Власова Е. Л., Дорофеева А. С. «Конкурсный» способ избрания глав муниципальных образований

«Конкурсный» способ избрания глав муниципальных образований

«Competitive» method of electing heads of municipalities

Власова Елена Львовна
Vlasova Elena Lvovna
к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

Дорофеева Анастасия Сергеевна

Dorofeeva Anastasia Sergeyevna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

dorofeeva.2000@list.ru

Аннотация.  В статье рассматривается актуальный вопрос института главы муниципального образования. Подробно анализируется порядок избрания на должность главы муниципального образования. Представляются основные особенности конкурсного способа избрания, также выделены достоинства и недостатки данного механизма избрания главы муниципалитета.

Abstract. The article deals with the topical issue of the Institute of the head of the municipality. The order of election to the position of the head of the municipality is analyzed in detail. The main features of the competitive method of election are presented, the advantages and disadvantages of this mechanism of election of the head of the municipality are also highlighted.

Ключевые слова: Муниципальное право, муниципальное образование, глава муниципального образования, демократия, выборы, Иркутск.

Key words: Municipal law, municipal formation, head of municipal formation, democracy, elections, Irkutsk.

Вопрос об избирательной системе в Российской Федерации требует детального рассмотрения. Данный правовой институт представляет собой достаточно сложную систему, которая регулирует значительный круг общественных отношений. Безусловно,  говоря об избирательной системе, мы сразу вспоминаем о выборах Президента страны, депутатов Государственной Думы и так далее. Но в данной статье внимание будет  сконцентрировано на выборах на уровне муниципальных образований.

Закрепляя основные гарантии избирательных прав и свобод граждан, Федеральное законодательство должно обеспечивать на всей территории страны соблюдение единых демократических избирательных стандартов и их осуществление при проведении различных видов выборов [1]. Перечень возможных способов избрания главы муниципального образования отражен в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ-131) . Закон предусматривает три модели выборов главы муниципального образования. Так, согласно данному Федеральному Закону, глава муниципалитета в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования может избираться населением и возглавлять местную администрацию, работу представительного органа организует председатель, избранный из числа депутатов. Вторая модель заключается в избрании главы муниципального образования населением на муниципальных выборах, при этом он возглавляет представительный орган муниципалитета, а руководство местной администрацией осуществляет профессиональный управляющий, назначаемый по контракту главной муниципального образования по результатам конкурса. И третья модель заключается в избрании главы муниципалитета из состава депутатов представительного органа муниципального образования, который и является после председателем данного органа, местную администрацию возглавляет профессиональный управляющий, также назначаемый главной муниципального образования по контракту по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации [2].

Среди многообразия предусмотренных законом способов избрания главы муниципального образования особое внимание хочется уделить способу избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа депутатов по результатам конкурса. Актуальность данного вопроса не вызывает сомнений, потому как эта модель избрания активно используется муниципальными образованиями при избрании главы, а также активно обсуждается большинством исследователей. Например, В.В. Пылин в одной из своих работ говорит о том, что необходимо совершенствовать механизм отбора глав органов местного самоуправления, что в свою очередь вызывает немалую критику со стороны граждан и специалистов [3]. И.И. Макаров пишет, что «мы стали свидетелями нового механизма формирования органов местного самоуправления. Осознание в полном объеме значения и последствий данного способа избрания нам еще только предстоит» [4].Также, много авторов высказываются о том, что не вызывает сомнений необходимость модернизации законодательства [5]. В различной  литературе можно встретить наименование данного порядка избрания, определяемого, как «советский». Это объясняется тем, что он очень схож с механизмом избрания глав органов местного самоуправления в советский период. Например, статьей 41 Закона РСФСР от 29 июля 1971 г. «О районном Совете народных депутатов РСФСР» предусматривалось, что исполнительным и распорядительным органом районного Совета народных депутатов является избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет. Аналогичные нормы были закреплены в статье 50 Закона РСФСР от 29 июля 1971 г. «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР» и в статье 37 Закона РСФСР от 19 июля 1968 г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР». В ФЗ-131 закреплено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур устанавливается представительным органом муниципального образования. В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина – высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая – представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, половина – высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Если говорить о применении данных положений закона на практике, то в 2015 году в РФ прошла целая «волна»  избраний глав по конкурсу. В соответствии с новой процедурой наделения полномочиями на должности главы муниципальных образований были назначены 344 человека. Среди них 21 глава муниципальных районов, 18 глав городских поселений и 304 главы сельских поселений. Одним из примеров применения новой нормы послужило избрание 27 марта 2015 года Дмитрия Викторович Бердникова на должность главы муниципального образования города Иркутска.

Одним из важнейших вопросов остается сомнение в необходимости избрания главы муниципального образования по конкурсным спискам, если традиционные выборы устраивают большинство местного населения, то зачем кардинально менять способ избрания?  Я думаю, что у данного порядка, безусловно, есть положительные черты, например, финансовая основа. Практика показывает, что от степени эффективности функционирования местных бюджетов зависит реализация стратегически важных программ жизнеобеспечения на местном уровне и развитие сопутствующего региона в целом. [6] Ни для кого не секрет, что выборы достаточно дорогостоящая процедура для муниципальных образований, поэтому проведение выборов на конкурсной основе значительно экономит местный бюджет. Другой положительной чертой является возможное увеличение явки граждан на избирательные участки во время избрания депутатов представительного органа муниципального образования. Так, опираясь на статистические данные, предоставленные Центральной избирательной комиссией РФ, уровень явки избирателей на выборах депутатов Государственной Думы в 2016 году составил 47,81%. Основной показатель реальной заинтересованности граждан в политических процессах своей страны – это явка избирателей на участки. Именно высокий уровень явки избирателей обеспечивает объективность и честность выбора. Однако, говоря о положительных чертах избрания главы муниципального образования по результатам конкурса, не стоит забывать и о негативных моментах. Главной из отрицательных черт следует считать прямое недопущение местного населения к избранию главы муниципального образования, что ограничивает конституционные права избирателей. В данном вопросе нельзя не упомянуть мнение судьи Конституционного суда РФ А.Н. Кокотова, который сказал о том, что «одобренная отмена выборов глав муниципалитетов противоречит Конституции» [7]. Он считает, что это может создать риски для целостности и единства государства.

Подводя итог, следует сказать о том, что в нашем государстве избрание главы муниципального образования превращается в своего рода формальность, так как муниципалитеты обязаны в своем уставе выбрать именно тот способ избрания главы, который был установлен законом соответствующего субъекта РФ. На практике, к большому сожалению, единственным доступным способам участия граждан в организации деятельности местного самоуправления являются муниципальные выборы. Однако стоит отметить тот факт, что с попытками центральных и региональных властей привить муниципалитетам свою модель власти, значительно ущемляющую возможности непосредственного голосования, у муниципальных выборов плачевное будущее. По моему мнению, не стоит оставлять без внимания демократические основы нашего государства, которые должны находить свое отражение, как в нормах действующего законодательства, так и на практике.

Библиографический список:

1.Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учеб. Пособие / М.С. Савченко, Т.Ю. Дьякова [и др.]; под общ. ред. М.С. Савченко. Краснодар, 2015. С. 13-14.

  1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ [Электронный ресурс] – Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Пылин В.В. Устройство системы органов местного самоуправления: некоторые проблемы и пути их решения // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2009. № 2.
  3. Макаров И.И. Комиссия по проведению конкурса на должность главы местной администрации: формирование и состав // Журн. Российского права. 2010. № 5 С.161.
  4. Павлов Н.В. К вопросу об административно-правовой природе производства по осуществлению муниципального контроля // Административное право и процесс. 2014. № 11. С. 59–63.
  5. Барашева Е. В., Власова Е.Л. Межбюджетные отношения муниципальных образований в области формирования доходов местных бюджетов//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. №1(107) С.21.
  6. Особое мнение судьи Конституционного суда: «Отмена выборов мэров не соответствует Конституции». [Электронный ресурс] – URL: https:// newdaynews.ru/northwest/551908.html