Власова Е. Л., Нефедьева И. С. К вопросу об оценке понятия главы органа местного самоуправления в российском законодательстве

К вопросу об оценке понятия главы органа местного самоуправления в российском законодательстве

On the assessment of the concept of the head of the local self-government body in the Russian legislation

 

Власова Елена Львовна

Vlasova Elena Lvovna

к.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП,  г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

Нефедьева Ирина Сергеевна

Nefedeva Irina Sergeevna

Студентка  ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Inefedyeva1997@icloud.com

Аннотация. В статье проведен анализ понятия главы органа местного самоуправления. Исследованы основные нормативно-правовые акты, регламентирующие правовой статус главы органа местного самоуправления. На основе проведенного анализа по теме исследования выработаны предложения для изменения норм действующего законодательства.

Annotation. The article analyzes the concept of the head of the local government. The main normative legal acts regulating the legal status of the head of the local self-government body are investigated. On the basis of the analysis on the topic of the study developed proposals to change the norms of the current legislation.

Ключевые слова: глава органа местного самоуправления, органы местного самоуправления, глава муниципального образования.

Keywords: head of local self-government body, local self-government bodies, head of municipal formation.

Глава органа местного самоуправления, обладая значительными полномочиями, является представителем государства на «местном» уровне. Анализ законодательства, в том числе федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации», позволяет прийти к выводу о том, что действующие в настоящий период нормативно-правовые акты не предусматривают должность «главы органа местного самоуправления» и не содержат ее законодательного определения. В этой связи возникают вопросы – кто с правовой точки зрения является главой органа местного самоуправления? Как соотносятся между собой категории «глава органа местного самоуправления», «глава муниципального образования» и «глава местной администрации»? В этих и других вопросах попытаемся разобраться.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, самостоятельно и под свою ответственность, решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения. 

В соответствии со ст.34 вышеуказанного Федерального закона, структура органов местного самоуправления представлена следующим образом:

— представительный орган муниципального образования;

— глава муниципального образования;

— местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

— контрольный орган муниципального образования;

-иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1. ст.2 рассматриваемого нами закона к видам муниципального образования относится городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения

Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что анализируемые Федеральные законы прямо не предусматривают должность главы органа местного самоуправления, приравнивая к ней, исходя из характера полномочий: главу муниципального образования, главу местной администрации, главу представительного органа, глава контрольного органа, а равно главу любого другого органа муниципального образования, созданного в установленном законом порядке и предусмотренного уставом муниципального образования.

В юридической литературе имеются критические замечания в отношении толкования категории главы органа местного самоуправления. Так, например, по мнению Клепницкого И.А., Резанова И.А., Волженкина Б.В., под главой местного самоуправления необходимо понимать главу муниципального образования и главу местной администрации [2]. П.В. Никонов обращает внимание на то, что и глава администрации, и глава городских округов и сельских районов наделены существенными управленческим полномочиями, что позволяет приравнивать их по статусу к главе органа местного самоуправления[3].

Вместе с тем, интересно понимание главы органа местного самоуправления с позиции уголовного законодательства, как специального субъекта должностных преступлений. Так, например, по ч.2 ст.285 УК России к уголовной ответственности может быть привлечен глава органа местного самоуправления. Решая вопрос о том, кого относить к данной разновидности должностного лица, необходимо руководствоваться разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, которые отражены в Постановлении от 16.10.2009 г. №19[4]. В соответствии с положениями высшей судебной инстанции вышеуказанным статусом обладает только глава муниципального образования. Другие должностные лица органов местного самоуправления, такие как глава местной администрации, председатель законодательного собрания, руководители различных органов местного самоуправления для целей Уголовного кодекса не признаются главой органа местного самоуправления. В случае привлечения их к ответственности, они должны рассматриваться как обычное должностное лицо, наделенное организационно-распорядительными, административно-хозяйственными полномочиями или функциями представителя власти.

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, приходим к выводу, что несмотря на то, что вопрос об объеме понятия «глава органа местного самоуправления» для целей Уголовного кодекса России является закрытым, анализ федеральных законов, регулирующих деятельность подобных органов, позволяет понимать под главой органа местного самоуправления должностное лицо, которое возглавляет любой из органов местного самоуправления, независимо от размера и наименования территории. Учитывая при этом позиции ряда исследователей в вопросе определения понятия «главы органа местного самоуправления», в целях создания единообразного понимания в толковании данной категории, считаем целесообразным пойти по пути, выработанному практикой применения норм Уголовного кодекса России и закрепить в ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующее определение: «глава органа местного самоуправления – высшее должностное лицо (глава муниципального образования), наделенное исключительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления».

Библиографический список:

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2003. — N 10. — Ст. 1152.
  2. Волженкин Б.В. Некоторые проблемы совершенствования законодательства об ответственности за преступления против интересов публичной службы // Сб.11. -С.155-165.
  3. Никонов П.В. К вопросу об оценке правового статуса главы органа местного самоуправления как субъекта ч.3 ст.290 УК // СЮВ. — 2010. -№3. — С.79-84.
  4. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. №19 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — №12. – 2009.