Влияние супружеского взаимодействие на духовно-нравственное здоровья современного общества

Влияние супружеского взаимодействие на духовно-нравственное здоровья

современного общества

The influence of the spiritual interaction on the spiritual and moral health of modern society

 

Шапошников Андрей Дмитриевич

Shaposhnikov Andrey Dmitrievich

магистр психологических наук, педагог-психолог Гомельского колледжа – филиала учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта»

Karapyzik18@i.ua

Терещенко Мария Викторовна

Tereshchenko Maria Viktorovna

к.псих.наук, старший преподаватель кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ им. Ф.Скорины

maria150186@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена анализу супружеских отношений и их влиянию на нравственное здоровье современного общества, а именно, раскрыта взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и здоровьем общества. Описаны некоторые супружеские проблемы, которые наиболее негативно могут влиять на ребенка.

Summary. The article is devoted to the theoretical analysis of marital relations and their influence on the child’s personality development, his notion about a male/female, their relations. Some marital problems, which can most negatively influence on a child, are disclosed.

Ключевые слова: духовно-нравственное здоровье общества, супружеские отношения, детско-родительские отношения, супружеская любовь, родительская любовь, семейные конфликты, благоприятная/неблагоприятная семейная ситуация, проекция.

Key words: moral and spiritual health of society, marital relations, child-parent relations, marital love, family conflicts, favourable/unfavourable family situation, projection.

 

Исследователи в области психологии семейных отношений [3;6;7;8;9;13;14] отмечают, что супружеские отношения имеют большое влияние на развитие личности ребенка, его представлений не только о себе и окружающей среде, но и представлений о мужчине/женщине, их отношениях.

Непонимания и конфликты между супругами, в основном, негативно влияют на нравственное развитие ребенка. Конфликтные супружеские отношения продуцируют отклонения в развитии личности ребенка на психологическом и поведенческом уровне. У людей, которые воспитывались в семьях с неблагоприятным психологическим климатом, заметно повышаются невротические реакции и психозы [14].

Отметим, что во взаимодействии есть причинно-следственная связь, т.е. то что, делает один супруг обязательно будет влиять и на другого.

Отношения между мужем и женой определяют не только психологический климат в семье, но и выступают первой моделью отношений между мужчиной и женщиной для детей. Как отмечает Л.Б. Шнейдер [13], в семье муж и жена показывают ребенку стиль отношений между мужчиной и женщиной. Эти отношения могут как позитивно, так и негативно влиять на развитие представления о супружеских отношениях.

Травмирующей ситуацией для развития ребенка может быть перекладывание ответственности на него за семейные проблемы, основа которых может лежать не в самом ребенке, а в отношениях между мужем и женой. Примером может быть приход к психологу с заявкой, что их ребенок плохо себя ведет, часто капризничает, не слушается, вредничает. Дети в данном случае могут лишь отражать неразрешенные супружеские проблемы. Дети используются в проективных целях тогда, когда возникает вопрос о расторжении брака при частых открытых конфликтах и невозможности найти взаимопонимания. Главный аргумент родителей в такой ситуации – они, вроде бы, не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка возможности иметь полную семью. Исследования показывают [2;3;8;14], что на самом деле атмосфера напряжения и отсутствие радости в подобной семье более вредная для ребенка, чем открытый разрыв отношений, что демонстрирует смелое решение человека изменить тяжелую ситуацию.

Похожей проекцией есть проекция в желании иметь ребенка, как цель самореализации. Такая ситуация может быть опасна для ребенка тем, что в случае, если он не оправдает ожиданий родителей, на него будет возлагаться ответственность за их нереализованность. К тому же люди, нуждающиеся в ребенке, как в самоцели не всегда обладают необходимыми качествами для того, чтобы воспитать здорового ребенка. Родители должны помнить, что проблема существования может быть разрешена каждым человеком только внутри самого себя, а не при помощи посредника.

Следующая неблагоприятная семейная ситуация также связана с проективными механизмами. Как отмечает Э. Фромм [11] часто среди супружеских пар присутствует так называемая невротическая любовь с использованием проективных механизмов для того, чтобы уйти от своих собственных проблем, сосредоточив внимание на недостатках и слабостях своего партнера по браку.

Тревожной является ситуация в семье, когда родители не любят друг друга, и при этом не разрешают себе ругаться, предъявлять претензии друг другу демонстрируя иллюзорное благополучие [2;7;9;12]. Отчуждение не позволяет им быть естественными и в отношениях с детьми. Видимая внешняя атмосфера «благополучия» усложняет понять, что же на самом деле чувствуют или думают родители, порождая у дошкольников чрезмерное чувство тревожности, неуверенности, неопределенности как по отношению к себе, так и по отношению к родителям.

Еще одна часто встречающаяся ошибка – это заблуждение, что любовь обязательно означает отсутствие конфликтов [3;5]. Отметим, что провоцируя конфликты, люди таким образом, пытаются избежать настоящих проблем в отношениях.  Реальные конфликты между двумя людьми служат не тому, чтобы что-то скрыть или перенести ответственность на другого человека, а переживаются для того, чтобы что-то понять, прояснить ситуацию. Такие конфликты не разрушительны, оба человека выходят из них обогащенными знанием и силой.

Наиболее трагичным в семейных отношениях является расхождения в ценностных ориентациях супругов. Ценностные ориентации отражаются в целях, убеждениях, интерес и других проявлениях личности. Ценностные ориентации образуют содержательную сторону направленности личности и выражают внутреннюю основу ее отношений к действительности» [12]. Cегодня ценность семьи, верности, духовного развития становятся не на первых ступеньках в иерархии ценностей современных людей.

Если люди по-настоящему любят друг друга, то работая над собой они смогут преодолеть несовместимость на разных уровнях. Но преодолеть духовную несовместимость наиболее трудно. Таким образом, ценностные ориентации супругов являются одним из факторов, регулирующих отношения между супругами, они определяют их отношение друг к другу, к детям, другим людям, окружающему миру. Расхождения в индивидуальных системах ценностных ориентаций супругов может быть главным препятствием интеграции семьи, ее полноценного функционирования. Острые конфликты, которые могут возникнуть на этой почве, делают невозможным нормальное общение и создают опасность для существования семьи.

Разделяем мнение ученых [2;4;5;6;7;10;11;14] о том, что только любящие и счастливые родители могут дать ребенку ощущение стабильности, защищенности, уверенности, и тем самым, содействовать новым открытиям и творческому развитию. Во многом счастье супругов зависит от того, насколько они смогли реализовать себя как женщина и мужчина, то есть раскрыть свои маскулинные и фемининные качества.

Для положительного развития личности ребенка и его позитивного представления о семейной жизни, мать не должна жестко отдавать приказы отцу и ребенку, нести всю материальную и моральную ответственность за семью, поскольку таким образом у дошкольника развиваются знания о том, что женщина в семье является олицетворением власти, авторитета, ответственности, а мужу принадлежит исполнительная функция [1;2;5].

Отметим, что не только духовно-нравственное развитие и здоровье ребенка, но и полноценные и позитивные представления об особенностях отношений между мужчиной и женщиной могут развиваться при гармоничном сочетания мужского и женского воспитания ребенка в семье. Ученые [2;4;5] констатируют, что в последние годы появилась тенденция смещения ролей в семье в сторону лидерства женщины, что конечно, влияет и на воспитательный процесс, и на становление представления детей о функционально-ролевой структуры семьи. Один из важных вопросов в семейных отношениях – главенство в семье. Глава семьи – это член семьи, чье лидерство признается другими ее членами.

Родители часто даже не подозревают, что своим поведением вносят разлад во внутренний мир ребенка, мешают не только развитию его личности, но и правильной идентификации со своим полом. Дети, и особенно мальчики, во всем стремятся подражать отцу, повторяют его привычки, манеру говорить, стиль общения, накапливая, таким образом, собственный опыт поведения и отношения к окружающему миру. Ю.В. Борисенко говорит, что жесткие, авторитарные родители, которые пытаются «сформировать из сына мужчину», чаще имеют слабых, несамостоятельных, легко управляемых сыновей. Демократические, но требовательные родители способствуют развитию ответственности и самостоятельности у сыновей [2].

В связи с массовой безотцовщиной исследователи говорят о «кризисе отцовства». И.С. Кон по этому поводу пишет: «Кризис отцовства можно рассматривать и как аспект кризиса семьи и как аспект кризиса маскулинности. Институт отцовства и практики, реализующие его, – необходимые элементы гендерного порядка, соотношение мужских и женских ролей. Отцовство – одна из главных мужских идентичностей» [5].

Отметим, что если у ребенка не удовлетворяется потребность общения с отцом/матерью собственного пола, то происходит идентификация с родителем противоположного пола. Это может быть одной из причин создания однополых браков. Поэтому, одной из главных задач со стороны родителей – это подготавливать детей к будущей роли отца и матери, начиная уже с дошкольного возраста своим собственным примером, что возможно лишь при наличии полноценной, успешной семьи.

Итак, на детско-родительские отношения в значительной мере влияет то, насколько родители любят друг друга. Супруги могут использовать проективные механизмы в собственных взаимоотношениях, а также по отношению к ребенку, когда отсутствует любовь. Различные супружеские конфликты, расхождения в ценностных ориентациях также не способствует развитию позитивных отношений между родителями и детьми. Значительным является воспитание ребенка обоими родителями. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола, и таким образом усваивает образцы мужского/женского поведения. При этом важно, чтобы у женщины были более сформированы фемининные черты личности, а у мужчины – маскулинные. Только при этом условии будет соблюдаться семейная иерархия во главе с мужчиной-лидером, который будет воплощением ответственности и уважения. Материнская же безусловная любовь и забота будет содействовать эмоциональной стабильности, отсутствию страхов у ребенка. На развитие ребенка и детско-родительских отношений влияют и другие психолого-педагогические характеристики воспитания детей, например, такие как, неправильные установки, бытующие в воспитании.

Список источников:

  1. Берн Ш. Гендерная психология /Шон Берн.– М.: Прайм-Еврознак, 2004. –320 с.
  2. Борисенко Ю. В. Психология отцовства / Борисенко Ю. В. – М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. – 220 с.
  3. Дружинин В. Н. Психология семьи / Владимир Николаевич Дружинин. – СПб.: Питер, 2005. – 176с.
  4. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины /Евгений Павлович Ильин.– СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
  5. Кон И. С. Этнография родительства / Кон И. С. – М.: Наука, 2000. – 476 с.
  6. Новак Н.Г. Социально-психологические факторы, определяющие благополучие и жизненные ценности современной семьи (на примере семей Гомельской области) / Л.Г. Соболева, Т.М. Шаршакова, И.А. Атарик, Н.Г. Новак, ЕА Шундикова // Проблемы здоровья и экологии. – Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». – №4, 2018. – С. – 71-75.
  7. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия / Носсрат Пезешкиан. – М.: Мысль, 1993. – 332 с.
  8. Терещенко М.В. Воспитание личности ребенка в поликультурной среде / М.В. Терещенко // Сборник международной научно-практической конференции «Дошкольное детство в современном поликультурном пространстве». – г. Минск, 02 ноября 2017. С. – 138-143.
  9. Ранклер Х. Брак без крика и ссор / Ранклер Х., Ранклер Д. – М.: Эксмо, 2017. – 240 с.
  10. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб.пособие / Г. Г. Филиппова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 240 с.
  11. Фромм Э. Искусство любить / Эрих Фромм. – СПб.: Азбука, 2002. – 221 с.
  12. Хамитов Н.В. Одиночество женское и мужское: опыт вживания в проблему / НазипВиленович Хамитов. – М.: АСТ; Х.: Торсинг, 2004. – 444 с.
  13. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Лидия Бернгардовна Шнейдер. – М.: Мысль, 2005. – 765 с.