Власова Е. Л., Елисеева А.А., Новожилова Е.А. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

перед населением

Responsibility of local government bodies and officials to the population

 

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н, доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

Елисеева Анастасия Андреевна

Eliseeva Anastasia Andreevna

Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП г. Иркутск

nastlaur@icloud.com

Новожилова Евгения Андреевна

Novozhilova Evgenia Andreevna

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

zhenyanovozhilova7@gmail.com

Аннотация. В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации всё больше и больше становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. В то же время актуальным является вопрос об установлении и регулировании ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Annotation. At present, local self-government in the Russian Federation is increasingly becoming an integral part of public authority. Over the past years, there has been a complex, multi-stage process of the formation of the organizational, legal, territorial, and financial-economic foundations of local self-government. At the same time, the issue of establishing and regulating the responsibility of bodies and officials of local self-government is relevant.

Ключевые слова: Должностные лица, ответственность, местное самоуправление, население, органы местного самоуправления, ответственность перед населением, ответственность органов местного самоуправления, ответственность должностных лиц.

Keywords: Officials, responsibility, local government, population, local governments, responsibility to the population, responsibility of local governments, responsibility of officials.

Необходимость возникновения ответственности, этого неотъемлемого элемента правового статуса органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления исходит из не всегда эффективного, добросовестного, разумного и своевременного выполнения полномочий данных органов. При детальном изучении гл. 10 ФЗ № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно вычислить все субъекты, которые предположительно могут нарушить нормы права о местном самоуправлении и понести за это ответственность.

 Согласно ст.70 № 131- ФЗ устанавливается ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Непосредственно рассматривая ответственность перед населением нельзя отрицать взаимозависимость всех трёх видов юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Обеспеченная ст. 71 № 131- ФЗ  ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, направлена на выполнение  главной задачи государства – признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина (согласно ст. 2 Конституции РФ).[1] А также на обеспечение перспективности выполнения цели местного самоуправления – достижение такого уровня народовластия и создания общедоступной системы правовых институтов, которые бы обеспечило широкое участие граждан в управлении деятельностью, создания благоприятных условий жизнедеятельности местных сообществ. Трактовка характера «ответственности перед населением» требует разграничения понятия «населения», поскольку обезличенность данного понятия не даёт возможности без определённых оговорок и раскрытия данного термина, установить права и обязанности, в связи с трудно применяемостью «населения» к правоотношениям в целом и к ответственности в частности.[2]  Необходимость разделения термина «ответственность перед населением» — совокупности общих прав и обязанностей всех граждан, проживающих на определённой территории; объясняется множественностью и неопределённостью лиц (граждан) и вынуждает для исключения возможности подмены конкретного гражданина с его конкретными правами и обязанностями, абстрактным понятием «население», поэтому следует разграничить «ответственность перед населением» на:

«ответственность перед населением» — употребляемом в политическом и социальном смысле, но не применяема в правовой форме;

«ответственность перед гражданами» — тесно связана с ответственность перед физическими лицами. Поэтому возникает необходимость выделить в публичных правоотношениях юридическую ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами, акцентируя их участие в решении вопросов местного значения.[3]

Юридической ответственностью – ответственность за правонарушение, обеспеченная формализованными правовыми средствами прямого действия, имеет правовой механизм возникновения и реализации, сопряжена с претерпеванием ответственным субъектом определённых неблагоприятных последствий, предусмотренных нормами права. Фактически она выражается в прекращении поддержки утратившего доверие депутата или выборного должностного лица на выборах. Но именно возможность повлечь за утратой доверия вполне определённые и формализованные юридические последствия и служит подтверждением реализации юридической ответственности. Она наступает в результате утраты органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления  доверия избирателей в результате ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами своих задач и функций, недобросовестных, неразумных, неэффективных действий доказанных и подтвержденных в суде.[4][5]

Выделим следующие проблемы, связанные с ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и институтами гражданского общества.

Во-первых, перечень оснований отзыва депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях неодинаков.

Как отмечает A.A. Делеева, «все это свидетельствует о нормативной и теоретической неразработанности института отзыва депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления как вида ответственности перед населением. Даже такие нарушения, как недобросовестное выполнение депутатских полномочий, отказ от ведения приема граждан, отказ от рассмотрения жалоб и обращений жителей муниципального образования, не включены в перечень оснований отзыва». Аналогичной позиции придерживается А.П. Ларькина.[6]

По нашему мнению,  муниципальным образованиям следует рекомендовать включать в перечень оснований для отзыва утрату доверия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также расширять перечень оснований для отзыва вышеуказанных лиц, включив в них нарушение этических правил поведения муниципального служащего; совершение поступков, порочащих деловую репутацию муниципального служащего; отказ от рассмотрения обращения физического или юридического лица, организации или учреждения; уклонение или неисполнение служебных полномочий и обязанностей; совершение административного правонарушения, связанного со служебной деятельностью лица.

Во-вторых, обращаясь к Федеральному закону от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, то в соответствии со ст. 48 ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступала в результате утраты доверия населения.

Как отмечает И.И. Овчинников, данная категория выражает смысл народовластия на общегосударственном, региональном и местном уровнях, является морально-политической сущностью представительной демократии. Этот автор указывает, что термин «доверие» носит неправовой характер.

Мы же предполагаем, что имеется необходимость восстановления в ФЗ № 131-ФЗ формулировки «утрата доверия населения» с целью разграничения ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством. В этих целях ч. 1 ст. 71 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ необходимо изложить в следующей редакции:

«Ответственность органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия перед населением. Основания наступления ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Кроме того, необходимо дополнить ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (перечень оснований удаления главы муниципального образования в отставку) пунктом 5, изложив его в следующей редакции:

«выражение недоверия объединением граждан, инициативной группой, некоммерческой негосударственной организацией, общественной палатой, общественным советом, общественной наблюдательной комиссией, комиссией по общественному контролю, профсоюзом, попечительским (наблюдательным) советом, осуществленное два раза подряд».

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция).
  3. Медведев С.М. Юридическая ответственность органов и должностных лиц в механизме охраны прав, свобод и законных интересов граждан (теоретико-правовой аспект): дисс. … кандидат юр. наук. Тюмень, 2011.
  4. Давыдова Н.Ю. Характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами.//ФГБОУ ВПО Оренбургский ГУ.
  5. Муниципальное право России / Прудникова А.С. – М., 2013 стр. 326.
  6. Отзыв депутата представительного органа и выборных должностных лиц МСУ как вид ответственности перед населением [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/81/005/11284.php [Дата обращения: 23.11.2018г.].