Власова Е. Л., Шаров Ф. П. Проблемы и перспективы совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Проблемы и перспективы совершенствования налога на доходы физических лиц

в Российской Федерации

Problems and prospects for improving the tax on income of individuals

 in the Russian Federation

 

Власова Елена Львовна

К.п.н., доцент ВСФ ФГБОУ  РГУП,  г. Иркутск

vlasovael1963@gmail.com

Шаров Федор Павлович

Sharov Fedor Pavlovich

студент   ВСФ  ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

scharov.fyodor@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена совершенствованию взимания налога на доходы физических лиц в России. Рассмотрены история возникновения налогообложения доходов физических лиц, выделены основные проблемы и направления совершенствования налога на доходы физических лиц.

Annotation. The article is devoted to improving the collection of tax on income of physical persons in Russia. Reviewed the history of the taxation of incomes of physical persons, the basic problems and directions of perfection of the tax to incomes of physical persons.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, прогрессивная ставка налогообложения, налоговая база, необлагаемый минимум, справедливость налогообложения.

Keywords: Personal income tax, the progressive tax rate, the tax base, non-taxable minimum, the justice of taxation.

Налог на доходы физических лиц относится к налогам, имеющим богатую историю. Во многих европейских странах этот вид налога появился на рубеже XVIII–XIX веков. В Англии – в 1798 г., в Пруссии в 1891 г., а во Франции в 1914 г. В России становление подоходного налога началось с принятия манифеста «О преобразовании комиссий по погашению долгов» в 1812 г., который вводил временный сбор с помещичьих доходов, представляющий собой своеобразную форму подоходного налога. Его ставка была прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%. В последующие периоды подоходное налогообложение в России и СССР претерпевало многочисленные изменения, однако преимущественно в налогообложении физических лиц использовались прогрессивные ставки. Современный налог на доходы физических лиц появился с принятием главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (НК РФ) и введением её в действие с 1 января 2001 г. Это ознаменовало новый, современный этап в развитии налогообложения в России, в том числе подоходного. Начиная с 2001 г. доходы физических лиц в Российской Федерации стали облагаться по плоской шкале, введение которой преследовало цели увеличения поступлений в бюджет за счёт вывода доходов граждан из «тени». В первый же год доходы бюджета от НДФЛ выросли на 26%, на следующий год – ещё на 25%, на третий – на 15%. Однако такая положительная динамика поступлений объясняется не только отказом от прогрессивной ставки. В качестве причин можно назвать значительное увеличение числа налогоплательщиков за счёт работников правоохранительных органов и военных, введение регрессивной шкалы НДФЛ начиная с 2001 г., а также существенное увеличение оплаты труда на 34% в 2002 г. по сравнению с 2001 г. [1] В последующие годы влияние указанных факторов нивелировалось, и темпы роста поступлений НДФЛ стали существенно ниже.

Преимущество НДФЛ в сравнении с другими налогами проявляется в относительной равномерности и регулярности поступления в бюджет при выплате работникам заработной платы, поскольку основная его масса удерживается и перечисляется работодателем. Налоговая база остается стабильной, независимо от происходящих изменений в экономической и политической сферах. В связи с этим сумма поступлений НДФЛ в общей сумме доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за последние три года имеет стабильно положительную динамику. Удельный вес поступлений НДФЛ в структуре доходов бюджета страны колеблется в пределах 17-18,4% и занимает третье место среди других налогов, уступая только налогу на добавленную стоимость и НДПИ.

Несмотря на то, что налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, доходы от него поступают в бюджеты субъектов РФ, а также в местные бюджеты. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации распределение зависит от объекта налогообложения, но в большинстве случаев в бюджеты субъектов РФ поступает 85%, дальнейшее распределение зависит от того, какие единицы есть на территории субъекта. [2]

 В доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ налог на доходы физических лиц имеет ещё большее формирующее значение.

Несмотря на позитивные изменения в части налоговых поступлений от НДФЛ, в стране сохраняется высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума с каждым годом растет. В 2015 г. этот показатель составил 13,3% от общей численности населения страны. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), характеризующий степень социального расслоения, на протяжении последних трех лет имеет весьма незначительные изменения и держится на уровне 41%, а по уровню жизни наша страна находится на 58 месте. Подобная ситуация наблюдается во всех регионах страны. Для сравнения, в развитых странах коэффициент Джини составляет 15-20%. Экономическая сущность современного налога на доходы физических лиц раскрывается в его функциях: фискальной и социальной (распределительной). Реализация фискальной функции позволяет аккумулировать финансовые ресурсы в бюджеты всех уровней для покрытия государственных расходов, куда помимо содержания государственного аппарата относятся и расходы на здравоохранение, образование, социальную политику страны. Социальная функция в свою очередь должна обеспечивать снижение социальной напряженности и улучшение качества жизни населения страны, так как данный налог обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов граждан, а также регулировать степень их дифференциации. В настоящее время в налоге на доходы физических лиц социальная функция налогообложения реализуется в недостаточной степени. Достижение оптимального соотношения между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога является одной из основных и наиболее сложных проблем, которая существует на сегодняшний день, так как на разных этапах развития экономики ставится проблема выбора приоритета между ними. Изучение данного вопроса представляет особый интерес, так как в последние годы перед государством все чаще встает вопрос о реформировании НДФЛ в целях достижения справедливости в налогообложении доходов населения. Основная цель, заявленная при введении плоской шкалы налогообложения доходов в Российской Федерации – вывод из «тени» и легализация доходов населения – так и не была достигнута, поскольку основной причиной уклонения от уплаты НДФЛ является не величина ставки данного налога (работодателю по большому счёту все равно, по какой ставке удерживать налог из доходов работника), а высокое значение тарифа страховых взносов на фонд оплаты труда, приводящее к существенному росту себестоимости. В связи с этим, одним из предложений по совершенствованию налогового законодательства в части НДФЛ является введение прогрессивной ставки налога. Считается, что это позволит изъять сверхдоходы в пользу государства и использовать их в целях создания новых рабочих мест и решения социальных задач. Таким образом, улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, что приведет к уменьшению разрыва между уровнем жизни различных слоёв населения. Опыт большинства развитых стран показывает, что использование прогрессивной шкалы налогообложения является показателем достаточно высокого уровня экономики. Напротив, плоская шкала налогообложения характерна для стран со слабой экономикой, не способных эффективно администрировать и собирать налоги. Однако российская экономика существенно отличается от зарубежной. Поэтому применять опыт развитых стран нужно с осторожностью, просчитав все возможные последствия и сопутствующие сложности. В первую очередь введение прогрессивной ставки существенно усложнит администрирование налога на доходы физических лиц налоговыми органами. Соответственно государству необходимо для начала продумать новые, усовершенствованные подходы для увеличения его эффективности, опираясь на современные технические возможности. Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что совершенствование налогового законодательства в части налога на доходы физических лиц представляется необходимым. Однако этот процесс весьма долгий, требующий основательной подготовки как фискальных органов и налогоплательщиков, так и экономики страны в целом. Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поэтому нововведения должны иметь не только фискальную составляющую, которая позволит аккумулировать дополнительные денежные средства в бюджет страны, но являться способом исполнения социальных обязательств перед гражданами страны, гарантированных им конституцией.

Библиографический список:

  1. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем / М.: ЮНИТИ-ДАНА – 2014. – С. 281.
  2. Иванова Ю.Б. Энциклопедия теоретических основ налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДАНА – 2016. – С. 503 с.