Внедрение комплекса ГТО в образовательный процесс школы

СЕРТИФИКАТ

СЛЕТ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Педагогический опыт работы по теме:

внедрение комплекса ГТО в образовательный процесс  школы.

 Автор: Реутова Марина Егоровна, учитель физической культуры  первой  квалификационной категории, МКОУ Залогская ООШ, Качугский район

 

Сегодня  развитие физической культуры и спорта  являются важнейшей  задачей школы.   Государство заинтересовано в укреплении  человече­ского потенциала и повышения качества жизни россиян.

       Физическая культура,  как часть общей культуры человека,  способствует  решению социально-экономических, воспитательных и оздорови­тельных задач.

      За последние годы усилилась пропаган­да  физкультурного движения. Достойное выступление российских  спортсменов на различных соревнованиях,   включая Олим­пийские игры, является отличным  примером для наших школьников. Поэтому перед школой стоит задача      увели­чить число учащихся систематически занимающихся фи­зической культурой и спортом. В Концепции Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса прописано, что «В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на период до 2020 года, доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, должна достигнуть в 2020 году 40 %, а среди обучающихся — 80 %». Чтобы решить  эту  задачу,  необходим целый комплекс мероприятий, направленных на развитие  физкультуры и спорта.  Основным элементом данной системы призван стать Всерос­сийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Он был введен с 1 сентября 2014 года на основании Указа президента РФ от 24.03. 2014 г. № 172 .

 Внедрение физкультурно – оздоровительного  комплекса ГТО в образовательный процесс стало целью моей темы по  самообразованию. Чтобы выполнить эту цель я поставила следующие задачи:

  1. Изучить нормативные документы по комплексу ГТО.
  2. Разработать локальные акты по внедрению комплекса ГТО.
  3. Разработать план мероприятий

Свою работу  я начала   с изучения нормативных документов по комплексу ГТО.   Изучила специальную литературу. «Внеурочная деятельность.  Подготовка к сдаче ГТО» В.С. Кузнецова, Г.А.  Колодницкого.   Провели  анкетирование  «Об отношении обучающихся   к введению комплекса ГТО», с целью выявления отношения к комплексу ГТО. Было  проведено анкетирование среди  обучающихся 1 – 9 классов. В  анкетировании приняли всего 31 человек (100 % от общего количества  учащихся  школы).  Для начала необходимо было узнать, насколько учащиеся знакомы с содержанием комплекса. Им было предложено по четырех балльной системе оце­нить свой уровень знакомства с содержанием комплекса ГТО. Ниже представлены результаты оценки.

 

 

Самооценка степени знания содержания комплекса ГТО   

 

уровень знания обучающиеся
0 баллов 0 %
1 балл 25,8 %
2 балла 25,8%
3 балла 38,8%
4 балла 9,6 %

 

Полученный результат  показывает, что половина учащихся нашей школы показали знание о ГТО  «удовлетворительное», 38,8 % —  учащихся знают о комплексе ГТО «хорошо» и 9,6 % знают  «отлично». Готовность учащихся к освоению комплекса ГТО анализи­ровалась через личное отношение. Положительное  и позитивное отношение к введению комплекса ГТО – составляет 87 %, а нейтральное и отрицательное – 13%. При этом уже сегодня необходимо осознавать, что  успешность процесса будет во многом зависть от будущей позиции многочисленной группы учащихся (9,6  %), которые се­годня нейтрально настроены по отношению к комплексу ГТО.  На вопрос,  как вы узнали о введении ГТО,    было 26 ответов  — от учителей, по 10 ответов от родителей и Интернета, и   всего  3 ответа из печатных изданий. При ответе на вопрос,  как я буду сдавать нормы ГТО, которые ввели в обязательном порядке с 2016 года. Ответили, что  буду сдавать в первых рядах – 29%, приму участие, но спешить не буду  — 61 %,  сдавать буду, если заставят  — 10 %.  В эту группу попадают учащиеся, которые часто берут освобождение от уроков физкультуры, имеют по результатам медицинского обследования  подготовительную группу здоровья. На вопрос, что значит лично для вас сдача норм ГТО, обучающиеся  ответили, что видят в комплексе в первую очередь способ укрепления  собственного здоровья (20 ответов). Что даст дополнительное преимущество при поступлении в вуз – 6, получить знак отличия – 9 человек и возможность добиться спортивных результатов – 16 ответов.

Вывод:     Провести  мероприятия в школе связанные с ГТО,  классные часы,    посвященные физкультурно-спортивному  комплексу ГТО, способствовать привитию  интереса,  как среди учащихся,  так и среди педагогического  коллектива и работников школы.                                                                                    Чтобы  заинтересовать учащихся, был проведен классный час с использованием презентации «Единый День ГТО» и ознакомление  с нормами  ГТО по  возрастным ступеням.  Совместно с физоргами классов был оформлен стенд  нормативов Всероссийского физкультурно — спортивного комплекса ГТО  по ступеням. Составили с администрацией школы план испытаний (тестов) физической подготовленности обучающихся на  учебный год,  внесли   изменения в основную общеобразовательную программу основного общего образования, связанных с реализацией комплекса ГТО. На общешкольном родительском собрании приняли решение: проводить ежегодно школьный этап сдачи комплекса ГТО, фиксировать все результаты  в протокол о сдачи норм ГТО.   Сдача нормативов комплекса ГТО осуществляется  в течение учебного года, в рамках проведения уроков по физической культуре. При сдаче нормативов присутствует комиссия, утвержденная школьной администрацией. По каждому виду теста,  результаты заносятся в протокол. Обучающихся, успешно прошедших испытание в школьном  этапе, предложили участвовать в тестировании  Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Чтобы добиться хороших  результатов обучающиеся участвуют во всех  спортивных видах деятельности, которые проводятся в школе.

Виды деятельности,

осуществляемой в МКОУ Залогская ООШ

Внедрение комплекса ГТО в образовательный процесс  школы

На протяжении многих лет традиционно в сентябре  проводится школьный  туристический однодневный поход. Тот факт, что почти все обучающиеся принимают участие в этом виде деятельности, говорит о его популярности. Проверка туристических навыков состоит   из следующих  заданий: умение читать карту и передвигаться по маршруту, ориентирование на местности, сбор лекарственных трав, оказание ПП, перетягивание каната, фотоконкурс, конкурс туристских обедов, уборка и сдача территории,  полоса препятствий.  Такой этап как «Полоса препятствий» оборудованная из подручных средств состоит из нескольких видов состязаний: бревно, паутина, переправа, преодоление завала.

Судейство осуществляется на каждом этапе учителями.                            Итоги оглашаются на заключительном построении. Препятствие преодолевают не только дети, но и взрослые. Здесь дети приобретают сноровку: подниматься и спускаться  по верёвочной лестнице, проходить веревочную паутину, держать равновесие на бревне, тренируя вестибулярный аппарат.

        Фермер  В.Н. Кравцов  из  село Бирюльки  организует для обучающихся начальных классов экскурсию на пшеничное поле. Экскурсия проводится осенью. На экскурсию обучающиеся идут пешком по маршруту и выполняют задания по проверки туристических умений и навыков: собирают лекарственные травы для гербария, учатся ориентироваться на местности и изучают топографические знаки, собирают природный материал для поделок. На пшеничном поле  обучающиеся  наблюдают процесс уборки зерновых культур. Знакомятся с зерноуборочной техникой. Знакомятся с севооборотом, сравнивают урожайность с предыдущими годами. Знакомятся с профессиями.

Достигнуты  следующие результаты: в 2016 году сдавали  ГТО обучающиеся  с 5 – 9 классы на школьном уровне. В 2017 году приняли  участие первый раз в сдаче Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на V  и VI ступенях, всего сдавала 3 человека. На серебряный знак отличия выполнили 2 человека и один на бронзовый знак отличия, что составило 10% от общего количества обучающихся. В прошлом учебном году обучающиеся сдавали нормативы ГТО, только на школьном уровне.  Для увеличения количества желающих сдавать нормативы  Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в школе создали школьный спортивный клуб, в который входят обучающие школы, педагоги, работники школы, родительский комитет и жители села Залог. Проанализировав   проделанную работу,  пришли к единому мнению, что нужно увеличить количество и разнообразить физкультурно-спортивные мероприятия.  Активно к работе подключились школьный спортивный клуб «Оптимисты», Российское движение школьников, общественность. В 2018 года начали работать над программой многодневного туристического похода «Сегодня турист,  завтра — фермер».  В программе определены цели, задачи, структура, содержание и организация работы по внедрению и дальнейшей реализации Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО в рамках программы «Туризм»).  Туристический поход в рамках модели непрерывного агробизнес-образования в условиях сельской малокомплектной школы «Будущее создаём сами». В перечень заданий  по выбору физкультурно –   спортивного комплекса ГТО входит туристический  поход с проверкой умений. На  бронзовый знак необходимо продемонстрировать владение 3 навыками,  на серебряный знак – 5 навыками,  на золотой знак –  7 навыками.  Результат участника засчитывается как в личном, так и групповом составе. Проверка туристических навыков состоит  всего из 8 заданий, 4задания выполняются с учетом времени и 4 задания без учета времени. В походе проверяются туристские знания и навыки: эколого-волонтерские  навыки. Группа на практике демонстрирует  следующие задания:  сбор мусора по маршруту движения, на стоянках, вокруг  Культурно- просветительского центра Иннокентия Вениаминова, Свято — Иннокентьевского храма в с. Анга. Организация  привалов,  восстановление природной среды на местах разведения костра, укладка рюкзака из личного снаряжения, ориентирование на местности, установка палатки группой 4 человека, оказание первой  медицинской помощи,  разжигание костра, преодоление полосы,  которая состоит из  5 препятствий. 1. «Бревно». Длина бревна до 5 метров,   диаметр 20 см, закрепленное  за концы  веревками на высоте до 60 см. Участник проходит  по подвесному  бревну,  не касаясь земли. 2.«Переправа». Две веревки натягивают по горизонтали — одна внизу, другая — на верху,  расстояние между веревками  1 м,   невысоко от земли — 60 см. Участник передвигается приставным шагом  по нижней веревке, держась руками  за верхнюю веревку. 3.  «Кочки». Преодоление заболоченного участка по кочкам протяженностью  15 метров. Кочки устанавливаются зигзагообразно так, чтобы в середине этапа происходила вынужденная смена толчковой ноги. 4. «Паутина горизонтальная ».  Между  деревьями в хаотичном порядке натягиваются веревки длиной от 3 – 5 метров на  высоте   от  земли 50 – 70  см.  Участник должен перешагивать через натянутые веревки, не запутавшись в паутине. 5.«Лестница».   Между деревьев прибиваются  жерди в три ряда на расстоянии 40 см. Участник, наступая на каждую жердь, должен перелезть на другую сторону и спуститься в таком же порядке.

В рамках похода выполняются профориентационные задачи сельскохозяйственной направленности.

Обучающиеся 2018 – 2019 г. активно приняли участие в подготовке и сдаче  Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Нормативы комплекса ГТО IV,   V, ступеней  выполнили  нормативы  8 человек. На золотой знак отличия сдали – 3 человека, на серебряный знак отличия  сдали -3 человека, на бронзовый знак отличия  сдали — 2 человека,  что составило 25 % от общего количества обучающихся.

Приложение № 1

ПОЛОЖЕНИЕ

о физкультурно-спортивном комплексе  «Готов к труду и обороне» (ГТО).

                          

 I.Общие  положения.

         Настоящее Положение  разработано на основании Положения о Всероссийском   физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).    Настоящее Положение определяет цель, задачи, структуру, содержание и организацию работы по внедрению и дальнейшей реализации Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).  Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»  устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации, предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение физкультурно – спортивного комплекса по 3 уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому значкам отличия Он включает упражнения (тесты), определяющие уровень развития физических качеств, а также упражнения, способствующие формированию прикладных умений и навыков (стрельба, бег на лыжах и т.д.), основывается на принципах:

                — добровольности и доступности;

                — оздоровительная и личностно – ориентированная направленность;

                — обязательность медицинского контроля.

         К выполнению нормативов допускаются лица, систематически занимающиеся физической культурой и спортом на основании результатов медицинского осмотра и допуска медицинского работника Залогского ФАПа,  проведенного в соответствии с порядком оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

                

  1. II. Цели и задачи физкультурно – спортивного комплекса ГТО

   Главной целью физкультурно – спортивного комплекса является:

          Повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма.

   Задачами физкультурно – спортивного комплекса являются:

— формирование у  учащихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании;

— пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;

         — осуществление контроля  за уровнем физической подготовки и степенью владения практическими умениями физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;

III. Структура  и содержание физкультурно – спортивного комплекса ГТО

   Структура физкультурно – спортивного комплекса состоит  из  ступеней:

— I ступень    – возрастная группа школьников 6 — 8 лет

— II ступень   –  возрастная группа школьников 9 — 10 лет

— III ступень  – возрастная группа школьников 10 — 12 лет

— IV ступень  – возрастная группа школьников 13 — 15 лет

— V ступень   –  возрастная группа школьников 16 — 17 лет

   Нормативно — тестирующая часть состоит из следующих разделов:

Виды испытаний (тесты) и нормативы;      

Виды испытаний (тесты) и нормативы включают в себя:

— Виды испытаний (тесты), позволяющие определить уровень физических качеств и

    прикладных двигательных умений и навыков;

— Нормативы, позволяющие оценить развитие основных физических качеств и

   прикладных двигательных умений и навыков в соответствии с полом и

   возрастными особенностями развития человека.

Виды испытаний (тесты) подразделяются на обязательные испытания и испытания по выбору.

 

Виды испытаний (тесты)
      Обязательные испытания          Испытания по выбору.

 

1 Определение уровня развития скоростных возможностей Определение уровня развития скоростно – силовых возможностей
2 Определение уровня развития выносливости Определение уровня развития координационных способностей
3 Определение уровня развития силы Определение уровня  овладения прикладными навыками
4 Определение уровня развития гибкости

         Перечень видов испытаний физкультурно –   спортивного комплекса ГТО:

 — бег на короткие и средние дистанции – определение развития скоростных возможностей;

 —  наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами – определение развития гибкости;

          — бег на длинные дистанции – определение развития выносливости;

 — подтягивание на перекладине, поднимание прямых ног из положения виса на перекладине, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, рывок гири  – определение развития силы и силовой выносливости;

— подъем туловища из положения лежа,  – определение развития силовой выносливости;

— прыжки в длину, прыжок в длину с разбега – определение  скоростно-силовых возможностей;

— метание мяча для тенниса или спортивного снаряда на дальность

— бег на лыжах, туристический поход  – владение прикладными навыками;

  1. IV. Условия выполнения видов испытаний физкультурно – спортивного комплекса ГТО:

         Одежда и обувь участников – спортивная. Перед тестированием участники выполняют разминку под руководством учителя физкультуры. На всех видах испытаний обеспечиваются необходимые меры техники безопасности и сохранения здоровья участников.

  1. V. Организация работы по введению и реализации    физкультурно – спортивного комплекса ГТО.

          Координацию деятельности  по поэтапному внедрению физкультурно – спортивного комплекса ГТО осуществляет руководитель образовательного учреждения.  Требования к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов учитываются в образовательных программах образовательного учреждения по предмету «Физическая культура»

         Сдача нормативов комплекса ГТО осуществляется  в течение учебного года, в рамках проведения уроков по физической культуре. При сдаче нормативов присутствует утвержденная школьной администрацией комиссия. По каждому виду теста результаты заносятся в протокол.

  1. VI. Подведение итогов, награждение

         Норматив считается выполненным,  если участник показал результат, равный или превышающий норму на бронзовый, серебряный, золотой значок. По каждому классу выявляются школьники, сдавшие нормативы по 6, 7, 8 видам испытаний. Эти школьники считаются сдавшими комплекс ГТО.  Школа награждает учащихся,  сдавших нормы ГТО,  Почетными грамотами.