Власова Е.Л., Гимишян В.Д. Соотношение убеждения и принуждения в области налогообложения
Материалы Всероссийской НПК “Право. Экономика. Общество” 1 апреля 2017 г.
Соотношение убеждения и принуждения в области налогообложения
The ratio of persuasion and coercion in taxation
Власова Елена Львовна,
Vlasova Elena Lvovna К.п.н., доцент ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск vlasovael1963@gmail.com Гимишян Валерия Дмитриевна Gimishyan Valeriya Dmitrievna Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск valeriya.rudykh888@yandex.ru |
Аннотация. В статье раскрыты понятия убеждения и принуждения, их взаимосвязь и роль в осуществлении налогообложения в Российской Федерации. Раскрыт институт правомерного обхода налога, который вытекает из несовершенства законодательства.
Annotation. The article deals with the concept of persuasion and coercion, their relationship and role in the implementation of the assessment in the Russian Federation. Opened Institute of lawful circumvention of tax that arises from the imperfection of the legislation.
Ключевые слова: граждане, развитие, государство, налогоплательщик, убеждение, принуждение, контролирующие органы, обход налога
Keywords: citizens, State development, taxpayer, persuasion, coercion, control authorities, bypassing the tax.
Убеждение и принуждение – являются универсальными методами социального управления, которые присущи различным регуляторам, в особенности праву.
Убеждать – значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, расширяя свободу выбора. Убеждение может осуществляться в правовой сфере через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство и общество, прежде всего, должны максимально использовать методы убеждения в правовом регулировании как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.
К важным формам убеждения относятся «правовоспитательная» работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое значение имеет обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.
Принуждать – значит склонять людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки их воле), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.
К особенностям принуждения можно отнести следующие признаки:
-представляет собой более жесткий метод воздействия права на субъектов;
-является второстепенным, применяемым после убеждения, методом;
-осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;
-выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний.
Судья Верховного суда США Джордж Сандерленд в 1935 г. утверждал: «Право налогоплательщика избегать налогов с использованием всех разрешенных законом средств никем не может быть оспорено».
Одним из важнейших механизмов налоговой политики государства является налоговое льготирование, преследующее экономические, социальные, политические и иные цели. Предоставление налоговых льгот является гарантом получения налогоплательщиком дополнительных финансовых ресурсов за счет уменьшения его налогового обязательства. Льготы- значимый и неотъемлемый элемент любого налога.
Деятельность контролирующих органов связана с контролем со стороны государства за выполнением налогоплательщиком своих обязательств перед государством по полному и своевременному внесению налоговых платежей в соответствующие бюджеты или фонды. Однако туда не всегда поступают средства в том количестве, на которое рассчитывали при планировании бюджета, и было бы неправильным видеть в этом только правонарушение, невыполнение плательщиком своих обязанностей. Бюджеты лишаются средств за счет двух процессов: уклонения от уплаты налогов и правомерного обхода налога («легального уклонения» — у А.Н. Козырина, и «избежания налога (налогового планирования)» — у С.Г. Пепеляева).
В основе правомерного обхода налога лежат пути и возможности неуплаты налога, предоставленные законодателем, то есть обусловленные несовершенством законодательства. В данном случае налогоплательщик использует пробелы законодательства. Они связаны как с несовершенством налоговых норм, их закреплением, так и с ситуациями, когда законодатель предоставляет плательщику право выбора или пределы, в рамках которых последний может избрать наиболее выгодный для себя вариант (например, при предоставлении налогового кредита, установлении некоторых ставок местных налогов и сборов). [1]
Правомерный обход налога дополняется уклонением от уплаты налога, которое представляет довольно разнообразную группу налоговых правонарушений. Содержание этих правонарушений состоит в ненадлежащем исполнении обязательств плательщика перед бюджетом.
Некоторые налоговые законодательства закрепляют санкции за одну только попытку уклониться от налогового обложения. Признаком налогового правонарушения по американскому праву является умышленный характер деяния: «виновный должен иметь намерение своим поведением нарушить закон». Этот признак законодатель выбрал в качестве основного квалифицирующего при характеристике уклонения от налогов как правонарушения (А.Н. Козырин ).
В зависимости от характера поведения и деятельности субъектов налоговых правоотношений можно выделить:
- Правомерный обход налога — правомерное избежание уплаты налога за счет несовершенства или возможностей, заложенных законодательством.
Б. Уклонение от уплаты налога — правонарушение, состоящее в неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком своих обязанностей по уплате налога.
- Взыскание излишних сумм налогов — умышленные действия
работников налоговых органов по необоснованному взиманию сумм налоговых платежей с плательщиков.
Если в первом и втором случае действия основаны на активной роли налогоплательщика (по правомерному обходу в рамках действующих налоговых норм при обходе налога и по нарушению их при уклонении от налогов в форме налоговых проступков или преступлений), то в третьем случае активная деятельность характерна для налогового органа, осуществляющего свои полномочия с нарушением законодательства.
В основе подобной деятельности лежит группа причин, регулирующая действия плательщиков и налоговых органов. П.М. Годме включает в эту систему моральные, политические, экономические и технические причины. [2] Моральные критерии исходят из несовпадения идей и принципов всеобщности, равенства и их законодательного закрепления. Политические предпосылки уклонения заключены в неотрегулированном механизме регулирующей функции. Экономические проявляются в сравнении плательщиком последствий уплаты налога и применения санкций за его неуплату. Технические причины уклонения связаны с несовершенством форм и методов контроля.
Сочетание обхода налога и уклонения от налогообложения фактически и является проявлением убеждения и принуждения в области налогообложения. Если функции убеждения реализуются, в конечном итоге, в выполнении плательщиками предписании налоговых норм, исключающем их нарушение, то принуждение связано с деятельностью налоговых и иных компетентных органов.
Принуждение в области налогообложения представляет систему мер, применяемых уполномоченными органами по отношению к лицам при нарушении ими обязанностей по уплате налога и привлечению к ответственности при совершении налогового правонарушения.
Реализация принуждения в сфере налогообложения осуществляется предупредительными, пресекательными и восстановительными мерами. Предупреждение осуществляется государственными органами, контролирующими правильность исчисления и внесения налогов. Пресечение связано уже с воздействием на плательщиков, осуществляющимся юридически властными формами (приостановление операций, ликвидация предприятия, изъятие документов). Восстановительные меры связываются с возмещением ущерба, причиненного налоговым правонарушением. При этом особенности применения штрафов, пени включают и те суммы, которые были бы получены бюджетом при своевременном поступлении и использовании налогов и платежей. [3]
По итогу, можно сделать вывод о том, что главной задачей законодателя является – установление оптимального сочетания мер как принуждения, так и убеждения в праве.
Список источников
- Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. // М., 1993, с. 97-100.
- Годме П.М. Финансовое право. — // М.: Прогресс, 1978, с. 406.
- Химичевой Н.И. Финансовое право: Учебник // М., 1995, с. 472.