Задания для развития навыка смыслового чтения

Н.Б. Тархова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №42» г. Братска

 Задания для развития навыка смыслового чтения

Чтение — вот лучшее учение.

 Следовать за мыслями великого человека —

 есть наука самая занимательная»

 А.С. Пушкин

Большое внимание в современной школе уделяется смысловому чтению. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД — принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Наша школа в 2016-2017 учебном году стала участником проекта «Литературный QUEST» в рамках губернаторской программы «Деятели культуры и искусства – жителям Иркутской области». Я готовила две команды 5 и 6 класса. Мы не только читали, но и тщательно работали с содержанием текстов и по каждому автору составляли задания. Такими заданиями по творчеству и произведениям Юрия Егоровича Черных я хочу поделиться. Этот опыт помог нам стать победителями и в отборочном, и финальном туре…

Читать материал полностью