сбои и проблемы в работе органов местного самоуправления негативным образом сказываются на состоянии всего общества [3].

Неблагополучное состояние органов  местного самоуправления Российской Федерации давно очевидно, и столь же очевидна неотложность решения назревших в этой сфере проблем. Можно констатировать, что выработанные европейским опытом принципы децентрализации управления, субсидиарности, самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения еще не вполне адекватно отражены в законодательстве Российской Федерации. Практика также отходит от представления об органах местного самоуправления как институте гражданского общества. Зачастую она сводится к организации режима власти, обеспечивающего личные или корпоративные интересы муниципальных должностных лиц, следовательно, искажает саму демократическую природу местного самоуправления [4]. По-прежнему остается необеспеченной полная реализация установленной Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления, таких как запрет на ограничение прав местного самоуправления, обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления, судебная защита местного самоуправления. Большая часть передаваемых полномочий, исполняемых органами МСУ, не имеет единых методик расчета расходов на их обеспечение. Отсюда и усугубление дефицита местных бюджетов. В настоящее время ключевыми источниками доходов местных бюджетов остаются межбюджетные трансферты, в том числе в рамках действующих федеральных и региональных программ. Одна из самых острых проблем огранов местоного самоуправления Российской Федерации – это несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Экономическая и финансовая база большинства муниципальных образований недостаточна для осуществления функций местного самоуправления. Существующая система выборов депутатов и глав администраций органов местного самоуправления, а также процедура отзыва депутатов и удаление в отставку глав администраций способствует полному огосударствлению органов местного самоуправления. Далее на практике происходит подмена понятия «местное самоуправление» на «органы местной власти», а последняя не вполне и не всегда выражает интересы населения данной территории. За этим следует еще более нехорошее и опасное для стабильности в стране явление – лояльность к вышестоящей власти взамен на вседозволенность. Это, по существу, повторение уже дважды пройденных Российским государством этапов своего исторического развития – ри императоре и при ЦК КПСС, с последующими губительными для российского народа явлениями.  Но в настоящее время личная лояльность представителей разных уровней власти, не основанная на законодательной основе, влечет за собой и возможность незаконного личного обогащения и порождает несокрушимую коррупционную вертикаль.

На основании изложенного, причины указанных проблем нуждаются в специальном анализе – только так можно будет выработать адекватные и эффективные практические меры для их разрешения. Необходимо совершенствовать законодательство, оптимизировать территориальные организации, а так же добиться рационального распределения полномочий для максимального удовлетворения интересов граждан. Подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления органам государственной власти должна быть усилена, наряду с соблюдением законодательства и расходования бюджетных средств, а также укрепления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Библиографический   список:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.05.2018);
  3. М. А. Мирзаев Местное самоуправление в России: актуальные вопросы;
  4. Барашева Е. В., Власова Е. Л. Межбюджетные отношения муниципальных образований в области формирования доходов местных бюджетов// Управление экономическими системами № 1(107) 2018 г.