Власова Е.Л. Финансовый контроль в сфере публичных финансов

Материалы Всероссийской НПК “Наука. Общество. Образование” (2017 г.)

Финансовый контроль в сфере публичных финансов

Financial control in public finance

 

Власова Елена Львовна

К.п.н., доцент, ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

 

Аннотация: данная статья посвящена вопросам финансового контроля в сфере пуб-личных финансов.

Abstract: this article is devoted to the issues of financial control in the public finance sec-tor.

Ключевые слова: финансовый контроль, публичные финансы, налог, публичная фи-нансовая деятельность, государственная финансовая дисциплина

Keywords: financial control, public finance, tax, public-fi cial activities, state financial discipline

Публичная финансовая деятельность представляет собой разновидность государ-ственного управления – процесса, имеющего цикличный характер и включающего в качестве одной из стадии контроль и коррекцию управленческого воздействия. Поэтому финансовый контроль это разновидность государственного контроля, наряду с экологическим, по-жарным, архитектурным, дорожным, санитарно-эпидемиологическим. Исходя из этого, фи-нансовый контроль – это властные действия компетентных субъектов по проверке законности и эффективности финансовой деятельности в сфере образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами финансового контроля выступают государственные органы. Объект финансового контроля – организации, государственные и местные органы, финансовая деятельность которых контролируется. Предметом финансового контроля являются денежные и сопутствующие им отношения (организационные, имущественные, нематериальные), имеющие место при формировании и расходовании публичных денежных фондов.

В процессе финансового контроля проверяется не только законность, но и целесооб-разность (эффективность) финансовой деятельности. В этом состоит основное отличие кон-троля от надзорной деятельности.

По результатам финансового контроля допускается ставить вопрос об увольнении должностных лиц, ликвидации экономически бесперспективных организаций. Так как кон-трольные мероприятия прямо затрагивают права и свободы человека, то все аспекты финан-сового контроля облекаются в правовую форму. Организация государством финансового контроля путем придания ему правовой формы, а также создание соответствующих органи-зационных структур, предстаёт средством достижения и установления в обществе правопо-рядка, как реализованной цели правового регулирования и государственного управления. Для достижения этой цели необходимы соответствующие средства, и в данном случае фи-нансовый контроль выступает как категория «средство». С точки зрения целеполагания, в самом финансовом контроле возможно выделение целей, средств их достижения и результа-тов.

Итак, финансовый контроль – это управленческая деятельность государства.

Целью государственного управления является достижение в обществе правового по-рядка, деятельности, которая строится в строгом соответствии с требованиями закона и за-крепляется в нормативно-правовых актах. Для достижения этой цели государство органи-зует проведение контроля во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере финан-сов, финансовой деятельности. Следовательно, государственный финансовый контроль выступает средством достижения стоящих перед государством целей- установление правопорядка; Соответственно, целью финансового контроля также является достижение правопорядка и укрепления государственной финансовой дисциплины, выражающей одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Обеспечение законности не является конечной целью правового регулирования, а является условием достижения стабильности, урегулированности правом различных общественных отношений, в том числе по вопросам финансового контроля.

Далее, достижение поставленных перед государственным финансовым контролем целей требует реализации определенных задач, а именно:

  1. проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений;
  2. проверка правильности использования государственными и муниципальными учреждениями, организациями и предприятиями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.);
  3. проверка соблюдения правил совершения различных финансовых операций, расче-тов, хранения денежных средств, названных ранее субъектами;
  4. выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования материальных и денежных ресурсов;
  5. превентивная задача, состоящая в предупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового законодательства и финансовой дисциплины;
  6. проверка законности в деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности. [1]

Решение данных задач позволит при соблюдении приоритетов построения демократического правового государства обеспечить целевое и эффективное использование финансовых средств, снизить количество злоупотреблений и правонарушений, связанных с формированием и использованием государственного имущества, улучшить общую экономи-ческую и социальную ситуацию в стране. Это будет реально способствовать достижению правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности, усилению вертикали власти, что сегодня является одним из главных направлений государственного строитель-ства в России, а также дальнейшему развитию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации в качестве принципов осу-ществления государственного финансового контроля выделяет:

-соблюдение законности в действиях органов государственного финансового кон-троля и их должностных лиц;

-объективность;

-независимость органов государственного финансового контроля при осуществлении своих полномочий от государственных органов, организаций и должностных лиц;

-гласность результатов ревизий и проверок с сохранением государственной, коммер-ческой, налоговой, аудиторской и банковской тайны проверяемых субъектов финансово-хозяйственной деятельности;

-неотвратимость наказания виновных лиц в финансовых нарушениях и привлечения их к ответственности.

Важнейшим из перечисленных принципов, по нашему мнению, является независи-мость.

Финансовый контроль, поставленный в независимое положение от администрации, только в том случае обретает необходимый авторитет, если деятельность его будет связана с деятельностью законодательных органов власти. В этом заключается один из важнейших принципов организации финансового контроля. [2]

При этом, независимость контроля должна быть обеспечена: а) финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; в) закреплением в Конституции их статуса.

Для этого:

  1. должна быть значительно повышена роль парламентского контроля в лице Совета Федерации и Государственной Думы, а Счетная палата должна стать главным органом фи-нансового контроля страны. Внешний государственный финансовый контроль должен быть независимым от исполнительной власти и привержен только закону и ответственен перед обществом;
  2. система государственного финансового контроля должна быть реально построена на принципах федерализма, четкого разграничения полномочий между центральными, реги-ональными и местными органами финансового контроля;
  3. следует ликвидировать имеющие место в системе контроля так называемые «белые пятна», поставить под жесткий контроль те сферы, которые практически не охвачены системой государственного контроля. Это касается, прежде всего, сферы заимствований госкомпаний, а также других сторон их деятельности, которые практически выведены из общего поля правового регулирования;
  4. повысить роль предупредительно-профилактической функции финансового кон-троля, преодолеть положение, когда контроль выступает лишь регистратором нарушений, а не как инструмент их предупреждения;
  5. необходимо ужесточить меры ответственности за особо опасные виды финансовых правонарушений, таких, как коррупция. Этому способствовала бы восстановление нормы по конфискации имущества коррупционеров. [3]

Публичные интересы в области финансового контроля состоят в успешной реализа-ции финансовой политики, эффективном использовании публичных финансовых ресурсов.  Общесоциальное значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

  1. во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой дея-тельности государственными и муниципальными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами;
  2. во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых дей-ствий, соответствие их публичным интересам.

Реализация публичных интересов при осуществлении финансового контроля в условиях проведения экономических реформ в Российской Федерации предполагает:

-установление скоординированной структуры государственного и иных видов финан-сового контроля в органах законодательной и исполнительной власти в Российской Федера-ции и единой системы информационного обеспечения между субъектами финансового кон-троля;

-разработку механизма взаимодействия и четкого разграничения полномочий и ответственности между субъектами государственного финансового контроля в целях исключения дублирования и параллелизма в работе;

-определение основных положений взаимодействия субъектов государственного фи-нансового контроля с правоохранительными органами;

-усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, в том числе связанных с незаконным вывозом за рубеж и репатриацией российского капитала, и проверку выполнения государственных международных финансовых обязательств;

-противодействие легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

-установление порядка осуществления финансового контроля органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и создание единой системы мониторинга финансовых операций как основы информационного обеспечения государственного финансового контроля;

-совершенствование бюджетных процедур с целью минимизации условий, способ-ствующих потерям и нецелевому использованию бюджетных средств, обеспечения возврата их незаконного использования и поступления доходов от их использования в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

-внесение изменений в законодательство Российской Федерации: уголовное, гражданское, бюджетное и административное в части усиления мер ответственности за нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;

-согласованное планирование  проведения контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля в текущем году на очередной год;

-установление единой методологии(стандартов) и методики проведения контрольных мероприятий для всех органов государственного финансового контроля  и единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий;

-сотрудничество с органами государственного финансового контроля стран СНГ, иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами финансового контроля;

-повышение кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы, более качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.

Думается, что выделение и формулирование в законодательстве реализации публичных интересов как важнейшей составляющей политики социального государства в качестве основной цели осуществления финансового контроля является приоритетным в со-временных условиях.

 

Библиографический список:

  1. Волков А.Ю., Волков М.А. Проблемы государственного финансового кон-троля//Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития. Материалы III международной научно-практической конференции. Саратов,2014. С.12-14.
  2. Ефимова Н.П. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практи-ки:Дис. …д-ра эк.наук.- М., 2000.- 295с.
  3. Нуртдинов Р.М Формирование инновационного фактора роста как императив со-временной экономики // Р.М Нуртдинов, А.Р. Нуртдинов //Вестник Казанского технологиче-ского университета 2013.-Т.16.-№11.-с.237-245