Вопросы представления судебным приставам-исполнителям информацию, составляющую налоговую тайну

Вопросы представления судебным приставам-исполнителям информацию,

составляющую налоговую тайну

Questions of representation of the bailiffs-performers the information constituting a tax secret

 

Айбулатова Кристина Альбертовна

Aibulatova Kristina Al’bertovna

студентка УрФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Челябинск

aibulatovakristina@mail.ru

Аннотация. В статье поднят вопрос о включение федеральной службы судебных приставов в перечень должностных лиц, указанный в статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации. Так как налоговая тайна имеет специальный режим хранения и доступа к данной информации. Налоговая инспекция не всегда выдает им данные сведения, так как они не включены в данный перечень, за что на них накладывают штраф.

Annotation. The article raised the question of the inclusion of the Federal bailiff service in the list of officials specified in article 102 of the Tax code of the Russian Federation. Since the tax mystery has a special mode of storage and access to this information. The tax Inspectorate does not always give them information, since they are not included in this list, for which they will be imposed a fine.

Ключевые слова: налоговая тайна, судебные приставы-исполнители, налогоплательщики, разглашение сведений.

Keywords: tax secret, court bailiffs, the taxpayers, disclosure of information.

Налоговая тайна это любые полученные налоговым органом, органом внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением некоторых сведений, которые указаны в статье 102 Налогового кодекса (далее — НК РФ). [1]

Сведения, которые составляют налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, за ее разглашение может наступить материальная, административная или уголовная ответственность.

Конституционный Суд РФ в своем определение указал, что специальный правовой статус сведений, которые составляют налоговую тайну, закреплен в статье 102 НК РФ в интересах налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа публичных и частных интересов в данной сфере. Поскольку в распоряжении налогового органа и других органов, имеющих доступ, оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика и их распространение может нанести значительный вред и ущерб отдельным гражданам, частная жизнь которых является личной неприкосновенностью и охраняется законом и юридических лиц, чьи коммерческие и другие интересы могут быть нарушены. Поэтому законодательством предусмотрен ограниченный режим доступа к сведениям, которые составляют налоговую тайну. К этим данным имеют доступ ограниченный перечень субъектов, которые обладают в силу закона правом обращаться к соответствующим органам, за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях. [5]

К разглашению тайны следует отнести использование и передачу третьему лицу информации, которая составляет налоговую тайну налогоплательщика и плательщика страховых взносов, которая стала известна должностным лицам, указанным в статье 102 НК РФ. [1] Следует сказать, что не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну. [1]

В НК РФ определен список, кто имеет доступ к налоговой тайне, а именно должностные лица, которые определяются соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Я считаю, что судебных приставов стоит также включить в перечень, который указан в НК РФ, так как не все налоговые инспекции считают, что судебные приставы имеют доступ к налоговой тайне. Поэтому они отказывают в предоставлении необходимых сведений, за что потом на них накладываются штрафы. Также нигде не указано, что судебные приставы-исполнители должны хранить полученную ими налоговозначимую информацию.

В Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа судьи встали на сторону судебного пристава-исполнителя, запросившего в налоговой инспекции бухгалтерскую отчетность организации за последние три месяца. Что было необходимо для выяснения платежеспособности организации-должника, в отношение которого велось дело. Налоговый орган отказал им в предоставлении такой информации, сославшись на то, что судебный пристав-исполнитель не имеет доступа к налоговой тайне. За это на налогового инспектора был наложен административный штраф.

Постановлением ФАС Московского округа в удовлетворении заявленных требований налогового органа о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя по особым исполнительным производствам о наложении штрафа было отказано, так как в запросе судебного пристава было указано, что запрашиваемая информация нужна для исполнения требований, которые содержаться в исполнительном документе, в интересах дебитора должника. [6]

В Федеральном законе (далее — ФЗ) от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сказано, что судебный пристав-исполнитель вправе получить необходимые ему сведения. [2]

Также, Московский городской суд в своем решение отказал в удовлетворении требований об отмене актов о привлечении к административной ответственности, а именно нарушение законодательства об исполнительном производстве. Запрошенные сведения были представлены частично, так как Инспекция посчитала, что копии бухгалтерского баланса, налоговые декларации, регистрационного дела должника, сведения о ККМ, о юридических лицах, где должник является участником, не относятся к перечню сведений, к которым судебный пристав-исполнитель имеет доступ. [7]

Приказ Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (далее МНС РФ) утвердил порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, где указано, что обоснованием запроса является конкретная цель, которая связана с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую информацию. [5]

Также есть Приказ МНС РФ N ВГ-3-10/265 и Министерства Юстиции Российской Федерации N 215 от 25.07.2000 г. «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов», который регулирует порядок и организацию по взаимодействию между налоговыми органами и судебными приставами. В п. 3.1 указано, что судебный пристав, если ему не хватает необходимых сведении о должнике, направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и других кредитных организации, где открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. [3]

Так, например, Арбитражный суд г. Москвы в своем решении указал, что данный Приказ не содержит ограничении в представлении информации о лицах, которые не являются стороной в исполнительном производстве, если они необходимы для исполнения требований исполнительных документов. [6] А именно в МИФНС России судебным приставом-исполнителем был направлен запрос в отношении дебитора должника. Но в Приказе сказано, что при необходимой информации о должнике судебный пристав направляет запрос и не указаны никакие отклонения от данной нормы. Все суды опираются на ФЗ «об исполнительном производстве» и на ФЗ «о судебных приставах РФ», на то, что данный орган имеет доступ к налоговой тайне. Поэтому, я считаю, что некоторые пункты статьи 102 НК РФ стоит дополнить, чтобы у налогового органа больше не было сомнений по поводу представления налоговой тайны судебным пристава Российской Федерации.

Я предлагаю изложить некоторые пункты статьи 102 НК РФ, а именно абзацы в пунктах 1,2 и 3 в такой редакции:

  1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда, таможенным органом и органами судебных приставов сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений.
  2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, таможенными органами и органами судебных приставов, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика, плательщика страховых взносов и ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа и органов судебных приставов, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

  1. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы или органы судебных приставов сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела и федеральной службой судебных приставов.

Библиографический список:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – ст. 3824.
  2. Федеральном законе от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – №41. – ст. 4849.
  3. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – N 35. – 28.08.2000 г
  4. Приказ МНС РФ от 03.03.2003 № БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» // СПС КонсультантПлюс.
  5. Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. № 317-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ламбина Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав статьей 102 Налогового кодекса РФ» // СПС КонсультантПлюс.
  6. Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 31 января 2008 г. № КА-А40/14648-07 по делу № А40-29632/07-149-226 // СПС КонсультантПлюс.
  7. Решение Московского городского суда от 14.07.2017 по делу N 7-7810/2017 // СПС Консультант Плюс.