Власова Е. Л., Игнатенко В. А., Нечаева Т. Е. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления

Непосредственная демократия в системе местного самоуправления

Immediate democracy in local government

 

Власова  Елена  Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ  ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Vlasovael1963@gmail.com

Игнатенко Виктория Андреевна

IgnatenkoVictoriaAndreevna

Студентка ВСФ  ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

vikignatenko451@yandex.ru

Нечаева Татьяна Евгеньевна

NechaevaTatianaEvgenyevna

Студентка ВСФ  ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

TATIANA.KUZ@BK.RU

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие непосредственной демократии, её формирование и становление в Российской Федерации. Отражены проблемы внедрения непосредственной демократии  в систему местного самоуправления.

Annotation. Thearticlediscussestheconceptof direct democracy, its formation and formation in the Russian Federation. The problems of introducing direct democracy into the system of local self-government are reflected.

Ключевые слова: местное самоуправление, демократическое государство, непосредственная демократия, власть.

Keywords:  Local government, democratic state, direct democracy, power.

Как известно, 1 статья Конституции Российской Федерации (Далее Конституция РФ) закрепляет положение о том, что Россия является демократическим государством.[1] Путь построения демократического государства является длительным и сложным, однако ключевым моментом, реально отражающим уровень демократии в государстве, является институт непосредственного волеизъявления граждан в вопросах местного самоуправления.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации «…в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Следовательно, местное самоуправление в Российской Федерации (Далее – МСУ) –это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Также немаловажным значением для становления демократического государства, обладает конституционное положение о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Данное положение указывает на то, что гарантиейосуществления власти на территории МСУ является именно его население.

В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ определяется две основные формы народовластия в РФ: непосредственное осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Как мы уже определили, народ является единственным источником власти, а уже применительно к системе МСУ, можно с уверенностью утверждать, что именно непосредственное народовластие и отвечает природе, самой сущностной концепции существования МСУ.

     В статьяхс 22 по 32 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018)«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее – ФЗ №131) перечислены основные формы осуществления непосредственной демократии. Основными формами являются местные выборы и референдум. Целью выборов согласно ФЗ №131 является «избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». [2] Понятие референдума прямо неустановленно законодательством, однако сущностное назначение раскрывается в статье 22 ФЗ №131.

Институт представительствав системе местного самоуправления,в свою очередь, представляет собой форму народовластия, при которой решения принимаются через выборные органы, которые выражают волю населения.

Если рассматривать феномен непосредственной демократии с позиции советской науки, мы можем увидеть, что представительная демократия была приоритетнее, чем непосредственная. Конституция РСФСР 1978 года хоть и закрепляла положение о свободе самоуправления в таких формах как сходы граждан и референдум, однако данное положение было весьма формальным и не имело своего практического значения, но по мере исторического развития, непосредственной демократиистали уделять все большее внимание.

В науке конституционного права понятию «непосредственной демократии» давали довольно различные определения, однако, они все сводились к тому, что непосредственное волеизъявление граждан должно найти свое отражении именно в делах муниципального управления. Ю. А. Дмитриев, правильно заметил, рассматривая тему непосредственной демократии, что последняя должна совмещать в себе «решения определенных вопросов государственной и общественной жизни».[2] И мы также, в данной статье хотим подчеркнуть, что непосредственная демократия должна быть выражена в первую очередь в общественной, социальной жизни.

А. И. Солженицын писал: «Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропорядочной жизни, да и само понятие «гражданской свободы» теряет смысл». [3]Мы можем с точностью утверждать, что роль МСУ достаточно высока, так как на уровне МСУ и осуществляется жизнедеятельность населяющих ее лиц. Однако стоит уточнить,что МСУ в современной России до сих порнаходится на стадии формирования.Посредством усилий законодателяу нас есть широкая нормативная база, которая регулирует основы МСУ, однако не все положения могут быть фактически реализованы на практике.

Законодатель закрепляет множество вопросов, которое МСУ может решать самостоятельно, это показывает, что развитие МСУ постепенно набирает обороты, а круг вопросов, решаемых на местном уровне, становится больше. Таким образом, это и показывает, что МСУ крепнет как самостоятельная, независимая от центральной власти система.

Достоинство непосредственной демократии заключается в том, что она обеспечивает наиболее полное участие народа в управлении общественной жизнью, сводит к минимуму отчуждение народа от институтов власти, укрепляет легитимность последних.

Однако у непосредственной демократии есть и существенные минусы, такие как: невысокая эффективность и недостаточная компетентность принимаемых ею решений, что объясняется отсутствием у населения достаточных знаний о предмете принимаемых решений; снижение персональной ответственности за последствия всенародно принятых решений; сложное организационно-техническое обеспечение и большие финансовые затраты; большая подверженность неожиданным, непредсказуемым факторам.

По нашему мнению, чтобы эффективно и полноценно развивалась экономические, социальные и политические блоки общественной жизни, необходимо не только возводить в норму формальное представление о МСУ, но и также давать свободу реализации данных положений. Деятельность органов МСУ может стать эффективной только при наличии совместных усилий населения, органов МСУ и государственной власти.

Население, в свою очередь, как непосредственный источник власти, должен прикладывать немалые усилия для развития и укрепленияМСУ. На развитие могут повлиять такие факторы как укрепление гражданской позиции, правовое просвещение, участие в политической жизни МСУс инициативой на решение вопросов местной жизни.

А органы муниципальной власти в ответ должны обеспечивать на должном уровне такое правовое и информационное пространство, которое бы позволяло населению реализовывать вышеназванные факторы. Также, органы муниципальной власти должны финансировать инициативу граждан, которая будет направлена на решение проблем МСУ, и оказывать помощь в реализации прав и свобод граждан, которые проживают на территории МСУ.

Таким образом, непосредственная демократия отвечает природе МСУ и ей должно уделяться особое внимание. Непосредственная и представительнаядемократия не должны быть противопоставлены, а должны дополнять друг друга и тем самым совершенствовать уже сложившуюся систему МСУ.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием. 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. – 1993. – № 237.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.11.2018) // Российская газета – 2003. – № 202.
  3. Дмитриев Ю.А. Народовластие в России – очерк истории и современного состояния / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М.: Юристъ, 1997. – с. 84
  4. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? – М.: Правда, 1990, – с. 245.