Захарова И.Б. Повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом

Повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом

Increase the motivation of students to practice in physical culture and sports

 Захарова Ирина Борисовна

Zakharova Irina Borisovna

учитель физической культуры МКОУ СОШ №16, г. Бирюсинск

Zakh2016@yandex.ru

Аннотация. В статье исследуется средства и методы формирования мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

Annotation. The article researches the means and methods of forming the motivation of students to practice in physical education and sports.

Ключевые слова: физическая культура, мотив, мотивация, методы.
Keywords: physical culture, motive, motivation, methods.

Физическая культура – уникальный учебный предмет. Он обеспечивает овладение учащимися не только необходимых ему двигательных умений и навыков, но и важными знаниями о человеке, о его развитии, анатомическом строении, протекающих в нем физиологических процессах, гигиене, а так же физическая культура решает задачи воспитания человека.

Физическая культура – это не погоня за результатами, а долгая и последовательная работа учителей, родителей и самих учащихся над укреплением здоровья. При подготовке к уроку и на самом уроке необходимо учитывать не только подготовленность детей к той, или иной деятельности на уроке, но и их настроение, желания и темперамент каждого ребенка. Обучить их самоконтролю, адаптации, релаксации. Наши уроки — и для мышц, и для мозга. Успехи и неудачи в своей деятельности на уроке учителя физической культуры связывают с тем, насколько им удалось организовать учебную деятельность учащихся, где они проявляют активность, самостоятельность и сознательность. Если учитель систематически, от урока к уроку, заботится о формировании детского творчества, расширяет ученическую активность, то дети могут преумножить вносимые педагогом усилия.

Цель исследования определить и обосновать эффективные средства формирования и повышения мотивации к занятиям физической культурой у школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации.
  2. Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у школьников.
  3. Обосновать эффективность форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям физической культурой у школьников.
  4. Разработать практические рекомендации по формированию мотиваций к занятиям физической культурой.

Методы исследования: анализ методической литературы и интернет источников, сбор информации, анкетирование, педагогическое наблюдение.

Одиннадцатилетний путь школьника к физическому самосовершенствованию условно можно разделить на три этапа. Первый – начальные классы — это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры; второй этап – обучение программным двигательным навыкам и умениям на базе самостоятельного выполнения физических упражнений с учетом их тренировочного воздействия на организм; третий этап (старшие классы) – дальнейшее укрепление здоровья, развитие потребности в самостоятельных занятия избранным видом спорта.

Остановлюсь на среднем звене. В этом возрасте школьники ещё не потеряли интереса к учебе, тянутся к знаниям и любят трудиться, необходимо лишь направлять их энергию и желания в нужное русло и повышать их мотивацию.

Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя даст возможность повысить работоспособность, обеспечить успешную деятельность и снизить утомляемость во время занятия. Смена форм проведения урока, от классического до нестандартного, снижает напряженность у ребенка, дает возможность себя реализовать.

Мотив – это побудитель к действию, поступку, деятельности. Учитель старается привить интерес детям к занятиям физической культурой на каждом уроке, но эффект, в становлении этого интереса получается всё-таки незначительный.

Дело в том, что мотивация по отношению к ученику есть внутренняя и внешняя. Интерес возникает только на основе внутренней мотивации. Именно она позволяет переносить большие физические и нервно-эмоциональные напряжения с интересом, по желанию самого школьника.

При этом внутренняя мотивация возникает лишь тогда, когда внешняя мотивация (задания, упражнения, нормативы, требования и т.п.) соответствует возможностям ребёнка, когда он испытывает удовлетворение от процесса занятий и когда у него возникает вдохновение успехом при выполнении этих внешних требований.

Мною было проведено анкетирование среди учащихся 5-7 классов с целью выявления наиболее значимых мотивов к занятиям физической культурой и спортом. Всего было опрошено 127 учащихся.

Таблица 1.

Наиболее значимые мотивы отношения к физической культуре

Мотивы Мальчики Девочки
1.Стать сильным, крепким, здоровым 69% 42%
2.Научиться достигать поставленную цель, преодолевать трудности 54% 36%
3.Овладеть разными формами движений 81% 69%
4.Иметь красивое (спортивное) телосложение 73% 82%

Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Её исследованием занимались А.Ц. Пуни, Ю.В. Палайма, В.А.Соколов, Ильин Е.П. и др. Физкультурная активность детей обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий и доставляемых им удовольствие.

Проведя исследование, изучив мотивы, средства и методы для повышения мотивации к занятиям, я пришла к выводу что, наиболее эффективным является использование в работе игрового и соревновательного методов, а так же проведение различных конкурсов и мероприятий.

В своей школе я веду большую внеклассную работу. Ежегодно провожу различные праздники, викторины, интеллектуальные игры: «Парни на все 100», «Один день из жизни солдата», «А ну-ка, девушки», весёлые старты, «Физкультура и здоровье рядом идут!», «Малые олимпийские игры», туристические слёты, соревнования по подвижным и спортивным играм (волейбол, баскетбол, мини футбол, «охотники и утки», «снайперы», «пионербол»), «Президентским состязаниям» и т.д. В сентябре провожу оздоровительный кросс «Золотая осень» и соревнования по легкой атлетике.

Я стараюсь вовлекать в спортивно-оздоровительную жизнь школы каждого ученика, помогая ему подобрать вид физкультурной деятельности в зависимости от его интересов и предпочтений, уровня физической подготовленности. Ребята с ослабленным здоровьем не остаются в стороне. Они привлекаются к судейству, подготовке соревнований, вовлекаются в занятия оздоровительной ходьбой. В подвижных играх команды классов выступают полным составом, что способствует воспитанию у ребят чувства товарищества, взаимовыручки, ответственности и взаимоуважения.

Особое внимание уделяю просветительской работе. С этой целью в спортивном зале оформлены стенды: «Уголок здоровья», «Спортивная жизнь школы», «Олимпийская панорама», «Как это было» (из истории спортивной жизни школы), «Для вас родители» (с советами и рекомендациями, как помочь ребёнку, чтобы он стал жить активной и интересной жизнью, как на личном примере приобщить его к занятиям физкультурой и спортом), «Вести с соревнований». Ребята выполняют творческие задания, пишут мини сочинения по темам: «За что я люблю физкультуру?», «Что такое здоровый образ жизни?», провожу конкурс рисунков – «Физкультура глазами детей».

Много внимания уделяю проведению мероприятий с совместным участием родителей и детей. Это положительно сказывается на взаимоотношениях внутри семьи, повышает авторитет родителей в глазах ребёнка, является дополнительным стимулом для формирования интереса у ребенка к занятиям физической культурой и спортом.

В контакте я создала группу «Спортсмены школы № 16», где освещаются спортивные события школы, участие наших ребят в различного рода соревнованиях, выкладываются видео и фотографии. Все это является дополнительным стимулом для углубленного изучения и повышению мотивации к предмету.

Интерес к предмету физическая культура у моих учеников подтверждается не только активным участием в соревнованиях по различным видам спорта на уровне города, района и области, где они занимают призовые места, но и успешными выступлениями на муниципальных этапах всероссийской олимпиады школьников, заочных всероссийских и международных олимпиадах, а так же на районных научно-практических конференциях.

В результате проведенного исследования пришла к следующим выводам:

формированию и повышению мотивации школьников к физической культуре и спорту способствует:

— просветительская работа;

— необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление;

— умелое применение учителем поощрения и порицания, а так же личный пример учителя;

— игры, соревнования, эстафеты, ситуации спора и дискуссии;

— разъяснение значимости учебного предмета;

— необходимость использования полученных знаний и умений в будущей жизни.

Практические рекомендации по формированию мотиваций к занятиям физической культурой:

— реализовать интересы учащихся в сфере физической культуры и средств оздоровления человека;

— сформировать у учащихся осознанную потребность в занятиях физической культурой и спортом;

— определить способности у учащихся в области физической культуры;

— культивировать здоровый образ жизни у учащихся и родителей;

— сформировать заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, овладению теоретическими знаниями и практическими навыками по повышению физических кондиций школьника.

Для повышения мотивации учеников важен личный пример преподавателя. Его активная жизненная позиция. Считаю необходимым проведение спортивных состязаний, праздников, конкурсов, игр для детей и взрослых разного возраста. Создание спортивных и рекреационных сооружений, где каждый человек мог бы заниматься спортом. Проводить беседы и приглашать болельщиками на соревнования учеников младших классов. Пропагандировать спорт с помощью агитационных плакатов, наглядных стендов, интернет ресурсов. Организовывать встречи ребят с успешными спортсменами нашей школы, города и района. Дома, на классных часах и родительских собраниях, на школьных линейках и общегородских мероприятиях ставить в пример тех, кто занимается физкультурой и спортом, говорить о важности активного образа жизни, о сохранении своего здоровья для дальнейшей жизни.

 

Библиографический список:

  1. Ильин Е.П. Удовлетворенность деятельностью как социально-психологический феномен //Психофизическое изучение учебной и спортивной деятельности. –Л.: ЛГПИ, 1985
  2. Ильин Е.П., Лихачев Л.В. Типы зависимостей общей удовлетворенности занятиями физическим воспитанием и спортом от частных видов удовлетворенности.–Л.: ЛГПИ, 1985
  3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№2114 «Физическое воспитание». –М.: Просвещение, 1987.
  4. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. –Л.:ЛГУ, 1970.
  5. Карпушин В.А. Пути повышения эффективности обучения учащихся движениям на уроках физической культуры в 4-8 классах// Вопросы совершенствования физического воспитания учащейся молодежи. –М., 1979.
  6. Лихачев Л.В. Удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом как фактор повышения эффективности учебно-педагогического процесса: Автореф. дисс. канд. пед. Наук.-М., 1982.
  7. Наумова Н.Ф. Удовлетворенность трудом как социальная характеристика. – М.: Педагогика, 1980.
  8. Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности //Теория и практика физической культуры.1966.-№8.