Забелло Л. Н., Машьянова С. Ю. Формирование профессиональной успешности выпускника техникума

Формирование профессиональной успешности выпускника техникума

Formation of professional success graduate of technical school

Забелло Людмила Николаевна

Zabello Ludmila Nikolaevna

преподаватель ГБПОУ БПромТ, г.Братск

Zabello.L.N@mail.ru

Машьянова Светлана Юрьевна

Mashyanova Svetlana Yurievna

Мастер производственного обучения ГБПОУ БПромТ, г.Братск

svetiksvetlanam@mail.ru

Аннотация. В статье говорится о формировании профессиональной успешности выпускника техникума, являющегося выпускником коррекционной школы (школы VIII вида).

Annotation. The article talks about the formation of the professional success of a graduate of a technical school, which is a graduate of a correctional school (a school of the VIII kind).

Ключевые слова: профессиональная успешность, квалифицированные рабочие кадры, дифференцированный подход, индивидуальные способности.

Keywords: professional success, skilled workforce, differentiated approach, individual abilities.

Система профессионально-технического образования в условиях рыночной экономики прочно утвердилась как основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров. Очень важно при этом учитывать то, что в профессиональном техникуме продолжают обучение по профессии, не только обучающиеся с 9-летним образованием, пришедшие из обычных школ, но и выпускники коррекционных школ (школ VIII вида).

В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей с интеллектуальным нарушением должно быть ориентировано на формирование социально значимых умений и навыков, владение которыми позволит выпускнику коррекционной группы после окончания профессионального техникума применить эти умения и навыки в будущей взрослой жизни.

Чтобы без особых осложнений включить обучающихся группы в учебный процесс, начинаем знакомство с изучения их личностных характеристик, истории болезни (все обучающиеся группы имеют некоторые специфические отклонения в развитии: неустойчивая и плохая переключаемость внимания; нарушения памяти; замедленный темп умственной работы; нарушения способности к обобщению; анализу, неспособность к действиям со сложной последовательностью исполнения).

Познакомившись с документами обучающихся, проводим с новичками индивидуальные беседы, где пытаемся выяснить психомоторные реакции на задаваемые вопросы (то, насколько эти вопросы для обучающихся сложны или непонятны и насколько просто и доступно нужно будет строить с ними общение, а также проводить уроки теоретического и производственного обучения; то, как развита их речь, поскольку для них, детей с нарушениями интеллекта, речь является основным средством общения).

Выясняем также то, как обучающиеся могут выполнять те или иные разовые поручения и в особенности такие, которые способствуют развитию интереса, целеустремленности, любознательности и инициативы. Если в процессе обучения не учитывать особенностей конкретной группы обучающихся, снизится эффективность коррекционного воздействия обучения на развитие обучающихся. Так, постоянное оснащение урока наглядными пособиями, постоянное объяснение всех наблюдаемых обучающимися фактов может им помешать. Поэтому необходимо  расширить диапазон видов подачи  информации, имеющей непосредственное отношение к характеру их будущей профессии. Для этого организуются экскурсии на предприятия, в повседневную работу с обучающимися включаются самостоятельные упражнения и задания на развитие внимания и навыков практического применения знаний. Проводим с обучающимися индивидуальные беседы с целью формирования их готовности к профессиональному обучению, много рассказываем о важности профессии, которой они овладевают в техникуме. Используем, по сути, любую возможность, чтобы сформировать у обучающихся простейшие навыки, которые со временем перерастут в умения выполнять различные виды работ.

При обучении профессии в соответствии с выявленным уровнем развития  намечаем и применяем следующие формы общения с обучающимися на уроках и во внеурочное время:

  • доброжелательный тон и четкая постановка вопроса при устном опросе;
  • заинтересованный тон — при сообщении нового материала;
  • моделирование на уроке различных игровых и учебных ситуаций;
  • использование рациональных словесных сочетаний с учетом индивидуальных способностей обучающихся;
  • совместная деятельность мастера или преподавателя и ученика.

Вся подготовительная и последующая ежедневная работа при условии дифференцированного подхода к обучаемым позволяет более успешно готовить обучаемых к самостоятельной трудовой деятельности. [1]

В процессе обучения необходимо создавать наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности, что создает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению психологических барьеров), обеспечивает успешное управление ученическим коллективом и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности подростков.

Чтобы результативно формировать и развивать профессиональные умения и навыки обучающихся, на уроках производственного обучения выполняются следующие условия:

  1. Группу обучающихся делим на подгруппы, руководствуясь характером и особенностями учебно-познавательной и практической деятельности обучающихся. Принимаем во внимание время, которое необходимо каждому в отдельности обучающемуся для овладения новыми знаниями.
  2. Составляем подробные планы уроков производственного обучения, а так же необходимые материалы и образцы.
  3. Подбираем задания для проведения периодического, текущего, заключительного инструктажей и подведения итогов самостоятельной работы обучающихся.

Стремимся научить обучающихся технологически правильно выполнять работы, прививаем любовь к избранной профессии через цели и задачи, поставленные на уроке, такие как:

  • обеспечить психологическую поддержку обучающегося в учебном процессе;
  • научить обобщать знания, полученные обучающимися ранее и продолжить дальнейшее изучение темы;
  • оказать педагогическую поддержку обучающемуся в процессе его становления как социально-адаптированной личности;
  • создать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого обучающегося;
  • развивать познавательную активность обучающихся;
  • воспитывать уверенность в своих возможностях;
  • развивать умения и навыки следовать заданным вербальным инструкциям;
  • развивать психические процессы: память, речь, логическое мышление, воображение, внимание, восприятие, эмоциональную сферу;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать мелкую моторику рук.

При всем этом необходимо заботиться о создании положительной атмосферы на уроке: чаще подбадривать обучающихся; помогать преодолевать страх перед новым и неизвестным, так как программа обучения в техникуме отличается от обучения на уроках технологии и труда в школе.

Для более успешного обучения профессиональным умениям и навыкам в процессе обучения необходимо делить обучающихся по их возможностям на три группы.

Для обучающихся первой группы овладение профессиональными умениями и навыками не представляет трудностей.

Обучающиеся второй группы испытывают на уроке небольшие затруднения. Медленнее, чем обучающиеся первой группы, запоминают приемы работы, хотя при неоднократном напоминании и практическом показе приемов работы усваивают их.

В третью группу входят обучающихся, которые испытывают значительные трудности при освоении учебного материала. Такие обучающиеся все усилия направляют на механическое запоминание того, что им объясняют и показывают, поэтому они часто смешивают правильное и неправильное, у них отсутствует логика в рассуждениях. Слабые обучающиеся не могут делать выводы из сказанного, не умеют правильно формулировать вопросы.

Для обучающихся второй и третьей подгруппы необходимо отводить больше времени на закрепление приемов выполнения практической работы; в доступной для них форме предлагать им терминологию, практические задания  упрощать и доводить  до уровня выполнения по норме постепенно. К таким обучающимся (особенно третьей группы) необходимо прикреплять «наставников» из числа обучающихся первой группы, которые оказывают помощь мастеру производственного обучения, и тем обучающимся, которые отстают.

В то же время все обучающиеся нуждаются:

  • в различном характере предъявления заданий (в одном случае достаточно актуализировать уже имеющиеся представления, в другом необходима организация материализованных действий обучающихся, а в третьем — к материализованным действиям должны быть добавлены словесные комментарии);
  • в различном количестве учебного времени, за которое будут усвоены знания;
  • в допущении, что изучаемые темы и разделы будут усвоены обучающимися неодинаково;
  • в постоянной помощи.

Для эффективного формирования умений и навыков у обучающихся необходимо иметь четкое представление по распределению учебного времени для успешного выполнения задания, а также о последовательности и структуре технологических процессов.

Библиографический список:

  1. Гагарина А.Е. Проблема социализации детей-инвалидов в современном обществе [Электронный ресурс].— URL : http // www.amgpgu.ru [Дата обращения: 19.01.2017]