Взаимодействие органов власти и предприятий по поводу внедрения профессиональных стандартов в их деятельность

Взаимодействие органов власти и предприятий по поводу внедрения профессиональных стандартов в их деятельность

Interaction of authorities and enterprises regarding the introduction of professional standards in their activities

Молчанова Марина Львовна

Molchanova Marina Lvovna

К.э.н., доцент ФГБОУ ВО ИрГУПС, г. Иркутск

89501074526@mail.ru

 

Аннотация. В статье раскрываются вопросы, связанные с интеграции органов власти с предприятиями для использования в деятельности последних профессиональных стандартов, которые помогут  решать вопросы профессионализма работников, тем самым повывшая результативность деятельности предприятий.

Annotation. The article reveals the issues related to the integration of authorities with enterprises for use in the activities of the latest professional standards that will help to solve the issues of professionalism of employees, thereby increasing the effectiveness of enterprises.

Ключевые слова: Профессиональные стандарты, Национальный совет  Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Национальное  агентство развития квалификаций, Совет по развитию профессиональных квалификаций Иркутской области.

Keywords: Professional Standards, the National Council of the Russian Federation for Professional Qualifications, the National Qualifications Development Agency, the Council for the Development of Professional Qualifications of the Irkutsk Region.

Для обеспечения потребностей предприятий и организаций во внедрении в  их деятельность различных профессиональных стандартов при Президенте Российской Федерации был создан специальный орган — Национальный совет   Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСК РФ), деятельность которого определена Указом Президента Российской Федерации № 249 от 16 апреля 2014 года [1] и закреплена Федеральным законом № 238-ФЗ от 3 июля 2016 года «О независимой оценке квалификации», предметом которого являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности [2].

Также Законом устанавливается правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности,  и определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

Статья 6 данного закона предполагает создание Национального  агентства развития квалификаций, функциями которого являются:

1) обеспечение организационной, методической, экспертно-аналитической поддержки деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготовка для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организация формирования и ведения реестра;

4) утверждение на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом [2].

Советы по профессиональным квалификациям (статья 7) создаются по решению Национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности  для развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне, при этом:

1) утверждают оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляют в Национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации;

3) проводят отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций и наделяют их полномочиями по проведению независимой оценки и определяют наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации;

5) осуществляют мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) проверяют и признают результаты независимой оценки квалификации, принимают решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций;

7) проводят по решению национального совета независимую оценку квалификации.

Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций. В НСК РФ также должны входить  отраслевые рамки квалификаций, национальная система оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Профессиональные стандарты являются одними из элементов единой национальной системы квалификаций – комплекса взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда.

В «Положении о профессиональном стандарте», утвержденном Распоряжением Президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) говорится о том, что профессиональный стандарт предназначен для проведения оценки квалификации и сертификации как работников, так и выпускников учреждений профессионального образования; формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, для разработки учебно-методических материалов; разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры; проведения процедур стандартизации и унификации в рамках видов экономической деятельности» [3].

Профессиональный стандарт предназначен для следующего:

— проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования; 

— формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования; 

— решения задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры); 

— проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности). 

Комиссией РСПП по профессиональным стандартам рекомендованы к использованию и внесению в Национальный реестр более 50 профессиональных стандартов в следующих областях профессиональной деятельности:

— деятельность гостиниц и ресторанов;

— обслуживание гостей на предприятиях питания;

— руководство (управление) организацией;

— информационные технологии;

—  авиастроение. 

В апреле 2017 года  состоялось заседание Совета по развитию профессиональных квалификаций при Губернаторе Иркутской области, где было отмечено, что в 2017 году область вошла в число «пилотных» регионов Национального агентства развития квалификаций (НАРК) по внедрению национальной системы профессиональных квалификаций [4].

На заседании Совета был рассмотрена и утверждена «Дорожная карта» по внедрению Национальной системы профессиональных квалификаций  в Иркутской области до 2019 года, основной целью  которой является интеграция этой системы на региональный уровень,  для обеспечения развитие квалификаций в приоритетных отраслях экономики Иркутской области на основе федеральных и региональных нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность.

Участниками совета был одобрен план мероприятий Регионального центра профессиональных квалификаций по внедрению вышеуказанных документов в Иркутской области. Центр будет проводить оценку квалификаций, и  взаимодействовать с отраслевыми сообществами и Национальным агентством развития квалификаций.

В настоящее время в Иркутской области реализуются различные мероприятия, направленные на привлечение и закрепление квалифицированных специалистов в сфере образования, сельского хозяйства и здравоохранения. Так, молодым педагогическим работникам, впервые приступившим к работе в областных и муниципальных образовательных учреждениях,  расположенных в сельской местности, предоставляются единовременные выплаты денежного пособия.

Также оказывается областная государственная поддержка 25 выпускникам вузов 2012-2014 гг., переехавших в сельскую местность для работы в муниципальных общеобразовательных организациях региона, в том числе по программе «Земский доктор».

По итогам заседания Совета принято решение о подготовке предложений по перечню мероприятий, которые лягут в основу программы, отражающей основные направления по закреплению молодых кадров и востребованных высококвалифицированных специалистов на территории Иркутской области [4].

Подводя итоги, можно говорить о том, что внедрение профессиональных стандартов позволит поддерживать и улучшать стандарты качества, совершенствовать внутрифирменную профессиональную подготовку работников, выработать унифицированные условия в общении с международными партнерами, установить единство понимания требований к персоналу, таким образом, в целом повысить эффективность работы российских предприятий.

Библиографический список

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16.04.2014 № 249 «О создании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям».
  2. Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ.
  3. http://dmee.ru/docs/100/index-18365.html, «Положение о профессиональном стандарте», утвержденном Распоряжением Президента Российского союза промышленников и предпринимателей.
  4. Указ Губернатора Иркутской области от 15.12. 2016 № 303-уг «О совете по развитию профессиональных квалификаций при Губернаторе Иркутской области» (с изменениями и дополнениями).