Власова Е. Л., Кабачная М. А. Тенденции развития муниципальной службы в Российской Федерации

Тенденции развития муниципальной службы в Российской Федерации

Trends in the development of municipal service in the Russian Federation

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ  ФГБОУ ВО ВСФ РГУП, г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

Кабачная Мария Андреевна

Kabachnaya Maria Andreevna

Студентка ВСФ  ФГБОУ ВО ВСФ РГУП, г. Иркутск

kabachnaya99@mail.ru

Аннотация: В данной статье поднимается вопрос роста численности муниципальных служащих и перспективы развития муниципальной службы как альтернативной гражданской службы.

Ключевые слова: муниципальная служба, муниципальное право.

Annotation: This article raises the issue of increasing the number of municipal employees and the prospects for the development of municipal service as an alternative civil service.

Key words: municipal service, municipal law.

В современной России мы можем встретить большое количество муниципальных служащих, при этом, квалификация каждого работника разная. Кто-то специалист, а кто-то новичок в данном деле. Давайте рассмотрим правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации (далее — РФ). Правовая регламентация муниципальной службы в первую очередь основывается на Конституции Российской Федерации. [1]

Статья 32 часть 4 Конституции Российской Федерации говорит нам о том, что каждый имеет равный доступ к государственной и муниципальной службе. Так в ФЗ № 25 от 02.03.2007 г. « О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 25) определяется статус муниципального служащего: « Гражданин Российской Федерации,  исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета» [3]. Так же, стоит отметить, что деятельность муниципального служащего надлежащим образом регламентируется и должностной инструкцией.

Особое значение имеет закрепление в Федеральном законе № 25-ФЗ принципа взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ посредством единства основных квалификационных требований; единства ограничений и обязательств; единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;  соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца. Данные гарантии во многом определяют и социальные гарантии муниципальной службы, например, последняя гарантия выплаты пенсий по потери кормильца.

Каждая из гарантий привлекает молодых и активных специалистов к службе на благо муниципального образования. Стоит так же отметить тот факт, что госслужащими и муниципальными служащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов. И на основе взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, можно заменить прохождение военной службы по призыву, что значительно привлекает на такую службу граждан мужского пола.

Конечно, не стоит забывать, что отличие государственной службы от муниципальной состоит в следующем:

  1. Государственная служба подразумевает под собой трудовую деятельность в различных (федеральных или региональных) органах государственной власти, а муниципальная подразумевает под собой трудовую деятельность в местных органах власти.
  2. Отличительный признак государственной службы — возможность лица, занимающего должность в том или ином органе власти, получить классный чин. 
  3. В соответствии с Конституцией РФ, государственная власть отделена от муниципальной и из этого следует вывод, что муниципальные служащие не подотчетны государственным служащим.
  4. Классные чины на муниципальной службе присваиваются без прохождения квалификационного экзамена, а в государственной службе наоборот.

Эффективность местного самоуправления во многом зависит от того, насколько слаженно и профессионально работает управленческий аппарат.  Для слаженной работы муниципального служащего должна быть четкая правовая регламентация, с определением статуса муниципального служащего.

Для развития муниципальной службы Федеральный закон № 25 устанавливает определенные требования для поступления на муниципальную службу, например, самым главным является документ о соответствующем образовании, поскольку в управлении муниципальным образованием (далее — МО) должны принимать участие только квалифицированные на то специалисты.  Нехватка профессиональных кадров, коррупция и бюрократия тормозят должное и полноценное развитие института муниципальной службы.

В первую очередь, для должного развития не хватает профессиональной мотивации, а именно, достойной оплаты труда, нормированного рабочего дня и перспективы развития по карьерной лестнице муниципальной службы. Стоит применять ротацию кадров,  обновлять персонал (кадры), нужно привлекать на службу только тех граждан, у которых образование будет соответствовать профессиональной деятельности в роли муниципального служащего.

Все вышесказанное мной основано на теоретических знаниях, теперь давайте разберем конкретный пример. Так по данным последнего отчета, в мэрии города Иркутска находятся на муниципальной службе — 978 человек, а государственных- 459. Отсюда следует вывод о том, что муниципальная служба пользуется популярностью, потому, что отбор кандидатов менее жесткий. По данным отчета мэрии города Иркутска, в резерве управленческих кадров находятся 376 человек, из которых 50 человек имеют два высших образования по разным направлениям подготовки.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что перспективы дальнейшего развития муниципальной службы будут базироваться на следующих правилах:

  1. Постоянном мониторинге кадрового состава муниципальных служащих, а так же выполняемых ими функций;
  2. Повышении профессиональной заинтересованности муниципальных служащих в прохождении муниципальной службы;
  3. Привлечении молодых специалистов на муниципальную службу;
  4. Материальном стимулировании муниципальных служащих;

Для развития так же необходима и переработанная правовая база, которая будет 100% гарантировать все социальные льготы, выплаты и должную государственную защиту муниципальных служащих. Так, для развития муниципальной службы на территории всей Российской Федерации была принята Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 года № 1394  Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований  и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Данная программа гарантировала следующее:1. Муниципальные служащие за счет местного бюджета проходили курсы повышения квалификации;2. Предоставлялись льготы 1 раз в год при проезде на территории РФ;3. Муниципальные служащие получали субсидии на получение жилья.Конечно, вышесказанное не могло не привлекать на муниципальную службу жаждущих карьерного роста молодых специалистов, но данная программа утратила  свою силу в 2009 году. Несмотря на это, администрация г. Иркутска до сих пор реализует эту программу, так по данным отчета, за предшествующий год переподготовку за счет средств местного бюджета прошли 313 муниципальных служащих, что составило 32,2 % от фактического числа муниципальных служащих администрации города Иркутска на конец отчетного периода.

Библиографический список:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс – http://www.consultant.ru [Дата обращения: 18.10.2018]
  2. Федеральный закон № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2018. – 144 с.
  3. Федеральный закон № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации». – Москва: Проспект,   – 143 с.