Военные вопросы в Посланиях президентов России Федеральному Собранию

Военные вопросы в Посланиях президентов России Федеральному Собранию

Military issues in the Messages of the presidents of Russia federal assembly

Гук Виктор Александрович

Guk Victor Alexandrovich

Старший преподаватель кафедры Таможенное дело и правоведение

ФГБОУ ВО ИрГПС, г. Иркутск

v_guk@ mail.ru

Аннотация. В статье анализируется отражение в Посланиях президентов Российской Федерации Федеральному Собранию проблем военного строительства в современной России.

Annotation. The article analyzes the reflection of the problems of military construction in modern Russia in the addresses Of the presidents of the Russian Federation to the Federal Assembly.

Ключевые слова: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, военная реформа, модернизация армии, модернизация оборонно-промышленного комплекса.

Keywords: Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly, military reform, modernization of the army, modernization of the military-industrial complex.

Военные вопросы за прошедшие четверть века нашли отражение практически во всех посланиях президентов России Федеральному Собранию. Исключение составляют послания 2000, 2001 и 2005 годов, в которых проблемы военного строительства в прямой постановке не поднимались. Особое место по качеству анализа проблем и достижений в области военного строительства занимает Послание 2018 года, которое является на сегодняшний день самым продолжительным (1 час 55 минут) и в котором, как никогда ранее, уделено столько внимания вопросам модернизации оборонно-промышленного комплекса (41 минута выступления!). Кстати, послание президента впервые стало мультимедийным: на видеоэкранах демонстрировалась инфографика (шесть видеосюжетов, 17 слайдов) по военной проблематике.

На разных этапах развития современной России акцент в посланиях делался на разные проблемы военного строительства. В первом послании президента Федеральному собранию (1994 г.) обозначено предназначение Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации:

— защита суверенитета и территориальной целостности, других жизненно важных интересов Российской Федерации в случае совершения агрессии против нее или ее союзников:

— пресечение угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах России, на ее государственной границе, границах других государств в соответствии с договорными обязательствами;

— проведение операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Оценка боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации на разных этапах военного строительства в постсоветской России была неоднозначной.

В 1994 году президент Б. Н. Ельцин оптимистично утверждал, что Вооруженные Силы Российской Федерации боеспособны и в целом обеспечивают выполнение поставленных перед ними задач. Но уже в 1995 году было заявлено, что они недостаточно подготовлены для обеспечения интересов безопасности России при возникновении конфликтов локального характера.

В 1997 году констатировалось, что по общему уровню технической оснащенности Вооруженные Силы Российской Федерации отстают от наиболее мощных армий мира на пять — десять, а по отдельным направлениям — на пятнадцать лет. Практически свернута модернизация вооружения и военной техники. Вооруженные Силы находятся в тяжелом положении и это положение продолжает ухудшаться.

 В завершающий год своего второго президентского срока Б. Н. Ельцин заявил, что «повышения качественных параметров Вооруженных Сил Российской Федерации из-за снижения ассигнований так и не произошло, что поставило под угрозу обороноспособность страны и проведение всей военной реформы» [1].

В начале нулевых годов (2001 г.) президент В. В. Путин подчеркнул, что тезис о том, что армия находится в состоянии разложения и в военной сфере нам нечего рассчитывать на сколько-нибудь заметные результаты является ложным. Вместе с тем понадобились годы, значительные материальные ресурсы и огромный труд российского народа, чтобы в послании 2008 года заявить о том, что Вооруженные Силы России в значительной мере восстановили свой боевой потенциал, а в 2014 году о том, что «добиться военного превосходства над Россией ни у кого не получится. Наша армия – современная, боеспособная. Как сейчас говорят, вежливая, но грозная. Для защиты нашей свободы у нас хватит и сил, и воли, и мужества» [2].

В посланиях 1990-х и начала 2000-х годов ключевыми проблемами, препятствующими нормальному ходу реформирования Вооруженных Сил России назывались:

  • проблема комплектования, которая являлась одним из самых узких мест военного строительства. Огромное число молодых людей призывного возраста имели хронические болезни, пристрастие к алкоголю, курению, а порой и к наркотикам;
  • отсутствие целостного механизма принятия решений в области обеспечения военной безопасности;
  • проблема слабой социальной защищенности военнослужащих и прежде всего несвоевременность выплаты военнослужащим денежного содержания, обеспечение жильем;
  • проблема неуставных отношений в армейской среде;
  • злоупотребления при высвобождении в ходе реформирования военного имущества.

Исходя из существующих проблем, в посланиях 90-х годов ставились следующие задачи по реформированию Вооруженных Сил России:

  • в течение 1994 — 1995 годов полностью завершить формирование Вооруженных Сил применительно к новым условиям;
  • привести в соответствие структуру и состав Вооруженных Сил как потенциальным и существующим угрозам и вызовам безопасности России и наших союзников, так и нашим экономическим возможностям.

Конечная цель военной реформы — создание достаточной обороны, качественно новых, значительно меньших по численности Вооруженных Сил и других войск, оснащенных современной боевой техникой и обладающих высокой профессиональной выучкой.

В первых посланиях (1994-1995 гг.) большое внимание было уделено необходимости проведения военно-правовой реформы. Констатировалось, что впервые в истории России на уровне нормативно-правового акта приняты Основные положения военной доктрины, устанавливающие главные направления развития Вооруженных Сил. Ставилась задача разработать и принять пакет нормативно-правовых актов (около 20 новых законопроектов), определяющих порядок осуществления военного строительства в целом, отработать правовой и организационный механизм использования Вооруженных Сил и других силовых структур в случае попытки вооруженного мятежа на территории Российской Федерации, усилить правовую защиту военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил.

Проблема необходимости военной реформы вновь была поднята в посланиях 2003-2004 гг.

Ключевыми вопросами военной реформы были названы существенное перевооружение, совершенствование принципов комплектования и улучшение самой структуры Вооруженных Сил. Модернизация армии отнесена к задачам общенационального масштаба.В посланиях 2018 — 2019 годов В. В. Путиным впервые с такой открытостью и полнотой освещены достижения и планы на будущее в вопросах модернизации Вооруженных Сил России. В них отмечено, что:

  • оснащённость Вооружённых Сил современным оружием возросла в 3,7 раза;
  • на вооружение принято более 300 новых образцов военной техники;
  • в состав стратегических ядерных сил поступило 80 новых межконтинентальных баллистических ракет, 102 баллистические ракеты подводных лодок, 3 ракетных подводных крейсера стратегического назначения «Борей»;
  • перевооружены на новый ракетный комплекс «Ярс» 12 ракетных полков;
  • количество носителей высокоточного оружия большой дальности увеличилось более чем в 12 раз, а высокоточных крылатых ракет — более чем в 30 раз;
  • по периметру границ России создано сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении;
  • численность военнослужащих по контракту возросла в 2,4 раза, укомплектованность Вооружённых Сил с 70 процентов доведена до 95-100 процентов;
  • Министерство обороны совместно с предприятиями ракетно-космической отрасли начало активную фазу испытаний тяжёлой, беспрецедентной по мощности межконтинентальной ракеты «Сармат»;
  • создана малогабаритная сверхмощная ядерная энергетическая установка, которая размещается в корпусе крылатой ракеты типа нашей новейшей ракеты Х-101 воздушного базирования;
  • в конце 2017 года на Центральном полигоне Российской Федерации состоялся успешный пуск новейшей российской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой;
  • разработаны беспилотные подводные аппараты, которые могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами;
  • в декабре 2017 года полностью завершён многолетний цикл испытаний инновационной ядерной энергоустановки для оснащения этого автономного необитаемого аппарата;
  • авиационные комплексы с гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» в режиме опытно-боевого дежурства подтвердили свои уникальные характеристики, личный состав получил опыт их эксплуатации.
  • с 1 декабря 2017 года высокоточный гиперзвуковой авиационно-ракетный комплекс приступил к несению опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа;
  • предприятия промышленности России приступили к серийному производству нового вида стратегического оружия России, получившего название «Авангард»;
  • с 2017 года в войска уже поступают боевые установки «Пересвет». В декабре 2019 года все поставленные в Вооружённые Силы «Пересветы» заступят на боевое дежурство;
  • успешно проходит испытания крылатая ракета неограниченной дальности с ядерной двигательной установкой «Буревестник», а также подводный неограниченной дальности беспилотный аппарат «Посейдон»;
  • успешно идет работа над созданием гиперзвуковой ракетой «Циркон» со скоростью полёта около 9 махов, дальностью более тысячи километров, способной поражать как морские, так и наземные цели;
  • для защиты национальных интересов России на два-три года ранее сроков, установленных госпрограммой вооружения, Военно-Морскому Флоту России будут переданы семь новых многоцелевых подводных лодок, в ближайшее время будет заложено пять надводных кораблей дальней морской зоны, ещё 16 кораблей такого класса будут введены в состав ВМФ до 2027 года.

Информация о новых вооружениях начала появляться и в других источниках. Так, например, открывая научно-практическую конференцию с руководящим составом Вооруженных сил РФ (июнь 2019 г.) Министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что Вооруженные силы России скоро получат совершенно новое оружие, боевые свойства которого основаны на технологиях лазерной энергии и гиперзвука [3]. О государственных испытаниях новой планирующей бомбы ПБК-500У, известной также как «Дрель» информирует сайт «Все об оружии» [4].

Обосновывая подобную открытость в вопросах модернизации Вооруженных Сил России В. В. Путин отметил, что все, что сказано, «отрезвит любого потенциального агрессора, а такие недружественные шаги по отношению к России, как развертывание системы ПРО, приближение инфраструктуры НАТО к нашим границам и тому подобное, с военной точки зрения, становятся неэффективными, с финансовой — неоправданно затратными и, в конечном итоге, просто бессмысленными для тех, кто это инициирует и делает» [5].

Вместе с тем было подчеркнуто, что «растущая военная мощь России никому не угрожает, у нас не было и нет планов использования этого потенциала в наступательных, а тем более в агрессивных целях…Сегодня мы с полным основанием можем заявить: в России современная, с учетом огромности нашей территории компактная, высокотехнологичная армия, сердцем которой является преданный своей Родине, готовый на любые жертвы ради своего народа офицерский корпус» [5].

Библиографический список:

  1. Послание Президента России Бориса Ельцина Федеральному Собранию РФ: «Россия на рубеже эпох». URL: http://www.intelros.org/lib/elzin/1999.htm [дата обращения: 10.09.2019]
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/ [дата обращения: 10.09.2019]
  3. Лазерный гиперзвук — аналогов в мире нет: Шойгу заявил об уникальном русском вооружении. URL: https://super-orujie.ru/blog/43990655473/Lazernyiy-giperzvuk—analogov-v-mire-net:-SHoygu-zayavil-ob-uni?mid=47709CD2332376DDB9455858DA854FA4&utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0&domain=mirtesen.ru&paid=1&pad=1 [дата обращения: 10.09.2019]
  4. Бомба-невидимка. URL:https://rg.ru/amp/2019/10/07/gosispytaniia-novogo-aviacionnogo-boepripasa-drel-zavershatsia-v-2020-godu.html [дата обращения: 5.10.2019]
  5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию».  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ [дата обращения: 10.09.2019]