Взаимодействие детского сада и семьи как условие эффективного развития детей дошкольного возраста

Автор:

Бабичева Светлана Александровна

воспитатель МДОУ «Детский сад №2, г. Черемхово»

Аннотация: в статье рассмотрены разнообразные формы взаимодействия с родителями в ДОУ, как решить проблему взаимодействия детского сада и семьи.

 

 

Литература:

  1. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Педагогическое сообщество России. – М., 2006. – 92с.
  2. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: «ВАКО», 2008, 330с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда была актуальной, а в настоящее время приобрела особый смысл: большинство родителей занято работой или собой, возросло количество молодых семей, где родители уделяют недостаточно времени своим детям.

В законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребёнка, недооценивают силу педагогических знаний и умений.

Чтобы грамотно воспитывать ребёнка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Но как показывает практика, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.

В нашем детском саду ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям воспитателей.

При взаимодействии с родителями использую разнообразные формы работы.

Одной из основных форм работы остаются родительские собрания. Но как показывает практика традиционные собрания, консультации не дают нужного эффекта. Потому что родители принимают в них формальное участие. Поэтому к родительскому собранию готовимся заранее. Трудно вовлечь родителей в единое образовательное пространство, установить доверительные и партнёрские отношения. Родители не доверяют педагогам, не желают идти на контакт. Решая проблемы, я применила метод «родительское сочинение». Сочинение как метод изучения, педагог применяет в тех случаях, когда желает получить подробные неоднозначные ответы на отдельные вопросы.

Написание сочинений мы начали проводить с ясельной группы. Нам хотелось узнать о ребёнке, о его семье, есть ли у него мама, папа, братья, сестры? Какова роль этого ребёнка в семье: младший, средний, старший. Что ребёнок знает и умеет? Есть ли у него особенные успехи в какой-то области? Как родители его поощряют и наказывают? Какие качества стремятся воспитывать в нём родители? Есть ли у ребёнка желание ходить в детский сад? Чего родители ждут от детского сада?

Во второй младшей группе мы продолжаем взаимодействие с родителями через сочинение. Такая форма работы позволила узнать больше о семье ребёнка, об особенностях семьи, их интересах. В большинстве случаев необычность и непривычность задания, длительное время, требующееся для его выполнения, стремление родителя к уединению в процессе написания сочинения приводит к тому, что мы просим написать сочинение дома, в форме «домашнего задания».

Всегда приветствуется, если родители проявляют не формальное, а заинтересованное отношение к выполнению задания, приложив к своим работам продукты творческой деятельности своих детей: детские поделки и рисунки, семейные фотографии. Тематика сочинений соответствует тематическим неделям. По данным темам родители могут рассказать, куда они ходили с детьми, что там видели, где отдыхали, что интересного им запомнилось и т.п. Мы тем самым с детьми оформляем коллаж, газету, выставку поделок, где дети показывают, рассказывают, обсуждают.

Также провожу родительское собрание в форме «Дня открытых дверей». Целью такого собрания является создание условий для успешной адаптации детей при поступлении в ДОУ. Родители предварительно получают пригласительные, проходят анкетирование, на собрании взаимодействуют со специалистами, принимают участие в мероприятиях в группе (экскурсия по группе), получают буклеты.

Выстраивая взаимодействие с родителями применяю такую форму работы как «Игра 4Д» (дети, движение, дружба, двор). Родителям предлагается выбрать игру  из банка игр и поиграть в неё с ребёнком дома. После предоставляю фотоотчёт, который выносим на родительское собрание.

Привлекаю родителей к совместной работе по созданию в детском саду «Книги памяти». Особенность «Книги памяти» в том, что родители проводят исследования истории своей семьи, находят пожелтевшие от времени фотографии, расспрашивают своих родственников и знакомят с историей своей семьи своих детей. У детей тем самым сформирован интерес к истории семьи, родного края на основе воспоминаний, фотографий. Дети гордятся ветеранами. Родители принимают участие в праздничном митинге, готовят портреты ветеранов для шествия в «Бессмертном полку» в ДОУ. После создаю фильм и выношу на обсуждение на родительском собрании.

Ещё одной формой работы является создание журнала «Планета детства», который является результатом творческого сотрудничества педагогов и родителей. Журнал содержит следующие рубрики: наша жизнь (фотографии); анонс мероприятий в ДОУ; шпаргалка для родителей (консультации); растим детей здоровыми; стихи для детей; давайте поиграем; сундучок семейных секретов (высказывания родителей, детей; рассказы о семейных традициях, праздниках); «Посмотри как я могу» (выставки индивидуальных работ).

На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, создана атмосфера взаимоуважения. Таким образом, родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации. Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.