Юридическое образование, как агент социализации молодежи

Юридическое образование, как агент социализации молодежи

Legal education as an agent of socialization of youth

 

Бронников Егор Юрьевич
Bronnikov Egor Yurievich
студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
bronnigor98@mail.ru

Зарубаева Евгения Юрьевна
Zarubaeva Evgenia Yurevna
к.ю.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

zarubaeva@ngs.ru

 

Аннотация. В статье освещены такие темы, как  правовая социализация и правовое поведение личности. В итоге все сводится к выводу об их тесной взаимосвязи под влиянием правового образования и правовое воспитание. 

Annotation. The article highlights such topics as legal socialization and legal personality behavior. In the end, everything comes down to a conclusion about their close relationship under the influence of legal education and legal education.

Ключевые слова: социализация, юридическое образование, универсальные моральные, интеллектуальные и физические идеалы, информационные технологии.

Keywords: socialization, legal education, universal moral, intellectual and physical ideals, information technology.

Университет сегодня выступает в качестве основного социального института, одновременно вводящего молодое поколение во взрослое общество и регулирующего воздействие иных типов социализации.

Чрезвычайно большое значение в процессе социализации университетской молодежи имеет образ преподавателя. В современном образовании можно заметить тенденции сводить роль преподавателя к передаче знаний и обучению конкретным прикладным навыкам. Тем не менее, для вчерашнего выпускника школы образ преподавателя — это образ представителя «мира взрослых», причем представителя, выдвинутого этим миром в качестве достойного образца для подражания. Воспитание и социализация молодежи, обучающейся в вузах, происходит и более опосредованными путями: правила и законы «взрослой» жизни в академической среде в частности, усваиваются студентами не только через взаимодействие с преподавателями, но и через взаимодействие с другими студентами, уже сделавшими определенные шаги на пути университетской социализации или только вступившими на этот путь, то есть кроме «социализации через старших» существует еще и «социализация через равных». Здесь необходимо сделать уточнение: в силу объективных причин совокупность современных особенностей университетской жизни, с одной стороны, обуславливает самостоятельность, непрерывность университетской социализации, ее отделенность от других типов социализации и в некоторых случаях даже противопоставленность им. Это позволяет говорить о существовании университетской молодежной субкультуры, которая, «как наиболее динамичная, инновационная часть культуры представляет собой целостный, относительно самостоятельный педагогический феномен, имеющий свою уникальную историю.

   Эти обстоятельства возлагают на современных преподавателей особую ответственность: их участие в социализации включает в себя не только воздействие на отдельных студентов, на отдельные группы студентов или даже студенческие сообщества — в эпоху Интернета и социальных сетей каждый преподаватель оказывает влияние в рамках гораздо более широких контекстов.

Сегодня идея университета переживает не самое простое время. Массовость образования чрезвычайно сильно и необратимо изменила образ университета в умах миллионов людей. Представления о том, каким должен быть университет, чрезвычайно изменилось в последнее время; высшее образование сейчас скорее находится в состоянии подготовки к следующему шагу, а не собственно совершает этот шаг. Информационные технологии, наоборот, бурно развиваются и достигли в своем развитии того момента, когда, с одной стороны, их влияние на сознание большинства людей становится весьма ощутимым, причем касается это в первую очередь молодого поколения. Ошибочно думать, что это влияние пренебрежимо мало, ведь в отдельных случаях информационные поводы, связанные с деятельностью преподавателей, подрывают их статус в глазах общественности: такой эффект оказывают, например, видеозаписи, демонстрирующие недостойное поведение преподавателя в аудитории, видеолекции , направленные на распространение псевдонаучных идей. Активная просветительская деятельность и противодействие псевдонауке, наоборот, подтверждают высокое достоинство профессии преподавателя. Подобные явления не только меняют общественное мнение о профессии преподавателя, но и напрямую воздействуют на процессы университетской социализации молодежи, предлагая академических деятелей в качестве примеров для подражания. [1]

В российской социологии конца 1960-х годов шла дискуссия о социализации, в ходе которой сформировались основные концепции социализационного процесса преимущественно в рамках социальной психологии (Г. М. Андреева, С. Н. Иконникова, И. С. Кон) В исследованиях молодежи различные аспекты социализации в связи с проблематикой социальной и политической активности молодого поколения рассматривали В. Т Лисовский, В. И Чупров, П. Н. Ре-шетов, Ю. Е. Волков, Ю. В. Еремин. [2]

Кроме того, именно университет и именно в лице своих преподавателей — является сегодня хранителем идеи научной истины и представления о том, что к ней необходимо всеми силами стремиться несмотря ни на что. Ценность представления о научной истине распространяется далеко за пределы университетской среды; современный человек привязан к идее истины научного типа гораздо больше, чем может казаться. На одном уровне с университетской социализацией вровень шагает и цифровая социализация, которая в той же большей степени влияет на сознание и социализацию молодого поколения , в том числе и студентов. Процесс цифровой социализации в каком-то смысле неизбежен не только для молодежи, но и для многих представителей старшего поколения — преподавателей, ученых, администраторов. Цифровая социализация предполагает лишь новый набор навыков взаимодействия человека и общества. [3]

Я, как студент юридического вуза хотел бы затронуть тему «правовой социализации» студентов таких же вузов. Правовая социализация представляет собой одну из областей освоения подрастающим поколением социального мира, его нормативной составляющей. В общем плане правовая социализация трактуется как необходимая и важная часть общей социализации и соотносится с ней как часть и целое. «Правовую социализацию можно определить как процесс приобщения индивида к социально-правовой среде, включающей познание правовых принципов и норм, формирование позитивно-оценочного отношения к ним, овладения навыками правового поведения и общения, освоение социально-правовых ролей и соответствующих им прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентации, в результате чего индивид приобретает систему личностных свойств и качеств, необходимых для адекватного функционирования в сфере правового регулирования».Правовое самовоспитание основано на сознательном развитии положительных и преодолении прежних асоциальных качеств личности, собственных недостатков, на самоконтроле. Оно предполагает усвоение, развитие, укрепление определенных принципов политики, права и морали, ценностей, социальных и правовых норм поведения с целью нейтрализации негативного внешнего влияния. Причем ведущим процессом является самовоспитание социально значимых ориентаций, установок на позитивное поведение. Следовательно, в процессе правовой социализации человек приобретает определенные правовые знания, способствующие формированию его правовой компетентности. Однако применение имеющихся правовых знаний на практике, соблюдение или несоблюдение индивидом правовых норм, зависит от его отношения к данным нормам. Непосредственной причиной правового поведения является установка действовать с определенной направленностью. Установка выражает собой порядок и является основой связанности, последовательности поведения. Возникновение установки, готовность действовать именно таким, а не каким-либо иным образом вызывает рост неопределенности или энтропию возможного поведения.

По Э. Дюркгейму, любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и физическими идеалами, содержание которых зависит от исторических традиций, особенностей развития общества. В процессе социализации человек должен приобщиться к социальным нормам, которые обладают принудительностью, императивностью, что обеспечивает соблюдение их всеми. Но, добровольное соблюдение социальных норм, составляющих общественную мораль — инструмент обуздания человеческой биологической природы и направление ее в социально-нормативное русло. [4]

 В заключении хотелось бы отметить, что социализация у каждого человека происходит на своем уровне в большей степени это зависит от факторов, которые присутствуют в его в жизнедеятельности. Дюркгейм подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и физическими идеалами, содержание которых зависит от исторических традиций, особенностей развития общества. [5]

Библиографический список:

  1. Мейдер В.А. Пайдейя и алетейя: Очерки философии образования. М., 2014.
  2. Алиева О.Г., Саввина О.В., Моисеенко М.В. Кризис национальных культур в эпоху глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2014. № 2. С. 83—91. 
  3. Мосиенко Л.В. Университетская молодежная субкультура как фактор профессиональной социализации студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (89). C. 151—155.
  4. Касьянов, В. В. Социология права : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 380 с.
  5. Потемкина Г.Н. «Анализ причин девиантного поведения детей подросткового возраста» // Вестник МГЛУ. -2015- №16 С.146